МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Тема проекта:
«Развитие познавательного интереса путём формирования научно – исследовательской деятельности у учащихся»
Проект
учителя химии
Рейновой Виктории Михайловны
учителя химии
МБОУ «Дачновская средняя
общеобразовательная
школа» городского округа
Судак
Судак – 2015
Введение
Перед учителем стоит одна из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и общего развития каждого школьника и индивидуального развития творческой личности.
Каждый ребёнок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру с первого дня и удержать его до окончания школы? Учителю надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Для этого выделяют основные направления работы, направленные на развитие в коллективе каждого ребёнка – это развитие познавательного интереса на уроках путём формирования научно – исследовательской деятельности у учащихся.
Учителя часто сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно или просто учиться. Среди причин потери интереса учащихся можно назвать однообразие уроков, шаблонное обучение. Творческий подход учителя к уроку, разнообразие приёмов могут обеспечить его эффективность.
Для раскрытия творческих способностей детей мы применяем активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, походы и экскурсии, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия, им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Один из способов развития познавательной активности учащихся - это использование программных педагогических средств и мультимедийных технологий, которые дают возможность повысить активность учащихся. Надо сосредоточить внимание на использовании информационных технологий. Это даёт возможность:
Осуществлять контроль с обратной связью, диагностировать ошибки и оценивать результаты учебной деятельности.
Осуществлять самоконтроль знаний.
Проводить виртуальные лабораторные опыты.
Внедрять самоподготовку учащихся.
Индивидуализировать процесс обучения, благодаря возможности работать в собственном темпе.
Использование мультимедиа расширяет дидактические возможности других средств обучения. С помощью компьютера можно показать самое главное, сущность процессов и явлений в динамике. Можно оформить набор слайдов по различным темам и применять на уроках; учителю будет легче сосредоточить внимание учащихся.
Комплексное использование всех этих средств обучения делает урок разнообразным, что способствует развитию познавательного интереса учащихся.
При формировании научно – исследовательской деятельности у учащихся уделяем внимание экологическим проблемам с целью ознакомить с принципами экологической безопасности и её значения в жизни молодого поколения, воспитываем экологическую сознательность школьников.
В нашей школе осуществляется естественный профиль обучения, поэтому всё вышесказанное помогает ребятам в развитии познавательного интереса и научно – исследовательской работе. Профильная школа направлена на потребности старшеклассников, поэтому необходимо согласование общественных и личностных ценностей, применение инновационных технологий.
Цель работы:
- развитие познавательного интереса на уроках;
- вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность;
- индивидуальное развитие творческой личности.
Для достижения цели определяют следующие задачи:
- стимулирование деятельности учащихся путём формирования познавательного интереса;
- ознакомление с новыми понятиями и способами действий;
- развивать умение отражать своё отношение к изучаемому объекту в различных видах творческой деятельности;
- развивать логическое мышление школьников;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения;
- вызывать интерес к предмету.
Раздел 1
Формирование познавательного интереса на уроках
Познавательная самостоятельность – это качество личности, которое состоит в способности и стремлению к самостоятельному усвоению новых знаний, их использовании. Формируется она в процессе познавательной деятельности, которая включает в себя:
- активное отношение учащегося к цели;
- самостоятельный выбор содержания и способа деятельности;
- навыки самостоятельной работы;
- преодоление познавательных трудностей;
- создание познавательной проблемной ситуации.
При создании познавательных проблемных ситуаций задача учителей состоит в том, чтобы удачно смоделировать каждое задание, оказать необходимую помощь учащимся для самостоятельного решения заданий и выявления познавательной активности.
Решение любой проблемы создание среди учащихся эмоционального возбуждения, творческого поиска, что содействует активному способу мышления на уроках, формирует познавательную активность школьников. Системное использование на уроках таких задач обеспечивает активное изучение материала. Такие занятия расширяют знания учащихся. Постепенное усложнение задач с целью активации деятельности даёт возможность учащимся раскрыть свои способности. Школьники самостоятельно решают проблемные вопросы, готовят аргументированное выступление в виде схем, таблиц.
Приоритетным в оценивании творческой самостоятельной познавательной деятельности является моральное удовлетворение.
