2016г.
Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранено наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении. Для мышления умственно отсталых детей характерно: нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования); сниженная активность мыслительных процессов; наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный;
Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых детей в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым (например, цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства. В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение
При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным – наглядно-действенное. В школьном возрасте у таких учащихся преобладающим является наглядно-образный вид мышления, но для него характерны недостатки при оперировании образами. У детей отмечается малая динамичность образов, их фрагментарность. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность , неспособность самостоятельно оценивать свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями обычно начинают работу, не недослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивация мышления у умственно отсталых детей снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий. Возможно, совершенствование мышления умственно отсталых детей при грамотном построении процесса обучения с опорой на его сохранные стороны. Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря ощущениям и восприятию. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У умственно отсталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недостатков их восприятия. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность. Для представлений умственно отсталых детей характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Однако даже в тех случаях, когда анализаторы сохранены, восприятие умственно отсталых детей нарушено и отличается рядом особенностей. К ним относятся: нарушения обобщенности; замедленный темп восприятия; узость объема восприятия; малая дифференцированность; пассивность восприятия. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Это проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи. Отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Таким образом, пассивность процесса восприятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что умственно отсталые без стимулирующих вопросов педагога практически не могут выполнить доступное их пониманию задание. Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотично, с нарушенными целенаправленностью и целостностью. У умственно отсталых отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний – основные средства улучшения качества восприятий и ощущений. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низким объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение – непрочностью; воспроизведение – низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Умственно отсталые дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых детей формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость. Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются: запоминание – недостаточной полнотой и точностью, замедленностью; сохранение – неосмысленностью и непрочностью; воспроизведение – низким объемом, искажениями материала, привнесениями. Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников. При этом если у нормально развивающихся школьников замечено значительное преимущество произвольного запоминания над непроизвольным, то у умственно отсталых детей нет существенных различий между продуктивностью этих двух видов запоминания. Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем наиболее полно, точно и прочно запоминаются реальные объекты, менее успешно – их изображения и еще с более низким результатом слова, их обобщающие. Опосредованная смысловая память у умственно отсталых детей развита слабо. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. При этом они могут запомнить определенный, довольно ограниченный объем материала. При запоминании и осмыслении материала не могут пользоваться логическими приемами. Над логической памятью у них преобладает механическая. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. В этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Недоразвитие этих характеристик у умственно отсталых детей отрицательно влияет на воспроизведение материала. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у них носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых детей к ошибкам при воспроизведении. При работе с умственно отсталыми детьми была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что они воспроизвели, недостаточно, они добавляют свои объекты. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Воспроизводимые умственно отсталыми детьми тексты сжаты, непоследовательны, фрагментарны, содержат неточности, пропуски, замены, привнесения. Следует также отметить недостаточный объем воспроизводимого материала. При организации процесса обучения умственно отсталых детей большое значение имеет повторение материала. Исследования памяти детей с умственной отсталостью показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребенка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки. Необходимо указать и на такую особенность памяти этих детей, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости. Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых детей также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость; трудности привлечения и распределения внимания; замедленность переключения. Внимание умственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченными, к объекту, внимание умственно отсталых детей быстро истощается и характеризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Такие дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимания ослабевает или исчезает полностью. Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производится впечатление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, но произвольность их деятельности остается крайне низкой Наиболее нарушенным у умственно отсталых детей считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Внимание умственно отсталых детей страдает также от трудности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталого ребенка плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности. Для умственно отсталых детей характерен более низкий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых детей нарушены. Преобладающим является непроизвольное внимание. Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных формах заболеваний он имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбуждения характерны более высокая привлекаемость внимания и более высокий объем. Однако они слабо концентрируются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыслей. У учащихся, страдающих олигофренией с преобладанием процессов торможения, отмечается противоположная картина – трудность привлечения внимания в сочетании с длительностью концентрации. В процессе коррекционного обучения внимание умственно отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания. Воображение у детей с умственной отсталостью отличается неточностью, фрагментарностью. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в новых знаниях. Для воображения умственно отсталых детей характерно: нарушение построения образа конечного результата деятельности; неумение создавать программы поведения в ситуации неопределённости; трудности в создании образов, заменяющих деятельность; неосознанность создания образов описываемых объектов. Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости. Воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Степень интеллектуального дефекта имеет значительные вариации у детей с различными видами умственной отсталости. Наряду с недостатками развития познавательной сферы у детей с легкой умственной отсталостью имеются потенциальные возможности совершенствования интеллектуальных способностей. Таким образом, при коррекционном обучении у умственно отсталых детей развиваются такие сложные виды психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ними психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задания, направленные на развитие познавательных процессов у учащихся с недостатками в развитии
№ | Название игры | Цель | Содержание |
-
| «Будь внимателен» | стимулирование слухового внимания | Дети шагают по кругу, затем учитель произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» – прыгать, на слове «лошадки» – ударять «копытом» об пол, «раки» – пятиться, «птицы» – бегать раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге. |
-
| «Карлики и великаны» | развитие активного внимания | По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают учитель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку в разном темпе. |
-
| «Игра с флажками» | развитие зрительного внимания | Когда учитель поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. |
-
| «Опиши по памяти» | развитие зрительной памяти | Учитель на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит… |
-
| «Найди картинку» | развитие зрительной памяти | Учитель на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показал. |
-
| «Запомни картинку» | развитие памяти | Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку. |
-
| «Что изменилось» | развитие памяти и внимания | Учитель ставит перед детьми 3-7 игрушек и дает посмотреть несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось. |
-
| «Запомни игрушки» | развитие памяти и внимания | На столе выставлены 3-7 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе. |
-
| «Назови одним словом» | развитие умения классифицировать, обобщать | Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пчелы, молотки, отвертки. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом («Посуда», «Транспорт», «Одежда», «Животные», «Инструменты», «Насекомые»). |
-
| «Четвертый лишний» | развитие логического мышления | 1 вариант. Каждому ребенку по очереди называются 4 слова. Ребенок должен выбрать лишнее слово, которое не подходит к трем остальным (например: чашка, ложка, ботинки, тарелка). 2 вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным. Объясните, почему оно лишнее.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
-
| «Угадай, что я загадала» | развитие мышления | Перед ребенком выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов учитель загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы кроме прямого вопроса с названием. |
-
| «Собери цветок» | развитие мышления | Каждому ребенку выкладывается круглая карточка – середина будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д.) Затем игра проводится так же, как в лото: логопед раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый ребенок должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.) |
-
| «На что похоже» | развитие мышления | Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг – пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник – чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник – крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал – огурец, слива, яйцо, рыба, лист. |
-
| «Логические концовки» | развитие мышления | Лимоны кислые, а сахар… (сладкий) Если стол выше стула, то стул… (ниже стола) Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками) Если два больше одного, то один… (меньше двух) Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши) Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки) Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры) Если правая рука справа, то левая… (слева) Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами) Нож и кусок стекла – оба… (острые) |
