Развитие речи
(система уроков в 7 классе)
Пояснительная записка
Чтобы точнее представить, что такое развитие речи, чему следует учить детей, нужно обратиться к понятию языка и речи. Язык – это важнейшее средство общения людей. Однако для обучения языку недостаточно понятия только языка. Параллельно с ним постоянно должно присутствовать понятие речи. Если язык – это система имеющихся в распоряжении общества средств общения, то речь – это работающий, действующий язык, а точнее – часть необходимых языковых средств, привлечённых для создания высказывания.
Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, то есть умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Обмен информацией и есть общение людей. Передача и приём информации протекает или в устной форме (говорение - слушание), или в письменной форме (письмо - чтение).
Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу, уже владеют речевыми навыками) имеет в виду для учителя конкретные направления работы.
1. Направления работы:
учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);
учить умению читать (понимать написанное);
учить умению говорить (передавать информацию устно);
учить умению писать (передавать информацию письменно).
Иначе говоря, развивая речь детей, учитель учит их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме (то есть правильно воспринимать чужой текст и создавать свой).
Однако информацию можно передать не только с помощью монологической речи, но и рядом реплик в ходе диалога. Отсюда возникает ещё одно направление работы учителя:
учить конкретному общению как обмену репликами, то есть учить диалогу.
Занятия по развитию речи учащихся побуждают знакомить школьников с рядом лингвистических понятий, без которых обойтись или трудно, или попросту невозможно. К этим понятиям относятся: язык и речь, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи (разговорный, книжный с его разделением на стили официально-деловой, научный, публицистический, художественный), формы речи (устная и письменная), виды речи (монолог и диалог), текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств.
Учитель должен научить детей умению создавать тексты различных типов речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Дело в том, что какое бы высказывание говорящий (пишущий) ни создавал, оно, как правило, будет или повествованием, или описанием, или рассуждением.
2. Требования к уровню развития речи.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценкам по русскому языку.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота и раскрытие темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочётов.
В идеальной работе:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
3. Контроль родителей.
Урок развития речи – обязательный предмет. Проводится один раз в неделю. На уроке нужны: тетрадь, цветные ручки, карандаш, линейка, ластик.
Родители проверяют наличие учебных принадлежностей. Контролируют наличие работы и наличие работы над ошибками.
Учатся вместе с детьми: помогают им осваивать материал, беседуют по теме урока.
4. Методический аппарат.
Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. 5-7 классы.- М.: Просвещение, 1991.
Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 1995.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение, 2006.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т. Русский язык 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Тематическое планирование уроков развития речи
7 класс (II полугодие)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1. | Сочинение по заданному началу. | 1 | |
2. | Сочинение о тех, кого в нашей семье помнят и любят. | 1 | |
3. | Сочинение-рассуждение (этическая проблема). | 1 | |
4. | Употребление предлогов. | 2 | |
5. | Формы речи (устная и письменная). | 1 | |
6. | Что такое диалог и монолог? | 1 | |
7. | Сочинение о друге. | 1 | |
8. | Что такое текст? | 1 | |
9. | Что значит писать и говорить на тему? Главное в тексте – идея, основная мысль. | 1 | |
10. | Для чего нужен план? | 1 | |
11. | Как связать предложения в тексте? | 1 | |
12. | Учитесь выразительно читать! | 1 | |
13. | Стили речи. Когда и где используют разговорный стиль? | 1 | |
Урок № 1.
Тема: Сочинение по заданному началу.
Цели: проверить умение учащихся писать рассказ по заданному началу.
Ход:
I. Чтение начала рассказа.
Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей.
Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимание: мало ли почему кричит ребёнок? Но что-то её встревожило… Крик то исчезал, то появлялся, но всё реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Ещё она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная.
Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасён.
А вот девушка…
С того времени она лежит неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение.
Жизнь её становилась всё труднее, но с некоторых пор на своём подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку – не к празднику, просто так.
«Кто бы это мог быть?» - терялась она в догадках.
- Вы должны продолжить этот рассказ.
Урок № 2.
Тема: Сочинение о тех, кого в нашей семье помнят и любят.
Цель: закрепить умение писать сочинения повествовательного типа в художественном стиле.
Ход:
Задание.