При постепенном усложнении интерактивных технологий индивидуальная самостоятельная работа каждого ученика переходит в коллективную. В результате некоторые учащиеся берут активное участие в олимпиадах, конкурсах по учебным предметам, участвуют в научно – исследовательских конкурсах .
Во время самостоятельной познавательной деятельности школьника происходит его самообразование, а это процесс бесконечный.
При изучении предметов естественных наук, обязательным является познание мира во всём его разнообразии (полезные ископаемые, растения, животные, окружающая среда).
Надо, по возможности, вызывать интерес у учеников к познанию природы. Для этого на уроках можно использовать разные методы и приёмы, во время практических работ и факультативных занятий изучать свойства минералов, почвы, воды, воздуха. Создание компьютерных презентаций даёт возможность школьникам наглядно показать изменения, которые происходят в окружающей среде, делать прогнозы на будущее в виде графиков, диаграмм, таблиц и т.д.
Проводя наблюдения за окружающей средой, сравнивая, описывая и обсуждая результаты, ученик вырастает в умного, ответственного человека, который переживает за состояние окружающей среды.
При формировании познавательной активности следует учитывать индивидуальные особенности учеников, повышать познавательный интерес к предмету, осуществлять интеграцию с другими дисциплинами.
Раздел 2
Работа с одарёнными детьми
Говорить о работе с одарёнными детьми очень важно. Эта тема остаётся открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, несправедливо полагая, что одарённых детей не так уж много.
Задатки, одарённость, способности – это три неразрывные составляющие, в результате своевременного определения и развития которых можно достичь высоких результатов в определенном направлении деятельности ученика.
Современная школа, как и современное общество, требует значительное усовершенствование учебного процесса, которое должно привести к высоким темпам развития ребёнка, к формированию активной, творческой, способной нестандартно мыслить личности.
Умственные способности имеют значение, когда возникает потребность у ребёнка в их применении, когда надо находить в окружающей действительности новые проблемы. Для этого деятельность должна быть новой и интересной для всех.
Задания для учащихся надо подбирать так, чтобы им хотелось творить, только так среди массы детей можно выделить одарённых для дальнейшей углубленной работы с ними.
Перед учителем стоит задание о всестороннем развитии личности. Фундаментом для развития способностей выступают познавательные интересы - это направленность личности на сферу познания, к её предметной стороне и самого процесса овладения знаниями.
При работе с одарёнными детьми надо учитывать:
- Индивидуальную работу с учащимися. Ученик должен постоянно стремиться достичь новых вершин интеллектуального творчества.
- Принцип разумной меры. Учитель прогнозирует уровень сложности предложенных заданий для определённого школьника.
- Принцип вариативности. Ученик должен понимать, что лучше решить одну задачу несколькими способами, чем несколько однотипных задач. Надо обладать огромным диапазоном знаний для решения задач.
Для учителя главное – учить детей мыслить творчески, аргументированно высказывать свою мысль. Надо создавать такие педагогические ситуации, которые ставят ученика на место исследователя. Характерная черта таких занятий – сотрудничество учителя и учеников в получении знаний, усвоении новых способов познания.
Как научить ученика решать нестандартные задачи?
Прежде всего следует учитывать, что работать надо усердно и настойчиво, чтобы задача охватила ученика своим содержанием и глубиной. Процесс решения задач можно поделить на такие этапы:
Понимание постановки задачи.
Составление плана решения.
Осуществление плана.
Изучение полученного решения.
Следует учитывать, что ученик должен максимально самостоятельно решать задачу. Главное – подсказать идею, умело поставить наводящие вопросы.
Планируя работу с одарёнными детьми можно использовать такой перечень мероприятий:
- создание информационного банка данных по одарённым детям;
- организация проблемно – тематических семинаров;
- организация школьных, районных олимпиад по базовым дисциплинам;
- привлечение к участию в городских, районных, областных творческих конкурсах ;
- систематизация материалов для периодических изданий;
- привлечение учеников к участию в секциях МАН.
2.1. Научно – исследовательский эксперимент в условиях развивающего, познавательного интереса
Одним из направлений внедрения научно – исследовательского эксперимента является организация демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов, практических занятий. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, которые ведут к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний.
Исследовательский подход в обучении имеет такие признаки:
- наличие проблемной ситуации;
- выдвижение гипотезы, составление плана её проверки;
- проведение опытов и наблюдений;
- фиксирование полученных знаний в виде записей, таблиц;
- формулирование выводов.
