РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Н.В. Лещенко
КГУ «Cредняя школа-гимназия № 12» г. Талдыкорган
«Единственный путь,
ведущий к знаниям, -
Это деятельность».
Бернард Шоу
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико – ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность – это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться и на уроке, и во внеурочное время.
Изучив материалы по данной теме (см. список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа все-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы - стимулировать развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
Обучение проведению учебных исследований младших школьников;
Развитие творческой исследовательской активности детей;
Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной;
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей и корректирующей роли учителя. Учитель должен четко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что – то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях узнали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат. Для получения положительного результата детской исследовательской работы мне необходимо увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Многие родители никогда не имели возможности, участвовать в каких – либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно – исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому, что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. «Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о … (тема), посмотри в Интернете и т.д.». Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, часто нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
С первого класса я начинаю вовлекать учеников в мини-исследование. Они так и называются: «Мои маленькие исследования». Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Сразу учу детей выбирать тему проекта, определять, как они будут работать: индивидуально или в группе.
На начальном этапе ребята выполняют посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяют практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая. Например, на уроках русской грамоты в 1 классе проектная деятельность осуществлялась уже в адаптационный (букварный) период. Обобщая тему «Наша речь», дети собирали наглядную (образную) информацию по выбранному аспекту темы. Источниками информации служили беседы с взрослыми (их помощь на данном этапе обязательна), детская периодика, компьютерная и телевизионная информация, экспозиции выставок и т.д. Собрав необходимую информацию, ребята презентовали свои творческие работы: чтение стихов, театр мимики и жестов, рисунчатое письмо другу, буквы из разных материалов.
Исследовательская деятельность по теме «Алфавит» (букварный период) велась в течение всего времени изучения букв и звуков. Поскольку это длительный период, то систематически проводились обзор текущего состояния дел, организовывались промежуточные мини – презентации, оказывалась конкретная помощь учащимся и привлекались к организации проектируемых дел – родители. Приведем пример творческих проектов по теме «Алфавит»:
Показ на празднике букваря «Театра живых букв».
Проведение викторины на знание алфавита.
Создание «секретной азбуки на пальцах», передача с ее помощью сообщений.
Придумывание своих необычных азбук: фруктово-ягодных, азбуки имен.
Расстановка в классной библиотеке книг по алфавиту (по авторам)
На уроках познания мира по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформляли выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По трудовому обучению ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», «В мире животных».
На уроках литературного чтения по разделу «Устное народное творчество» ребята выполнили следующие проекты:
Книжки-малышки или книжки – раскладушки на темы: «Загадки о явлениях природы», «Считалки», «Скороговорки»;
Книжки загадок с рисунками – отгадками.
Самые интересные и содержательные проекты приняли участие в общешкольных конкурсах, победителей наградили грамотами и памятными призами: Инстранкин Ярослав – 1 место, Пшеничный Илья – 2 место.
В 3-4 классах многие ученики ужу знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чем хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить мой совет, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую – то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными и могут носить групповую форму. На уроках русского языка дети писали сочинение на тему «Что я люблю», а на уроке литературного чтения – сочинение – автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенка самого себя. Результатом стали проекты: «Знакомьтесь, это я», «Сами о себе», «Я о себе». Работы оказались просто замечательными, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы.
На уроке литературного чтения был создан проект «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.
Год создания. Авторы – создатели журнала.
Как выглядел журнал в разное время.
Сколько лет издаётся, как часто выходит.
Сколько страниц.
Главный редактор, художник.
Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
Какие разделы включает. Дать характеристику.
Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
Как сотрудники журнала ведут работу с читателями.
Любимая рубрика.
Как ты узнал об этом журнале.
Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.
Ещё один из видов уроков - исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нудна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указывать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основное моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и детской городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос.
Ежегодно в апреле в нашей школе проводится конкурс презентаций лучших проектов учащихся начальной школы.
Проект Зайцевой Софии «Мультфильм. Вред или польза?» занял 1 место, получил положительные отзывы и был рекомендован для участия в городской научно-практической конференции (МАН), где занял 1 место.
В четвёртом классе я буду продолжать работать по технологии проектного обучения, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.