Вам предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в вашей семье добрые воспоминания.
II. Беседа по вопросам.
- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении?
- Как строится текст повествовательного типа?
- Сколько частей обычно в тексте?
- Какие особенности текста в художественном стиле вы можете назвать?
Урок № 3.
Тема: Сочинение-рассуждение (этическая проблема).
Цель: вспомнить структуру сочинения-рассуждения.
Ход:
Беседа по вопросам.
- Назовите части сочинения-рассуждения.
- Что такое «тезис»?
- О чём пишут во второй части сочинения-рассуждения?
- Какими словами обычно вводятся в текст сочинения доказательства?
Чтение текста.
На улице уже по-вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки; на тебе тёплый свитер. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят лишь седенькая бабушка и краснощёкий малыш со своим папой.
Постановка задачи.
Ответьте на вопрос: «Можно ли это сделать?».
Урок № 4.
Тема: Употребление предлогов.
Цель: предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов.
Ход:
Запись теории.
- Как вы скажете: по получении ответа или получению ответа? Мы скучаем по вам или по вас?
По (= после) + предложный падеж по получении ответа по окончании спектакля | по (= значение причины, цели) + дательный падеж по состоянию здоровья работы по озеленению города |
Скучают
Дательный падеж по сыну детям брату маме нему ним ней | Предложный падеж по нас (1 лицо) по вас (2 лицо) |
II. Практика.
В каких предложениях допущена ошибка? Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.
Благодаря (из-за) дождю интересная экскурсия не состоялась. Поход в горы был отложен благодаря (из-за) сильному туману. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.
- Какая часть речи слово благодаря? (Предлог.)
- Какой ещё частью речи может быть это слово? (Деепричастием.)
- Как их различить? (Это возможно только в контексте.)
Открываются записанные на доске предложения:
что делая?
Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём. (Учащиеся доказывают, что здесь слово благодаря – деепричастие.)
=Из-за (справился благодаря чему?)
Благодаря помощи друга я справился с трудностями. (Производный предлог, равен по значению предлогу из-за, повторяется в вопросе: справился благодаря чему?)
Выбор не только производного, но и непроизводного предлога может повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок из шуточного рассказа Ф. Кривина, расставляя пропущенные знаки препинания. Сколько реплик в диалоге? Вместо пропусков вставьте на нас или за нами. Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.
Правила охоты
Перепуга…ый зайч…нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? – уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил прав…льно выр…жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр…жаем мысль, завис…т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа…
Последний раз объясняю: если охотятся -------- (за нами), то значит что нас хотят только поймать. А если -------- (на нас) охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?) ствуешь разницу?
Зайч…нок задр…жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.
III. Итог урока.
Урок № 5.
Тема: Употребление предлогов.
Цель: предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов.
Ход:
Теория.
- Давайте вспомним, как правильно сказать: мы скучаем по вам или по вас. Поступить по окончании или окончанию школы? Обсудить по возвращении или по возвращению? По приезде или приезду домой? Вход по предъявлении или по предъявлению билета?
Практика.
Ниже даны предложения, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Исправьте ошибки, действуя по образцу. Укажите вид ошибки:
лишний предлог,
не тот предлог,
не тот падеж зависимого слова,
не тот предлог и падеж зависимого слова.
Тип ошибки | Правильный вариант |
Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос. (Лишний предлог.) | Озабочен тем, как решить этот вопрос. |
Получены интересные предложения с наших областей. (Не тот предлог.) | Получены интересные предложения из наших областей. |
Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. (Не тот предлог и падеж зависимого слова.) Сегодня мы озабочены о том, кем станут | Сейчас мы выясним то, куда пойдут выпускники школы. |
сегодняшние школьники. (Не тот предлог и падеж зависимого слова.) | Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники. |
Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. (Не тот предлог и падеж зависимого слова.) | Говорят, что вы нашли общий язык с семь ёй шахтёра. |
Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. (Не тот падеж зависимого слова.) | Около четырёхсот кинокамер вчера ещё были здесь. |
Однако, согласно неписанных законов, они являются героями.( Не тот падеж зависимого слова.) | Однако, согласно неписанным законам, они являются героями. |
Нужно обратить внимание на этой проблеме. (Не тот падеж зависимого слова.) | Нужно обратить внимание на эту проблему. |
Вставьте предлог от или для.