В процессе обучения надо постепенно усложнять исследовательскую деятельность учащихся и увеличивать долю их самостоятельности в выполнении заданий.
Определим структуру исследований:
Анализ задания → Выдвижение гипотезы → Составление →
плана
Выполнение эксперимента → Оформление результатов →
Формирование вывода
Рассмотрим примеры организации исследовательской деятельности учащихся на уроках химии. По соответствующим инструкциям можно провести опыты.
2.2. Исследовательская работа учащихся на уроках
Одной из перспективных является научно – исследовательская работа учащихся. Её суть состоит в том, что учащиеся выполняют исследовательские проекты.
В научных исследованиях есть основные этапы:
Практика → Проблемная ситуация → Проблема →
Догадка → Гипотеза → Теория → Новые потребности
→ Новые проблемы
После объявления темы, учитель раскрывает цель и по возможности проблемно ставит задачи по поводу будущей работы. Учащиеся самостоятельно выполняют эти задания и делают выводы. Учитель акцентирует внимание только на некоторых аспектах, даёт указания, консультирует по вопросам Техники Безопасности.
Исследовательский подход требует предварительной подготовки учащихся. Они должны овладеть знаниями и умениями работы по данной теме проводить наблюдения, делать выводы и обобщения, составлять план исследовательской проверки.
Исследовательский подход при изучении темы развивает самостоятельность школьников, при усвоении знаний они приобретают необходимые умения, навыки.
Исследовательская работа побуждает учащихся к занятиям в секциях МАН. Занятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных способностей. В МАН основными методами обучения учащихся являются:
- словестный – применяется на семинарских занятиях;
- диспут – обсуждение данной проблемы, публичное обсуждение темы;
- самостоятельная работа – работа с научной, научно – популярной литературой (учащиеся усваивают информацию, которая определена темой исследования);
- экспериментальные наблюдения – выяснение влияния на данное явление того или иного фактора.
Результаты экспериментальных наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений и по анализу их результатов учащиеся делают выводы.
В МАН интеллектуальная деятельность учащихся направлена на получение новых знаний, использовании полученных навыков. Школьники учатся высказывать и отстаивать собственное мнение.
Раздел 3
Использование метода проектов в обучении
В современной школе ученики должны быть активными, самостоятельно принимать решения, гибко адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются. Полученные знания будут использованы ими в конкретных ситуациях, помогут решить практические проблемы.
Эти идеи остаются актуальными перед нами. Ведь решать проблемы учащиеся должны самостоятельно. Таким образом, решать эти вопросы будем с помощью метода проектов.
Метод – система операций овладения практическими или теоретическими знаниями. Этот метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Метод проектов включает исследовательский, поисковый, проблемный, творческий, методы. При использовании исследовательского метода предусматриваются такие действия:
- определение проблемы и заданий для её исследования путём проведения «мозгового штурма», «круглого стола»;
- выдвижение гипотезы;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- систематизация полученных данных.
Раздел 4
Допрофильная подготовка
Допрофильная подготовка – это не самостоятельная система, она как подсистема профильного обучения выполняет подготовительную функцию. Суть допрофильной подготовки состоит в создании образовательной среды, которая воздействует самоопределению учащихся 8-9 классов через организацию факультативов, курсов по выбору.
Цель допрофильной подготовки – выявить интересы учащихся, подготовить их до осознанного выбора профиля обучения. Основное задание допрофильной подготовки в комплексной работе с учащимися. Это предусматривает:
- развитие широкого спектра познавательных интересов, которые обеспечивают успешность в выборе профиля обучения;
- формирование способностей к самоопределению, умению принимать осознанное решение о выборе профессии;
- выявление интересов и способностей учащихся;
- формирование практического опыта познавательной и профессиональной деятельности;
- оказание психолого – педагогической помощи в процессе формирования у учеников представлений о жизненных ценностях.
Допрофильная подготовка должна включать овладение минимальной компетентностью о профессии, ориентировать школьника на выбор профиля обучения в старшей школе.
На этапе допрофильной подготовки важно создать условия для учащихся в учебной деятельности разных видов. Она должна осуществляться на диагностической основе и выявлять не только профессиональные ориентации учеников, склонность в разных областях знаний, но и формировать интересы, мотивировать самостоятельное обучение, как осознанную учебную деятельность. Важно, чтоб ученик осознал себя субъектом выбора профиля обучения.