-
| «Числовые ряды» | развитие мышления | Дети должны продолжить числовые ряды еще на два числа, предварительно выяснив закономерность построения каждого ряда. 10, 9, 8, 7, 6, 5… 5, 10, 15, 20, 25… 6, 9, 12, 15, 18, 21… 2, 1, 3, 1, 4, 1, 5, 1… 2, 3, 5, 6, 8, 9… |
-
| «Магнитная мозаика» | развитие творческих способностей | Игра состоит из различных геометрических фигур на магнитной основе. Дети соревнуются, кто из своего набора сложит больше разных предметов. Это могут быть домики, машины, поезда, столы, стулья. |
-
| «Занимательные вопросы» | развитие аналитико-синтетической деятельности | 1) Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят? (Четыре)
2) Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Два румяных наливных, Два с кислинкой. Сколько их? (2 или 4)
3) Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля)
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | 4) У него четыре лапки, Лапки-царапки, Пара чутких ушей, Он – гроза всех мышей. (Кот) 5) Спинка, доска и 4 ноги – что я задумала, скорей назови? (Стул)
После анализа загадок и отгадок можно попросить детей нарисовать одну из отгадок. |
-
| «Разрезные картинки» | развитие целостного восприятия (определить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность) | Картинка с изображением любого предмета, известного ребенку (машина, собака, человек) разрезается на несколько частей (количество детей постепенно увеличивается от 2 до 10). Сначала ребенку предъявляется сложенная картинка. Затем ее части раздвигаются, перемешиваются и ребенку предлагается сложить картину заново. Задачу можно усложнить, разрезав картинку не по прямым линиям. |
-
| «Составь фигуру» | развитие целостного восприятия зрительного анализа и синтеза | Детям предлагается составить два равных треугольника из 5 палочек; два равных квадрата из 7 палочек. |
-
| «Ответь на вопросы» | развитие логического мышления, установление причинно-следственных отношений | Детям по очереди предлагается ответить на вопросы. Возможные вопросы: Учитель наказал мальчика. Кто провинился? Собаку укусила оса. Кто кусался? Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице? Витю слушал учитель. Кто говорил? Петю ударил Ваня. Кто драчун? Володю ждет Лена. Кто задержался? Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? Лес позади дома. Что впереди? Автобус впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик ниже девочки. Кто выше? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже? |
-
| «Ответь, что я сделала раньше» | развитие логического мышления, причинно-следственных отношений, формирование умений устанавливать логическую последовательность между определенными событиями и действиями | Я позавтракала после того, как приняла душ. Я выпила чаю после того, как пришла с улицы. Я много тренировалась, прежде чем выступить на соревнованиях. Прежде чем пойти на работу, я позавтракала. Я поздоровалась, прежде чем начать разговор. Я зашла в магазин, прежде чем поехать домой.
|
-
| «Чем похожи, чем отличаются» | развитие мышления, формирование сравнения как одной из мыслительных операций | Учитель предлагает детям два предмета. Дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Слива и персик. Мальчик, девочка и кукла. Птица и самолет. Кошка и белка. Апельсин и оранжевый мячик такого же размера. Фломастер и мел. |
-
| «Найди ошибки» | развитие словесно-логического мышления, слухового внимания и фонематического восприятия | Учитель читает детям короткие стихи, в которых перепутана одна буква. Они слушают, думают, может ли такое быть на самом деле. А потом исправляют слово, где буквы перепутаны.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | 1. На виду у детворы КРЫСУ красят маляры (крышу). 2. Посмотрите-ка, ребятки: РАКИ выросли на грядке (маки). 3. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей). 4. На пожелтевшую траву Роняет ЛЕВ свою листву (лес). 5. Закричал охотник: «Ой! ДВЕРИ гонятся за мной!» (звери) |
-
| «Составь слова» | развитие звуко-буквенного анализа и синтеза | Детям предлагается составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р |
-
| «Скажи наоборот» | уточнить словарь признаков; формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу | Ребенку предлагается назвать слова, противоположные по значению: тонкий - … острый - … чистый - … громкий - … грустный - … сильный - … низкий - … здоровый - … большой - … яркий - … и т. д. |
-
| «Собираем букет» | расширение объема слуховой памяти; развитие памяти на линейный ряд; уточнить и обобщить понятие «Цветы» | Первый участник называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т. д. Игра ведется в быстром темпе. |
-
| «Шифровальщики» | развитие логического мышления, усложненного заданием на запоминание | Необходимо расшифровать и запомнить зашифрованные двузначные числа МА ВК ЕИ ОТ СА ПО Ключ к шифру 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | М | В | Е | К | О | С | И | П | Т | Время выполнения 1 минута. |
| «Исправь пословицы» | развитие логического мышления | Детям предлагается таблица (при индивидуальной работе – карточки) с пословицами, записанными в 2 столбца; в I – начало, в II – окончания, не соответствующие друг другу. Инструкция: «Прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу; запомнить «исправленные» пословицы. Время выполнения 1 минута. I карточка Назвался груздем, Любишь кататься, Сделал дело – Делу время, II карточка гуляй смело. потехе час. полезай в кузов. люби и саночки возить.
