СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков самооценки и самоконтроля у воспитанников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поскольку воспитанники  еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за ребятами со стороны воспитателей. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль воспитанников  не отменяет контроля воспитателя  и не снижает его роли, а наоборот усиливает его.  Воспитатель должен систематически изучать и анализировать ошибки воспитанников, обращать внимание на внутреннее содержание, должен выявлять причины их появления и принимать меры к предупреждению ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самооценки и самоконтроля у воспитанников.»

Развитие навыков самооценки и самоконтроля у воспитанников.

Работа воспитателя заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей , в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами .

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанников. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у воспитанников.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.

Самоконтроль- это умение воспитанника оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я сделал? Все ли я сделал? Очень близко к этому определению самоконтролю определение В.И.Страхова, который считает, что “самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов”.

Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Поскольку воспитанники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за ребятами со стороны воспитателей. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль воспитанников не отменяет контроля воспитателя и не снижает его роли, а наоборот усиливает его. Воспитатель должен систематически изучать и анализировать ошибки воспитанников, обращать внимание на внутреннее содержание, должен выявлять причины их появления и принимать меры к предупреждению ошибок.

Очень важным приемом обучения самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, т. к. в первую очередь воспитанника нужно научить находить ошибки у человека (контроль). Со временем воспитанник начнет переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю.

Самоконтроль – самостоятельная процедура , осознание и оценка воспитанником собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий.

Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле воспитанника, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Особое внимание уделяется работе по воспитанию реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля.

Работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки положительно влияет на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Также умение сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.