Допрофильная подготовка в Дачновской школе осуществляется через факультативы «Химия и окружающая среда» 8 класс. В школе хорошо оборудованы кабинеты химии, биологии, помогающие обеспечить профиль обучения. Такая работа позволяет учащимся шире узнать мир химии, биологии, географии. Учащиеся постоянно размещают свои наработки в школьном журнале «Школьный калейдоскоп» (выпустили 8 номеров).
Особенно следует остановиться на работе школы в рамках развития экологического зеленого туризма. Это сравнительно новый, активно развивающийся вид отдыха, с каждым годом приобретающий все большую популярность.
В эту программу активно включилась территориальная громада Дачновского сельского совета, одним из пунктов которой является сезонный
тур: сбор лечебных трав, ягод
Заключение
Развитие на уроках познавательного интереса и научно – исследовательской деятельности способствует:
Повышению достижений учащихся при изучении предметов.
Анализ уровней учебных достижений учащихся школы за последние 4 года:
![]()
Повышению интереса к предметам.
Повышению уровня творческой активности учащихся.
Развитию логического мышления школьников.
Вовлечению школьников в научно – исследовательскую деятельность.
Индивидуальному развитию творческой личности.
Список литературы
Гусарук Н. Информационные технологии в обучении – 2010 г.
Гусарук Н. Компьютерные технологии на уроках – 2011 г.
Маркова Н. Особенности учебного процесса в секциях МАН – 2013г.
Монтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Шк. Технологии. – 1999. - №1 – 2. – с. 132 – 138.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.:ИЦ «Академия», 2003. – С. 89- 101.
Полонская Т., Кизенко В. Методические рекомендации по допрофильной подготовке учащихся // Биология и химия в школе. – 2009. - №2.
Романенко Ю. Использование метода проектов в обучении – 2012.
Савенков А.И. Детская одарённость и школьное обучение // Там само. – С.130 – 131.
Филоненко И. Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках . – 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экологический проект для учащихся 9 – 11 классов
« Мы и окружающая среда »
Цель проекта: формирование начал экологической культуры у учащихся.
Задачи проекта:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Расширять, уточнять и систематизировать знания о влиянии человека на природу.
- Ознакомить учащихся с пагубным влиянием человека на окружающую среду.
- Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических альбомов, иллюстраций.
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
- Развивать умение отражать своё отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности: рисовании, фотографии, слайд – презентации.
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что человечество оказывает пагубное влияние на природу. Перед учителями стоит задача:
- учить учащихся бережно и с любовью относиться к окружающей среде;
- прививать детям чувство гордости за свой родной край.
Задача очень сложная, так как в современном обществе вопросы взаимосвязи человек – природа считаются важными. Проведённый нами опрос среди учащихся подтвердил, что школьники не чувствуют себя единым целым с природой, не испытывают чувства ответственности за свой родной край.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Учить детей планировать свою деятельность для создания проекта;
- Воспитывать интерес детей к растительному и животному миру родного края;
- Учить видеть изменения в окружающем мире;
- Сформировать представление об экологическом состоянии родного края, планеты.
II этап – основной
- Развивать эстетическое восприятие красоты природы, образов животных, птиц, человека и умение передавать увиденное в рисунках, фотографиях;
- Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
- Оказывать посильную помощь животным и птицам;
- Формировать представления о животном и растительном мире родного края, посредством чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов;
- Продолжать учить детей сотрудничать, анализировать свою работу, вызывать положительные эмоции от полученного результата.
III этап – заключительный
Обобщить и систематизировать знания путём проведения семинаров, экологических конференций.
Познавательно – развлекательный проект
« Экологическая экскурсия территорией школы »
Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный проект (2 недели).
Цель: развивать у учащихся бережное отношение к родному краю.
Задачи:
- Побудить школьников расширить свои знания о растениях школьного парка.
- Способствовать формированию знаний о растительном мире ( трав, кустарников, деревьев ).
- Вызвать у детей уважение к природе.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Оборудование: иллюстрации, соответствующая литература, плакат с изображением школьного парка, слайд – презентация, проектор, компьютер.
Актуальность проекта: воспитание у учащихся любви к родному краю, бережного отношения к природе, формирование ответственности за окружающий нас мир.