Лосьон --- (для) защиты от укусов комаров.
Состав --- (для) выведения пятен.
Жидкость --- (для) растяжки обуви.
Таблетки --- (от) кашля.
Крем --- (для) чистки обуви.
Капли --- (от) бессоницы.
В чём состоит ошибка?
В воскресенье я в новом костюме и в хорошем настроении поехал в гости.
(Разные качества человека характеризуются: внешний вид и настроение. Нужно изменить падеж второй характеристики. Правильно будет: В воскресенье я в новом костюме и с хорошим настроением поехал в гости.)
Лексическая работа. Работа со словарями.
- В чём разница между словами воскресенье и воскресение? (В значении и написании слов.)
- Для того чтобы выяснить разницу, нужно обратиться к словарю. Каким словарём мы будем пользоваться? (Толковым.)
Воскресение – возвращение к жизни; возрождение.
Воскресенье – день недели.
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание. Используя материал толкового словаря, подготовить устное сообщение о значении слов гардероб и раздевалка.
Урок № 6.
Тема: Формы речи (устная и письменная).
Цель: познакомить учащихся с двумя формами речи – устной и письменной.
Ход:
Проверка домашнего задания.
Гардероб – 1) шкаф для повешенной в нём одежды;
2) помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей;
3) носильное платье, одежда одного человека.
Раздевалка – помещение, в котором раздеваются.
Слово «гардероб» многозначное. Хотя оба этих слова совпадают в одном значении, у них разная лексическая сочетаемость: можно сказать гардероб в школе и школьная раздевалка, но нельзя – раздевалка в театре.
Работа по теме.
Беседа с учащимися о начальных для курса развития речи лингвистических понятиях.
- Вы, конечно, знаете, что есть такие слова, как язык и речь. Есть ли между ними разница в значении?
- Расскажите о том, как вы летали на самолёте, ходили за грибами, ухаживали за щенком. Послушаем двух учеников.
- Как по-вашему, что было перед нами – язык или речь?
- Речь наших рассказчиков – это только часть того огромного богатства, которое мы зовём языком. Язык – это совокупность, собрание, весь запас языковых средств, которые требуются на тот или иной конкретный случай, - чтобы рассказать о полёте на самолёте, о том, как ухаживали за щенком. Язык – вроде огромного холодильника, в котором есть продукты питания, а речь – та пища, которую мы можем приготовить из этих продуктов. В одном случае варим суп, в другом – жарим котлеты, в третьем - печём пироги.
- Кто знает весь язык? Только весь народ, все люди, говорящие на этом языке. Каждый из нас знает лишь малую часть его. Кто знает больше, у того речь точнее, правильнее, красивее. Значит, мы изучаем свой язык затем, чтобы наша речь стала лучше, совершеннее.
- Речь имеет разные особенности. Первая из них вам знакома с самого первого класса: задания на дом задают, как вы говорите, «по устному и по письменному». Так вот, речь разделяется по форме на устную и письменную.
2. Запись теории.
Речь существует в двух формах: устной (от слова «уста» - «губы») и письменной (от слова «письмо»). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной.
Практика.
а) – Когда вы читаете книгу, газету, какую речь мы воспринимаем? (Письменную.)
- А если вы смотрите по телевизору информационную программу или слушаете радиопередачу? (Устную.)
б) Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная, в каких – устная, а в каких – обе формы речи. Запишите пословицы; определите, какая форма речи имеется в виду (аргументируйте свой выбор), объясните знаки препинания (где вы это можете).
1. Что написано пером – того не вырубишь топором. (Письменная.)
2. Ласковым словом и камень растопишь. (Письменная и устная.)
3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Устная.)
4. То же слово, да не так бы молвить. (Устная.)
5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь. (Устная.)
6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. (Устная.)
7. Язык голубит, язык и губит. (Письменная и устная.)
8. Каков разум, таковы и речи. (Письменная и устная.)
в) – Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Своё мнение обоснуйте.
- Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова:
Сначала появилась … речь, затем … .
Итог урока.
- Итак, мы установили первую особенность речи: она бывает устной и письменной. В этом случае мы различаем речь по форме.