|
| «Пары слов» | развитие логического мышления и смысловой памяти | Ребенку зачитывается 10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Затем называется ребенку только первое слово из пары, а он вспоминает второе слово: яйцо – курица лес – дерево дом – город
|
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| река – озеро шуба – холод птица – полет лампа – вечер корова – молоко ученик – школа щетка – зубы |
| «Припоминание слов тройками» | развитие смысловой памяти | мак – алый – цвести конфета – сладкая – угостить пальто – теплое – надеть кит – огромный – плыть помидор – сочный – расти диван – удобный – слушать |
| «Из слогов – слова» | развитие навыков слогового анализа и синтеза | Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван) Составь 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре (Ответ: ка-ша, ру-ка, ре-ка) Составь 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га (Ответ: мо-ло-ко, до-ро-га) |
| «Составь слова» | формирование звуко-буквенного анализа | Ребенку предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. а) составь не меньше 10 слов по следующим конструкциям: _О_Ь М _ _ б) составь 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено (свобода, свирель, свитер…) |
| «Доскажи словечко» | Уточнение словарного запаса; активизация словаря | Учитель читает стихотворный текст, а дети хором договаривают слова. 1. От домашнего порога Лентой тянется… (дорога). 2. Песок горячий, как утюг, Ведь мы приехали на… (юг). 3. Однорукий великан, Стоит дом подъемный… (кран) 4. Час работы всюду нет – Всё закрыто на… (обед) 5. Всё очнулось ото сна, Всё цветет – пришла… (весна) |
| Конкурс скороговорок | формирование темпо-ритмической организации речи и совершенствование слуховой памяти | Кто большее число раз и без ошибок произнесет предложенную скороговорку. Кол около стола, стол около кола. Дятел дуб долбил, да не додолбил. Не жалела мама мыла, Мама Милу с мылом мыла. Петя пилил пилой пень. В зимний холод всякий молод. Колпак под колпаком, под колпаком колпак. По траве тропа протоптана. У пеньков опять пять опят.
|
| «Четвертый лишний» | развитие словесно-логического мышления: развитие операций классификации и обобщения | Учитель : «Послушай ряд слов, найди лишнее. Каким понятием можно обобщить оставшиеся слова? 1. Мак, лук, тюльпан, пион (цветы) 2. Тарелка, каша, чашка, чайник (посуда) 3. Стул, диван, шкаф, подушка (мебель) 4. Носки, ботинки, тапочки, туфли (обувь) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| «Опиши предмет» | выявление постоянных признаков предмета путем логического рассуждения | 1 вариант. Подними руку, если слово подходит для описания данного предмета. Мед – сладкий, тягучий, желтый, сыпучий, ледяной. Мех – твердый, горячий, шелковистый, липкий, мягкий. Трамвай – быстрый, усталый, белый, железный, холодный. 2 вариант. Учитель называет предмет и его часть. Если предмет не может обойтись без этой части, ты хлопаешь в ладоши, а если может – опускаешь руки вниз. Дерево не бывает без… (корней, листьев, плодов, цветов, коры) Шкаф не бывает без… (полок, ручки, замка, одежды, дверцы) Чайник не бывает без… (носика, крышки, ручки, ситечка, заварки) Зима не бывает без… (снега, дождя, горки, листопада, елки) После выбранных ребенком ответов обязательно узнать, как он рассуждал, почему остановился на конкретном варианте, не носят ли его ответы «угадывающего характера». |
| «Исправь слово» | развитие словесно-логического мышления, воображения и фонематического восприятия | Учитель читает детям короткие стихи, в которых перепутана одна буква. Они слушают, думают, может ли такое быть на самом деле. А потом исправляют слово, где буквы перепутаны. На виду у детворы КРЫСУ красят маляры (крышу).
Посмотрите-ка, ребятки: РАКИ выросли на грядке (маки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей).
На пожелтевшую траву Роняет ЛЕВ свою листву (лес). |
| «Угадай сказку» | расширение кругозора, развитие внимания и памяти | Учитель «Давайте вспомним сказки, которые вы знаете. Я читаю вам загадку, а вы угадываете, о каком сказочном герое идет речь и из какой он сказки.
Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке… («Колобок»)
|
|
|
| Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! («Снегурочка»)
Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко… («Петушок – золотой гребешок»)
|
| «Контрастные (противоположные по значению) слова» | обогащение словарного запаса антонимами | 1. «Если суп не горячий, то это значит, что он… (какой?)» 2. «Если на дворе не сухо, то это значит, что на дворе… (как?)» 3. «Если в комнате не светло, то это значит, что в ней… (как?)» |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 4. «Если ты не сытый, то это значит, что ты… (какой?)» 5. «Если у нас в комнате не грязно, то это значит, что в ней… (как?)» 6. «Если наш ножик не тупой, то это значит, что он… (какой?)» 7. «Если мой мешок не тяжелый, то это значит, что он… (какой?)» 8. «Если башмаки не новые, то это значит, что они… (какие?)» Если ребенок затрудняется дать ответ, ему можно оказать стимулирующую помощь в форме вопроса. Например: «Как мы по-другому называем нехолодный суп? Мы говорим что он… (какой?)» |
| «Узнай предмет» (животных, птиц) | уточнение представлений детей о животных и птицах; формирование умения называть объект по описанию | 1. Круглый, полосатый, с огорода взятый (Арбуз) 2. Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит – Сядет и укусит. (Комар) 3. Узнавание предмета, животного, птицы по действия, связанным с ним (спит в берлоге, сосет лапу; скачет по деревьям, грызет орехи, сушит грибы и ягоды; живет в норе, следы хвостом заметает, кур в деревне таскает; жужжит, летает, из цветков нектар собирает). |
| «Повтори за мной» | развитие кратковременной слуховой памяти | Учитель произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последовательности. |
| «Чего не хватает на рисунках?» | развитие целостного восприятия | Учитель показывает ребенку не законченные рисунки, а ребенок должен догадаться, что забыл нарисовать художник. Например, у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо, у зайца – лапу, у дома – окно, у чайника – ручку, у велосипеда – колеса, у самолета – крыло. |
| Разучивание стихотворений | развитие связной речи, ее выразительности, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие произвольной словесной памяти | Мишка Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
Зайка Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок! Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик. (А. Барто) |
| «Найди и вычеркни» | развитие продуктивности и устойчивости внимания | Заготавливаются картинки, на которых нарисованы знакомые ребенку предметы (домики, флажки, звездочки). Ребенку предлагается зачеркнуть только все домики или только все флажки. Задание постепенно усложняется – дается большее количество предметов.
|
| «Пустой квадрат» | развитие мышления | В пустом квадрате ребенку предлагается нарисовать недостающую фигуру, используя найденную закономерность. |
| «Найди отличия» | развитие зрительного внимания | Учитель показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунков отличается от другого. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| «Лабиринты» | развитие зрительной координации | Дети получают по несколько изображение лабиринтов, покрытых калькой. Карандашной линией дети показывают путь прохождения лабиринта. Детям предлагается выразить в речи направление движений. |
| «Какие предметы спрятаны в рисунках?» | развитие способности ребенка формировать образы, распределять внимание; развитие зрительного внимания | Ребенку объясняется, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях. Время выполнения – 1 минута. |
| «Объясни выражение» | повысить уровень активного словарного запаса слов, выяснить, как ребенок понимает значение выражения | 1) «Лакомый кусочек» (что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное) 2) «Медвежья услуга» (неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред) 3) «Бить баклуши» (праздно проводить время, бездельничать) 4) «Блоху подковать» (проявить необыкновенное умение в каком-либо деле, тонкое мастерство) 5) «Как белка в колесе» (беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов) 6) «Волк в овечьей шкуре» (нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым) 7) «Искать иголку в стоге сена» (о том, что нельзя найти) |
| Тексты для пересказа | Выявить возможность воспринимать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст и умение отвечать на вопросы по тексту | Белка (Е. Чарушин) Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит. Вопросы: 1) Почему белка не боится холода? 2) Почему белка не боится охотников летом? 3) Что делает белка летом? 4) Что делает белка зимой?
Кошка (Е. Чарушин) Кошка Маруська… в чулане мышь поймала, за это хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, песенки поет – мурлычет, а ее котеночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. Вопросы: 1) Кого поймала кошка Маруська? 2) Что делает кошка? Почему? 3) Кто есть у кошки? 4) Что делает котеночек? |