Сроки проведения: один месяц.
Участники проекта: учащиеся 8 – 10 классов.
Предполагаемый продукт проекта: презентация, участие в МАН, участие в Республиканском этапе Всеукраинского конкурса «Парки – лёгкие городов и сёл».
Формы работы с учащимися: беседы, рассказы, просмотр презентаций, оформление выставки рисунков, буклетов.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Обсуждение с педагогами и родителями цели и задачи проекта.
- Обсуждение работы учителей с детьми.
- Обсуждение выставки рисунков и буклетов на тему: «Наш школьный парк».
- Обсуждение срока выполнения работы.
- Изучение методики и объёма работы.
- Составление плана работы.
II этап – основной ( практический ).
Работа с учениками:
1 неделя:
- Рассматривание иллюстраций, презентаций, буклетов о растениях, произрастающих в школьном парке.
- Рассказ учащихся 10 класса о лекарственных травах, посаженных на пришкольном участке.
- Изучение ботанических характеристик трав, кустарников, деревьев, растущих в школьном парке.
- Проведение трудовой акции по уборке школьного парка.
2 неделя:
- Беседа «Каким должен быть наш школьный парк».
- Беседа «Что делаете вы, чтобы наш парк был красивым».
- Взаимодействие с родителями: сбор урожая плодов и фруктов, лекарственных трав на территории школьного парка (сушка, хранение).
- Оформление стенда «Мир лекарственных растений», уголка здоровья.
- Изготовление ароматических подушек из лекарственных трав «Здоровый сон».
- Подготовка спортивной игры «Зарница».
III этап – заключительный: обработка результатов по реализации проекта, анализ работы проведённой в ходе проекта.
Познавательно – развлекательный проект «Галерея комнатных растений»
Тип проекта: познавательный ,творческий, краткосрочный (3 недели).
Цель: развивать у детей интерес к разнообразию комнатных растений, изучить рекомендации по уходу за растениями.
Задачи:
- Побудить учащихся расширить свои знания о комнатных растениях.
-Способствовать формированию навыков по пересадке растений.
- Обогатить знания учащихся по приготовлению удобрений для комнатных растений.
- Вызвать у школьников чувство ответственности за озеленение родной школы.
Оборудование: буклеты с изображением комнатных растений и правилами ухода за ними, выставка книг о «Зелёных друзьях», слайд – презентация «Мир зелёных друзей», проектор, компьютер, географическая карта мира, цветная бумага, фломастеры.
Актуальность проекта:
Воспитание гармоничной личности, способной творить и мыслить в окружающем мире. Задача учителя – помочь понять детям, что они часть природы; воспитать у них чувство ответственности за мир растений, бережное отношение к ним.
Сроки проведения: (один месяц).
Участники проекта: учащиеся 7 – 8 классов.
Предполагаемый продукт проекта: слайд – презентация, праздник «Парад комнатных растений, посвящённый путешествию в мир зелёных друзей», участие в МАН, участие в Республиканском этапе Всеукраинского заочного конкурса – смотра внутреннего озеленения помещений учебных заведений «Галерея комнатных растений», публикация в прессе.
Формы работы с учащимися: беседы, рассказы, оформление выставки книг и буклетов, проведение праздника «Парад комнатных растений».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: обсуждение с педагогами и учащимися целей и задач проекта:
- Обсуждение работы учителей с детьми.
- Обсуждение выставки рисунков и буклетов «Комнатные растения».
- Обсуждение срока выполнения работы.
- Обсуждение методики и объёма работы.
-Составление плана работы.
II этап – основной (практический) : работа с учениками:
- Подготовка слайд – презентации «Мир зелёных друзей».
- Оформление буклетов о комнатных растениях.
- Написание сценария праздника «Парад комнатных растений, посвящённый путешествию в мир зелёных друзей».
2 неделя:
- Приготовление удобрений для комнатных растений в рамках факультатива «Химия и окружающая среда » 8 класс.
- Изучение правил ухода за комнатными растениями.
- Беседа: «Разнообразие комнатных растений».
- Выставка детских рисунков «Мир зелёных друзей».
3 неделя:
- Проведение праздника «Парад комнатных растений».
- Просмотр слайд – презентации «Мир зелёных друзей».
- Оформление выставки книг и буклетов о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
- Написать заметку о празднике в газету.
