СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и конструирование из бумаги».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен для воспитателей, т. к.дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия и интенсивного развития творческих возможностей человека, становления основ индивидуальности. Каждый дошкольник - маленький исследователь, стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Просмотр содержимого документа
««Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и конструирование из бумаги».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»



Пустобаева Н.А., воспитатель

I квалификационной категории



«Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и конструирование из бумаги».


«Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.



Инициативность - это способность человека действовать по внутреннему побуждению, склонность к самостоятельным, активным действиям. Для инициативной личности характерно: коммуникабельность, любознательность, умение наблюдать, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность.

Данные качества личности необходимы современному человеку, так как жизнь требует от него подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческий потенциал подрастающего поколения будет определять то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем. Следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделять большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

«Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия и интенсивного развития творческих возможностей человека, становления основ индивидуальности». «Каждый дошкольник - маленький исследователь, стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть». Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С.Выготский, Л. А.Венгер, Б. М.Теплов, Д. Б.Эльконин и др., творчески развитый ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной и конструктивной деятельности с использованием разных материалов. Эти виды деятельности являются наиболее близки и естественны для ребёнка-дошкольника, помогают развитию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, эффективное средство для формирования настойчивости, целенаправленности, аккуратности, трудолюбия. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем лучше психическое состояние, речь ребенка.

На первом этапе в процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, экспериментируют с ней, учитывая ее плотность, фактуру, возможность её преобразования и использование в различных композициях. Знакомятся с видами бумаги, узнают, что бумага для творчества используется разная (белая, цветная бумага и картон односторонний, и двусторонний; гофрированная бумага и гофрокартон; металлизированная, бархатная бумага и картон; мраморная, обойная, газетная бумага для коллажа; бумага для квиллинга, декупажа; самоклеящаяся бумага). Узнают, что аппликация - это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Конструирование из бумаги – это создание конструкций, моделей окружающего мира. На этом этапе обучения дети успешно овладевают техническими навыками: вырезыванием, обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием, складыванием, сгибанием бумаги, узнают, как можно скрепить детали из бумаги, каким образом и с помощью чего можно закрепить их на основе. 

На втором этапе воспитанникам для выполнения предлагаются декоративные композиции, включающие орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы быта, сюжетные композиции, отображающие те или иные события окружающей действительности, композиции по собственному замыслу. Творческий процесс усложняется нетрадиционной техникой выполнения работы. Такие художественные техники как обрывная, симметричная, ленточная, силуэтная, объёмная, модульная аппликация (мозаика), аппликация из салфеток, гофрированной бумаги, торцевание, оригами, конструирование сложных объёмных конструкций из готовых разверток расширяют возможности детей. При этом они учатся читать условные обозначения и точно следовать им. В процессе творчества ребята создают интересные игрушки, которые используются для оформления помещений (включая праздники), как демонстрационный, наглядный материал, для игр – драматизаций, театральных постановок. 

При создании поделок у дошкольников развивается чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Появляется чувство ритма, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, формируется чувство пропорции, гармонии. Постепенно развивается художественный вкус. Воспитанники, успешно овладевшие техническими умениями, приобретают навыки познавательно-исследовательской деятельности, усваивают навыки совместной работы через активное общение друг с другом и взрослыми. Для активизации учебного процесса используются соответствующие педагогические технологии, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе с использованием проблемных ситуаций, с учетом личностно-ориентированного подхода. Применение здоровьесберегающей технологии позволяет сохранить и укрепить здоровье ребят.

Такая деятельность не оставляет равнодушными родителей, а наоборот вовлекает их в совместное творчество. Особо заинтересованные родители в развитии творческих способностей детей, в формировании практических навыков, присутствуют и принимают участие в образовательной деятельности, где могут поделиться опытом, предложить свою идею, вместе с ребенком создать интересную художественную работу. Все работы размещаются в «уголке творчества», около которого всегда можно увидеть не только детей, но и взрослых. Все участники образовательного процесса с удовольствием принимают участие в совместном рассматривании, обсуждении. Таким образом, проходят групповые выставки. После общего рассматривания каждый ребенок имеет возможность пополнить свое собственное портфолио новой творческой работой. Интересные поделки бережно хранятся на протяжении длительного времени, по необходимости реставрируются, обогащают развивающую среду группы. Гордостью совместной деятельности взрослых и детей являются поделки, выполненные в технике папье-маше. В группе для ребят обустроен уголок изобразительной деятельности, конструирования из разного материала. Он интересен и доступен для них. Готовые изделия, сделанные руками детей, превращаются в занимательные игрушки, в которые можно поиграть с друзьями. Это положительно влияет на эмоциональное состояние детей, на воспитание нравственных, эстетических качеств личности, на расширение кругозора, мотивирует родителей и воспитанников к созданию уголков творчества дома.

Для обогащения опыта, знаний родителей проводятся семинары-практикумы, индивидуальные консультации, на которых родители получают практические рекомендации. Совместная деятельность с детьми и родителями привлекает внимание педагогов учреждения. Некоторые воспитатели перенимают накопленный опыт по данному вопросу и применяют в своей деятельности. От этого творческая работа становится разнообразней и богаче.

На третьем этапе, чтобы не угас интерес к творчеству, проводятся большие творческие выставки, мастер-классы, где все желающие могут показать искусство владения материалом. Наиболее удачные поделки отправляются на районные, всероссийские конкурсы.

Создание оригинальных самодельных сувениров, игрушек, поделок и картин – это осязаемый результат, каждое произведение уникально и совершенно в своем роде.