СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрыты основные аспекты условий развития критического мышления у учащихся. Рассмотрена основная идея конструктивистского преподавания. В свою очередь обучение   представляется как не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ.»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ.


Докладчик: Максимишина Оксана Сергеевна,

учитель географии КГУ «Неполная средняя школа № 31»

город Петропавловск Северо-Казахстанской области


В данной статье раскрыты основные аспекты условий развития критического мышления у учащихся. Рассмотрена основная идея конструктивистского преподавания. В свою очередь обучение представляется как не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.


Ключевые слова: конструктивистская теория, критическое мышление, метапознание, обучение обучению.


В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и резуль­таты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой об­разования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся [1]. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель [2]. В современной научно-педагогической литературе представлено достаточное количество фак­тов, подтверждающих целесообразность и успешность использования разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы, используемых многими учителями во всем мире.

Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего об­разования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подхо­ды, основанные на конструктивистских теориях. Данная теория базируется на утверждении, что раз­витие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в препо­давании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.

Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, повер­хностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемон­стрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после заверше­ния ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Данная трактовка конструктивистского обучения включает в себя образ мыслей и ряд основ­ных убеждений учителя, а также знания альтернативных действий по отношению к этим убежде­ниям [3].

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению. Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными сло­вами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. В этом процессе преподаватель помогает обучающемуся: понимать требования, предъявляемые образовательной задачей; изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы; разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи; выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.

Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению, т.е. овладеть навыками критического мышления. Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Пред­полагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. На сегодняшний день, критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и син­тезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личностно значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований [4].

Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эф­фективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в об­суждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована. Ученики должны развивать крити­ческое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участво­вать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.

Анализируя проведенные уроки с использованием технологии развития критического мышления, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий данной технологии активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, постепенно повышается качество по предмету.


Использованная литература:

  1. Barber, M. & Mourshed, M. (2007) [Как лучшие школьные системы выходят на первое место]. Online at http://mckinseyonsociety.com/how-the-worlds-best-performingschools-come-out-on-top/ Accessed on 19th November 2011.

  2. Stronge, J., Ward, T. & Grant L. (2011) [Что делает хороших учи­телей хорошими? Сопоставительный анализ связи между эффективностью учителя и до­стижением ученика]. Journal of Teacher Education, 62, 339. DOI: 10.1177/0022487111404241.

  3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. АОО «НИШ», 2012 г. – 306 с. – с. 110-111.

  4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. АОО «НИШ», 2012 г. – 306 с. – с.155-156.