РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
В основе модернизации образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что неразрывно связано с проблемой творчества.
Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуальной в связи с переходом на новый Государственный стандарт образования
По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, лингвистики (Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.Н. Колунова и др.), именно произведения искусства, в частности живопись, музыка и литература, признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активно творческой личности.
Исследователи подтверждают и тот факт, что развитие речевого творчества необходимо осуществлять в период дошкольного и младшего школьного возраста, так как происходит активное становление и развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, речь, память, восприятие. Применение произведений живописи, музыки и литературы в процессе обучения оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов.
Мы разработали технологию обучения, представляющую целенаправленный процесс, способствующий эффективности развития речевого творчества детей средствами искусства, который, в свою очередь, является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащимися в средних и старших классах.
Цели обучения:
формирование интереса к художественному образованию;
развитие эмоционально-волевой сферы, познавательной активности;
развитие творческой индивидуальности;
воспитание эстетической культуры.
В процессе обучения решались следующие задачи:
Учить детей правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражая в слове эмоционально-чувственную отзывчивость.
Формировать умения создавать речевые высказывания на основе восприятия эмоционального и эстетически ценного объекта.
Развивать способность словесно описывать художественный образ, для чего уметь использовать эмоционально-выразительные слова, самому отбирать уникальные языковые средства для передачи собственных впечатлений.
4. Способствовать развитию творческого воображения школьников.
Процесс обучения осуществлялся на уроках развития речи, разделенных на четыре цикла: «Красота вокруг нас», «Природа и искусство», «Воспитываем искусством», «Волшебные узоры России».
Для достижения эффективности речевого развития детей на уроках применялись такие художественные произведения, которые отвечали критериям:
высокохудожественной ценности произведения;
доступности уровню восприятия детей;
возможности в понимании средств художественной выразительности и ис
пользовании этих средств в речи ребенка.
Уроки, проводимые с учениками, проходили не в обычном школьном классе, а в специальной созданной «комнате искусства», которая помогала ученику войти в мир художественных образов, увидеть и ощутить единство и гармонию окружающих его предметов.
«Комната искусства» (оформлялась как по циклам, так и по темам уроков.
Упражнение «Творческое воображение»
«Вальс цветов» из цикла «Красота вокруг нас».
Цель: создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения.
Задачи: развивать творческое воображение и образность мыслей; совершенствовать умение в построении связной речи; активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств; воспитывать эстетическую культуру чувств.
Оборудование: фонограмма — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» , картина художника А. Пластова «Колокольчики и ромашки»; стихотворения русских поэтов.
Вступительная беседа.
— Дети, природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой.
Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате? (Многоразличных растений.)
Где можно встретить эти растения? (В лесу, саду, на лугу.)Назовите их. (Колокольчики, ромашки, гвоздики, васильки, луговая травка и т.д.)
Эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красивы по-своему. Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку, или на белоствольную березку, или на золотой колосок, качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.
Расскажите, какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Приведем примеры некоторых высказываний учеников:
Мне нравятся весенние цветы одуванчики. Их желтые головки похожи на маленькое солнышко. Смотришь на пушистый цветок, и сразу становится радостно. Из всех цветов мне нравится белая луговая ромашка. Словно яркие звездочки, рассыпались эти цветы по всему лугу. Этот цветок очень нежный и красивый. Я часто любуюсь этим цветком.
Дети, вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам поможет художник Аркадий Александрович .Пластов и его картина «Колокольчики»
Какие краски подчеркивают красоту этой картины
Ярко-розовые, нежно-красные, бело-голубые, зеленые, желтые краски говорят о красоте летнего луга.
Этот пейзаж вызывает у меня радостные чувства. Я чувствую нежный аромат летнего луга
Ученики дали следующие названия картине:
Красивый луг. Волшебный луг. Сказочный луг. Удивительные цветы. Очаровательные цветы. Луговая сказка и
Одуванчик
Как прохладно в чаше еловой!
Я цветы в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре,
Над тобою кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистъгй,
Я тебя тихонько сорву.
Васильки
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал, веселых, голубых?
Должно быть, оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
И. Токмакова
Колокольчики
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая!
А.К. Толстой
Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте (одуванчик
белоголовый, цветок пушистый, веселых, голубых, колокольчики мои, цветики
степные).
Придумайте сами образные слова для описания цветка.
Серебристый колокольчик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, веселый василек, гордый одуванчик.
Изумительный, восхитительный, сказочный, великолепный.
«Придумайте рассказ о цветах, дайте название своему рассказу».
Создать настрой на активную деятельность позволяла воображаемая ситуация: «Представьте, что вы попали на летний луг. Пройдешь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадешь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и... понесут тебя жуки душистой травы в заколдованную сказку цветов...»
Учитель предлагал лечь на ковер и послушать «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Закройте глаза, раскиньте руки, и пусть звуки музыки и аромат цветов понесет вас на летний луг.
Вопросы после прослушивания музыкального фрагмента:
Какая музыка по своему характеру прозвучала?
Нежная, немного игривая, ласковая, волнительная .
Нежности, трепета, волнения, очарования.
Какую картину природы помогла вам представить музыка?
После прослушивания учитель предлагает ученикам выполнить работу в творческих альбомах по теме урока и составить рассказ по своему рисунку, дать ему название.
Приведем примеры некоторых творческих рассказов учеников.
Сказочный луг
Однажды солнечным ранним утром я оказалась на сказочном лугу. Чудесные летние цветы уже раскрыли свои причудливые лепестки. Маленькие капельки росы, словно слёзки, поблёскивали на цветах. Дунул лёгкий ветерок, и поплыл над лугом душистый аромат. Зазвенели голубые колокольчики, приветливо наклонили свои белые головки ромашки. Весело кружатся пчёлы над каждым цветком.
Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.
Иванова Настя
Удивительный цветок
На сказочной летней поляне вырос удивительный цветок — колокольчик. «Какой прекрасный день!» — сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестку. Подул нежный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цветок. Своим хрустальным звоном разбудил он все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего неба», — весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в веселом летнем танце.
Савельева Инна