Урок № 7.
Тема: Что такое диалог и монолог?
Цель: познакомить учащихся с двумя видами речи – монологической и диалогической.
Ход:
Работа по теме.
Беседа с учащимися о начальных для курса развития речи лингвистических понятиях.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о двух формах речи. Какие это формы? (Устная и письменная.)
- Какой ещё бывает речь? Давайте послушаем вас. Допустим, один ученик идёт в библиотеку, другой – из библиотеки. Встретились. Заговорили. Какая это речь? (Устная.) А ещё какая? Диалогическая, то есть речь двух человек. Если в разговор вступят ещё другие участники, речь всё равно будет называться диалогической.
- Как будет называться речь ученика, который плохо подготовился к уроку и всё время вынуждает учителя задавать ему вопросы? Да, это будет речь диалогическая. А как ученик должен был отвечать? Самостоятельно, развёрнуто, полно. Такая речь будет называться монологической, то есть речью одного человека.
- Итак, мы установили вторую особенность речи: она бывает диалогической и монологической (сокращённо: диалог и монолог). В этом случае мы различаем речь по виду.
2. Запись теории.
Речь может быть диалогической (от греческого слова «диалогос» - беседа) и монологической (от греческих слов «монос» - один + «логос» - речь).
Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица.
3. Практика.
а) Какой из трёх текстов вы считаете примером монолога? Почему?
Текст 1
Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и оттого, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки.
Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки. (Е. Носов.)
Текст 2
11 июля. Сегодня был очень хороший, солнечный день. Утром я прихожу на пасеку, а Толя уже сидит возле улья с маленьким зеркальцем, заглядывает одним глазом в верхний леток1 и потихоньку смеётся.
- Чего ты смеёшься? – спрашиваю я.
- Они танцуют.
- Кто танцует?
- Пчёлы.
- С ума, - говорю, - спятил!
- Посмотри сам.
Я взял у него зеркальце и стал смотреть в леток.
Одна пчела бегала вприпрыжку по сотам. Она поворачивалась то в одну сторону, то в другую, то быстро вертелась. Вдруг другая пчела бросилась следом за ней, и они стали вертеться вместе. Следом за второй пустилась плясать третья пчела.
Я не выдержал и громко рассмеялся.
- Всё время так, - сказал Толя. – Я за ними уже давно слежу.
(Н. Носов.)
___________________________
1 ЛетОк – отверстие в улье для влёта и вылета пчёл.
Это отрывок из «Дневника Коли Синицына». (Мальчик записывал в «Дневнике» все интересные случаи, которые происходили с ним во время летних каникул. Особенно подробно Коля писал о пчёлах, за которыми он наблюдал и ухаживал вместе с друзьями.)
Текст 3
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
(Р. Сеф.)
- В каком тексте встречается диалог?
б) В толковом словаре написано: любознательность – стремление к приобретению новых знаний; пытливость; любопытство – желание, стремление узнать что-либо во всех подробностях, интерес ко всему новому. Запишите в тетрадь толкование этих слов.
Как, по-вашему, любознательность или любопытство проявляет герой Н. Носова, наблюдающий за пчёлами?
Почему Е.Носов (текст 1) противопоставляет слова любознательность и любопытство? Можно ли сказать праздное, пустое любопытство? А «праздная, пустая любознательность»?
в) Запомните стихотворение Р. Сефа. Как вы думаете, почему Коле и его друзьям никогда не было скучно?
II. Итог урока.
Урок № 8.
Тема: Сочинение о друге.
Цель: закрепить умение учащихся писать сочинение повествовательного типа, вспомнить особенности построения высказывания.
Ход:
Работа по теме.
1. Напишите о своём друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами:
Кто ваш самый близкий друг?
Как началась ваша дружба?
Какой он, ваш друг? Что нравится в нём окружающим людям, одноклассникам, вам?
В чём проявляется ваша дружба?
2. Любое высказывание состоит из нескольких частей. Сколько частей должно быть в сочинении? (Три.)
Какие это части? (Вступление, основная часть и заключение.)
Особое внимание обратите на название и начало своего рассказа о друге. Начало работы может нести конкретную информацию о теме сочинения. А может внести элемент неожиданности в работу для того, чтобы заинтересовать слушателей и читателей. И не забудьте про заключение!