III этап – заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта, анализ работы, проведённой в ходе проекта.
- Оформление работы для участия в Республиканском этапе Всеукраинского заочного конкурса – смотра внутреннего озеленения помещений учебных заведений «Галерея комнатных растений», публикация в прессе.
При реализации метода проектов изменяется психологический климат в классе, преобладают виды самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Ученики начинают работу с выбора темы проекта, его типа. Рассматривают возможные варианты для решения проблемы, которую необходимо исследовать. Определяют задания, обсуждают возможные методы исследования. Потом начинается самостоятельная работа учащихся. Обязательным этапом является защита проектов, коллективное обсуждение, формулирование выводов.
Метод проектов формирует и развивает аналитическое, логическое, системное мышление. Учит учащихся подходить к проблеме творчески, интуитивно.
Он даёт возможность получить навыки работы с информацией:
- выбрать из разных источников, анализировать, сравнивать, классифицировать, компоновать, систематизировать и обобщать полученные данные;
- статистически обрабатывать данные;
-строить систему доказательств, оформлять результаты;
-работать в коллективе, быть коммуникабельными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Работа школы по программе «Слоу Фуд»
В течение двух лет наша школа принимает участие в программе Международной организации «Слоу Фуд », что переводится как «медленная еда», председателем правления которой является Городецкая Н.Н., заслуженный работник курортов и туризма Автономной Республики Крым.
Эта организация была создана в противовес идеологии фаст-фуда — быстрого питания. Неслучайно ее символ — улитка, которая напоминает, что в таком деле, как еда, спешить не стоит.
Цели «Слоу Фуд»:
развитие сельской территории;
развитие зеленого туризма;
поддержка региональной продукции;
возрождение кулинарных национальных традиций;
воспитание вкуса;
обучение правильному и здоровому питанию в школе;
умение определять качество продуктов питания, используя свои сенсорные навыки.
Немаловажным является и то, что эта программа способствует
углублению имеющихся знаний учащихся о лекарственных и эфиромасличных культурах, произрастающих в нашей местности, учит уважительно относиться к окружающей среде, помогает лучше узнать свой родной край.
Одна из образовательных программ «К истокам вкуса» уже началась в Дачновской школе. На первом этапе мы провели анкетирование среди родителей. По результатам опроса отметили, что родители очень заинтересованы в том, чтобы их дети получали качественное и полноценное питание. Когда провели анкетирование школьников, то нас насторожило, что
ребята отдают предпочтение быстрому питанию: чипсам, сухарикам, напиткам «Кока-кола», «Фанта». Учителя нашей школы решили, что надо объяснить учащимся, «Что такое хорошо и что такое плохо».
Учащиеся убедились в том, что на зубную эмаль влияет чрезмерное употребление карамелек и мармелада: эмаль становится рыхлой и окрашивается.
Представители организации «Слоу Фуд» предоставили нам рабочие тетради
для учащихся по воспитанию вкуса. Учителями нашей школы были разработаны конспекты уроков по темам:
«Охота на продовольственные красители»;
«Мы то — что мы едим»;
«Открытие ароматов местных пряностей»;
«Рациональное питание»;
«Как пробовать руками»;
«Аромат во рту»;
«Растения — красители»;
«Консерванты в пищевой промышленности» и д.р.
Мы провели в 7-9 классах пробные уроки, практические упражнения. Ребята с интересом изучали раздел «Химия и человеческий организм».
Были собраны рефераты и сделаны сообщения на тему «Арома-терапия», «Синтетические и натуральные волокна», для чего учащиеся оформили коллекцию образцов тканей натурального и искусственного происхождения.
Учащиеся 7 класса изготовили карту Крыма, на которой нанесли макеты овощей и фруктов, произрастающих в степном и горном Крыму. С большим интересом ребята отнеслись к сбору информации о кухне народов Крыма, многие записали рецепт любимого блюда семьи. Эти мероприятия мы проводили с участием семей учеников; были представлены традиционные национальные блюда. Все это направлено на расширение знаний об обычаях и традициях разных этнических групп, проживающих в Крыму.
В рамках программы были проведены экскурсии на частное предприятие «Царство ароматов» и ГП «Судак», где учащиеся углубили знания о лекарственных и эфиромасличных культурах и их применении.
