Развитие познавательной активности учащихся через игру на уроках немецкого языка
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
«Одним из самых «верных» способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание знаний» (Волков Г.Н.). Принцип новизны, на который опирается коммуникативное обучение, способствует целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, организации интенсивной умственной деятельности, развитию познавательной активности. А игровая основа обучения позволяет создавать мотивы общения, организовать тренировку в употреблении средств общения без повторения заученного, т.е. представить все упражнения как коммуникативные. Дети овладевают иностранным языком не на основе имитации, а осознанно. Именно осознанность является необходимым условием самостоятельного комбинирования детьми усвоенного материала в различных ситуациях общения. Поэтому цель упражнений в рамках тренировки состоит не в том, чтобы учащиеся вставляли в готовое высказывание слово, а в том, чтобы ученик пользовался словами как средством речевой деятельности. Игры и игровые ситуации вызывают наибольший интерес у учащихся так как они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывает известный методист Е.И. Пассов (Пассов, 1989). «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (Пассов, 1989).
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи: I. Образовательные: 1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала. 2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
II. Развивающие: 1. Развивать у учащихся творческое мышление. 2.Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
III. Воспитательные: 1 Воспитывать нравственные взгляды и убеждения. 2.Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Игра выполняет четыре важные функции: 1. средство развития мотивационно – потребностной сферы; 2. средство познания; 3. средство развития умственных действий; 4. средство развития произвольного поведения. ( Д.Б. Эльконин)
Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра учит, изменяет, воспитывает. Главным элементом игры является игровая роль, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, так как игра- это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением (Пассов, 1989).
Игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, каждый поочередно становится центром общения и внимания. Игра создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учеником.
« Специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается» (Е.И.Пассов)
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.
В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Игры путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями.
Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: 1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру. 2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся. 3. Игры должны соответствовать языковым возможностям учащихся. 4.Наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; 5.Обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры.
Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся. Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном.
« Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;
игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия» (Негневицкая, 1987).
Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и
переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.
Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку; -использование игры на занятиях- обязательное средство создания ситуации общения, эффективности учебного процесса; - проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения.
Использованная литература:
1. Колесникова О.А. Игры в обучении иностранным языкам//Иностр. языки в
школе. – 1989. - № 4
2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1999.
3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.
5. Поршнева Е.Р., Петрова Т.С. Языковые игры//Иностр.языки в школе. -
1991. - № 3