Урок № 9.
Тема: Что такое текст.
Цель: дать определение текста, научить выделять основные признаки текста, закрепить умение составлять текст из отдельных предложений.
Ход:
Работа по теме.
1) Запись на доске.
Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белям снегом покрылась земля. далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. | Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. |
- Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, подчеркните главные члены предложения, обозначьте время глаголов-сказуемых.
- Попробуйте в записанном тексте изменить: порядок предложений; порядок слов в предложениях; заменить настоящее время глагола-сказуемого в одном предложении – прошедшим, в другом - будущим.
- Прочитайте текст вслух. Понаблюдайте, как связывает предложения интонация.
2) Запись теории.
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация; сказуемые в одном времени и виде; местоимения, наречия, союзы, синонимы, антонимы, частицы.
3) Практика.
а) Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его и запишите; затем перескажите.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
Листья падали дни и ночи.
Начался листопад.
Этот дождь шёл неделями.
Леса моросили дождём облетавшей листвы.
б) Составьте на основе записи текст. Проверьте безударные гласные в словах зеленеют, золотятся, шелестят. Озаглавьте и запишите текст.
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся …… Костром горят….. Словно груды малахита, зеленеют молодые…. Весёлым многоцветьем радуют….... Шелестят под ногами опавшие листья. Ещё цветут кое-где запоздалые……..цветы. От дерева к дереву протянуты …..нити…..паутины. Прозрачен и …… воздух.
Итоги урока.
Урок № 10.
Тема: Что значит писать и говорить на тему? Главное в тексте – идея, основная мысль.
Цель: дать определение темы и идеи (основной мысли), научить выделять в тексте тему и идею, научить строить высказывание на определённую тему.
Ход:
Работа по теме.
1. Запись теории. (Распечатано на каждого учащегося.)
Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Готовясь к устному или письменному высказыванию, вдумайтесь в его тему.
Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы: «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером» - близкие, но разные.
Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Готовясь к устному или письменному высказыванию, продумайте, кого и в чём вы будете убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено основной мысли, идее.
Прежде чем начинать писать или говорить, задавайте себе три вопроса:
Что хочу написать или сказать?
Как хочу написать или сказать?
Для чего написать или сказать?
Практика.
а) Прочитайте сочинение ученика. (Текст у каждого учащегося.)
Назовите его тему.
Удачно ли оно озаглавлено?
Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию его темы. Опустите их при повторном чтении.
Запишите текст в исправленном виде.
Перескажите текст.
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году окончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко.
Клев в то утро был отменный.
Бабушка нашим уловом была довольна.
Итоги урока.
Урок № 11.
Тема: Для чего нужен план?
Цель: научить разбивать текст на микротемы, составлять план, строить высказывание по плану; повторить понятия «текст», «тема», «идея».
Ход:
Работа по теме.
а) Прочитайте высказывание, записанное на доске. Запишите его, графически объясните знаки препинания.
Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. (М.А. Рыбникова.)
- Прочитайте ещё раз записанное вами высказывание. Попробуйте ответить на вопрос, который звучит в теме сегодняшнего урока: «Для чего нужен план?».
б) Прочитайте текст.
Отметьте предложения, которые раскрывают тему «Дятел вечернем лесу».
Составьте план на эту тему. Подумайте, с чего лучше начать его, чем закончить.
Перескажите текст на тему «Дятел вечернем лесу».
Напишите выборочное изложение.
Вставьте пропущенные буквы: ч..рный, барабан..т, в вечерн…м лесу, вечерн… з….рю.
Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Темные тени лежат под деревьями. Неподвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.
Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Еще не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел – желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зорю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка – беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям.
Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.
Итоги урока.
Урок №12.
Тема: Как связать предложения в тексте?
Цель: повторить определение текста, вспомнить некоторые лексические понятия (синонимы, антонимы), вспомнить определение и разряды местоимения.
Ход:
Работа по теме.
Запись теории.
В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и так далее. Такую связь называют цепной.
Схематически цепную связь предложений в тексте будем изображать так:

Практика.
а) Докажите, что предложения в данном тексте связаны цепным способом. Отметьте сцепляющие слова.
Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
б) Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите. Подчеркните сцепляющие слова.
1. И песок в пустыне как волны.
2. Пустыня как море, только вместо воды песок.
3. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
4. Волны песка называются барханами.
в) Проследите смысловую связь предложений в текстах; укажите слова, при помощи которых предложения сцепляются. Запишите первый текст по памяти.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник.
Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремиться вносить в свою жизнь красоту.
Запись теории.
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верным слову – верность слову), местоимений (книгу – она, человек - он), синонимов, антонимов, частиц.
Практика.
а) Прочитайте примеры вслух. Подумайте, почему в них для сцепления предложений употреблено повторяющееся существительное, а не местоимение.
1. Чёрное озеро названо так по цвету воды. Вода в нём чёрная и прозрачная.
2. Кайры вывели птенцов. Птенцы лёгкие, как одуванчики.
3. Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.
б) Прочитайте текст, найдите предложение, в котором выражена его основная мысль. Озаглавьте текст. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы.
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Запись теории.
Предложения в тексте могут связываться без сцепляющихся слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как в первом предложении.
Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
Схематически параллельную связь предложений в тексте будем изображать так:



Практика.
а) Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте.
Ёлки густо зеленели. В берёзках светились светло-золотые искорки. В лесу было нарядно и тихо. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Подобрать два текста (по 4 предложения): один текст с цепной связью предложений, другой текст с параллельной связью предложений.
Урок № 13.
Тема: Учитесь выразительно читать!
Цель: научить работать с памяткой, дать основы выразительного чтения художественного произведения.
Ход:
Работа по теме.
Подготовка к выразительному чтению отрывка из рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
Запись теории.
Тон высказывания (или интонация) зависит от того, как говорящий относится к предмету речи и какое отношение к предмету речи он хочет вызвать у слушателей.
Наиболее важные по смыслу слова, сочетания, а иногда и предложения в устной речи выделяются усилением голоса – логическим ударением.
Работа с памяткой «Как подготовиться к выразительному чтению текста».
Как подготовиться к выразительному чтению текста.
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.
Обозначьте паузы.
Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
II. Итог урока.
Урок № 14.
Тема: Стили речи. Когда и где используется разговорный стиль?
Цель: выяснить, когда уместно составлять высказывание в разговорном стиле;
познакомиться с особенностями разговорного стиля.
Ход:
Работа по теме.
Запись теории.
Стили речи различаются в зависимости от цели высказывания.
Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.
В других условиях и с другими целями общения используют книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Практика.
- Когда мы общаемся друг с другом, какой стиль речи используем? (Разговорный.)
- Уместно ли использовать разговорный стиль во время уроков в школе? Аргументируйте свой ответ.
- Легко ли нам вести беседу?
а) Работа с памяткой «Как вести беседу?».
- Прочитайте и перескажите.
Как вести беседу?
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюбленным болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я… а вот у меня…». Расскажи лучше о книге, которую ты сейчас читаешь, о фильме, который недавно видел, о выставке или спортивных соревнованиях, которые посетил.
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
- Всегда ли и все ли правила поведения во время беседы (диалога) вы соблюдаете? Над чем вам ещё нужно поработать?
б) Прочитайте отрывок из письма пятиклассницы. (Текст записан на доске.)
… Я хочу тебе ра..сказать Валюша об одном происшествии.
Х…дили мы (за) грибами. Я набрала полную к…рзину и п…ставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! По…скочила б…ровичок схватила – и на дерево! Забралась (высоко)высоко, почти на самую макушку. Держ…т мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
- Докажите, что стиль письма – разговорный. Обратите внимание на слова, характерные для этого стиля (например, братишка, домище, пальтишко, глазёнки, гурьба, ватага).
- Спишите текст и объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
- Подумайте, почему гриб боровик получил такое название.
в) – Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения в ней преобладают: простые, короткие или сложные, длинные?
г) – Вспомните, что такое диалог. Подумайте, почему он характерен для разговорного стиля речи.
II. Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что: 1) разговорный стиль имеет свои особенности и в сфере употребления, и в лексике, и в синтаксисе; 2) слова и синтаксические конструкции разговорного стиля не всегда уместны в нашей речи и поэтому 3) нужно твёрдо знать, где и когда их использовать.
24