В продолжении этой части программы мы реализовали еще одну — это «Огород чудес». Суть в том, что школьники на пришкольном участке сами выращивают лекарственные растения. Часть этих растений была собрана и
использована для изготовления фиточаев. Ребята убедились, что фиточай — это оздоровительный и лечебно-профилактический напиток. На протяжении трех зимних месяцев учащиеся 7-8 классов употребляли фиточай. Было отмечено, что уровень заболеваемости учащихся по сравнению с прошлым годом снизился.
Может, это пока и небольшой вклад в то, чтобы наши учащиеся не выросли потребителями дешевой быстрой еды, могли ценить и разбираться в тонкостях вкуса. Но ведь с чего-то же нужно начинать.
Учащимися школы были собраны растения, произрастающие на школьном участке, оформлен гербарий и стенд «Мир лекарственных растений». С интересом ребята изучали эфиромасличные культуры и их применение. В 8-А классе оформлен «Уголок здоровья». Руками ребят изготовлены ароматические подушки «Здоровый сон», а сырье для них собирали и сушили младшие школьники во время посещения летней площадки. 
Наши ученики оформили «Уголок здоровья» и сшили ароматические подушечки «Здоровый сон», из лекарственных растений - стенд «Мир
лекарственных растений».

Результат выращенного урожая-коллекция «Ароматы местных пряностей
и фиточаи для школьной столовой.
На школьном участке посажены лекарственные растения.
Отзывы в прессе
Нашими наработками поделились на семинаре «К истокам вкуса», который проводили 22 апреля 2010 года. О проведении его было много откликов в прессе: статья «К истокам вкуса» В.Стуса в «Крымской газете» за 21 мая 2010 года; «С огородом чудес» в «столовую мечты» - статья В.Жукова в «Крымских известиях» № 82 за 29 апреля 2010 года; «Плов и галушки против хот-дога» статья н.Якимовой в «Первой крымской» за 30 апреля 2010 года. Продолжаем эту работу и после семинара. Об этом пишет газета «Крымская пятница»; статья «Ароматно пахнущая школа учит детей здоровью» за 6 января 2011 года. В октябре (7.102011 года) на базе Симферопольского высшего профессионального училища сервиса и дизайна состоялось знаковое событие — Международная конференция «Устойчивое развитие сельских территорий» с участием представителей республиканских органов власти, ученых и продовольственных сообществ.
В статье В.Стуса («Судакский вестник» за 21 октября 2011 года) «Улитка» на крымской земле или мы все-таки то, что едим...!» отмечен опыт реализации проекта «К истокам вкуса» нашей школы, которая входит в состав местного кластера сельского туризма «Таракташская волость», где на пришкольных участках учащиеся выращивают различные лекарственные растения и изготавливают фиточаи.
Восьмиклассник И.Беженар рассказал, что его сверстники занимаются исследовательской работой, в частности, изучают влияние различных продуктов и напитков на здоровье. О своих наблюдениях сообщают в листовках, которые распространяются как в классах, так и среди жителей села.
8 октября 2011 года в нашей школе состоялась встреча с итальянской делегацией, которая проводит исследования вкусовых предпочтений в Крыму в рамках проекта «По следам Марко Поло», а также с делегацией продовольственных сообществ Тетра Мадре Крым (10 представителей из
Италии). Встреча была теплой, дружеской, очень полезной. Иностранцы ознакомились с опытом нашей работы, с выступлением ученика 9 класса Османова Османа «Ароматы местных пряностей» и пригласили нас в будущем 2012 году на всемирную встречу продовольственных сообществ Тетра Мадре в Турине. Надеемся, что эта поездка осуществится.
06. 09.2013 г. в газете «События» была опубликована статья «Культ здоровья провозгласили в Дачном». В которой говориться о том, что учащиеся Дачновской ОШ «могут знахарям нос утереть, с пчеловодами поспорить, мыловаров проконсультировать, производителей продтоваров на чистую воду вывести, экскурсоводам мастер – класс дать...»


Силами наших учителей Раздобурдиной Н.Н. И Рейновой В.М. Разработана программа факультатива «К истокам вкуса», который мы хотели бы вести при допрофильной подготовке. Есть пояснительная записка к этой программе.
Наша школа с помощью допрофильного и профильного обучения должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся стало нашей приоритетной функцией.
23