СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе модернизации обра­зования лежат идеи гуманистического вос­питания, направленные на развитие цело­стной личности, где на первый план высту­пает ценность человека, которая воплоще­на, прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что нераз­рывно связано с проблемой творчества.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

В основе модернизации обра­зования лежат идеи гуманистического вос­питания, направленные на развитие цело­стной личности, где на первый план высту­пает ценность человека, которая воплоще­на, прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что нераз­рывно связано с проблемой творчества.

Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуальной в связи с переходом на новый Государственный стандарт образования

По мнению многих исследователей в об­ласти педагогики, психологии, лингвисти­ки (Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготс­кий, Н.В. Гавриш, Л.Н. Колунова и др.), именно произведения искусства, в част­ности живопись, музыка и литерату­ра, признаны действенными средствами, способствующими формированию и раз­витию целостной, активно творческой личности.

Исследователи подтверждают и тот факт, что развитие речевого творчества необходимо осуществлять в период до­школьного и младшего школьного возрас­та, так как происходит активное становле­ние и развитие таких психических процес­сов, как мышление, воображение, речь, па­мять, восприятие. Применение произведе­ний живописи, музыки и литературы в процессе обучения оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуаль­ных напряжений при создании творчес­ких продуктов.

Мы разработали технологию обучения, представляющую целенаправленный про­цесс, способствующий эффективности раз­вития речевого творчества детей средствами искусства, который, в свою очередь, являет­ся подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащимися в средних и старших классах.

Цели обучения:

  • формирование интереса к художест­венному образованию;

  • развитие эмоционально-волевой сфе­ры, познавательной активности;

  • развитие творческой индивидуальности;

  • воспитание эстетической культуры.

В процессе обучения решались следую­щие задачи:

  1. Учить детей правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражая в слове эмоционально-чувствен­ную отзывчивость.

  2. Формировать умения создавать ре­чевые высказывания на основе восприятия эмоционального и эстетически ценного объекта.

Развивать способность словесно опи­сывать художественный образ, для чего уметь использовать эмоционально-выразительные слова, самому отбирать уникаль­ные языковые средства для передачи собственных впечатлений.

4. Способствовать развитию творческо­го воображения школьников.

Процесс обучения осуществлялся на уроках развития речи, разделенных на че­тыре цикла: «Красота вокруг нас», «Приро­да и искусство», «Воспитываем искус­ством», «Волшебные узоры России».

Для достижения эффективности рече­вого развития детей на уроках применялись такие художественные произведения, кото­рые отвечали критериям:

  • высокохудожественной ценности произведения;

  • доступности уровню восприятия детей;

  • возможности в понимании средств художественной выразительности и ис­
    пользовании этих средств в речи ребенка.

Уроки, проводимые с учениками, прохо­дили не в обычном школьном классе, а в специальной созданной «комнате искус­ства», которая помогала ученику войти в мир художественных образов, увидеть и ощутить единство и гармонию окружаю­щих его предметов.

«Комната искусства» (оформлялась как по циклам, так и по темам уроков.


Упражнение «Творческое воображение»

«Вальс цветов» из цикла «Красота вокруг нас».

Цель: создание речевого высказывания на основе проявления творческого вообра­жения.

Задачи: развивать творческое вообра­жение и образность мыслей; совершен­ствовать умение в построении связной ре­чи; активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств; воспитывать эстетическую куль­туру чувств.

Оборудование: фонограмма — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» , картина художника А. Пластова «Колокольчики и ромашки»; стихотворения русских поэтов.

Вступительная беседа.

— Дети, природа удивительна и непов­торима своим многообразием, своей красо­той, своей волшебной силой.

Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате? (Многоразличных растений.)

Где можно встретить эти растения? лесу, саду, на лугу.)Назовите их. (Колокольчики, ромашки, гвоздики, васильки, луговая травка и т.д.)

Эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красивы по-своему. Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку, или на белоствольную березку, или на золотой колосок, качающийся в по­ле, так и охватывают тебя чувства радос­ти, счастья, безграничной любви к этой красоте.

Расскажите, какие цветы вам больше нравятся? Почему?

Приведем примеры некоторых высказы­ваний учеников:

Мне нравятся весенние цветы одуванчики. Их желтые головки похожи на маленькое солнышко. Смотришь на пушистый цветок, и сразу становится радостно. Из всех цветов мне нравит­ся белая луговая ромашка. Словно яркие звез­дочки, рассыпались эти цветы по всему лугу. Этот цветок очень нежный и красивый. Я часто любуюсь этим цветком.

  • Дети, вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам помо­жет художник Аркадий Александрович .Пластов и его картина «Колокольчики»

  • Какие краски подчеркивают красоту этой картины

Ярко-розовые, нежно-крас­ные, бело-голубые, зеленые, желтые краски говорят о красоте летнего луга.

  • Какие чувства вызывает у вас этот пей­заж?

Этот пейзаж вызывает у меня радостные чувства. Я чувствую неж­ный аромат летнего луга

  • Учитель предлагает ученикам выпол­нить задание творческого характера: приду­мать название этой картине.

Ученики дали следующие названия кар­тине:

Красивый луг. Волшебный луг. Сказоч­ный луг. Удивительные цветы. Очарова­тельные цветы. Луговая сказка и

  • Для обогащения образного видения объ­екта и наблюдения над языковыми сред­ствами ученикам предлагалось послушать стихотворения русских поэтов о цветах.

Одуванчик

Как прохладно в чаше еловой!

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растешь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре,

Над тобою кукуют кукушки,

Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый

И роняет листья в траву...

Одуванчик, цветок пушистъгй,

Я тебя тихонько сорву.

Васильки

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал, веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

И. Токмакова

Колокольчики

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая!

А.К. Толстой

  • Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте (одуванчик
    белоголовый, цветок пушистый, веселых, голубых, колокольчики мои, цветики
    степные).

  • Придумайте сами образные слова для описания цветка.

Серебристый колоколь­чик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, веселый василек, гордый одуванчик.

  • Подберите слова, которые передают кра­соту этих цветов?

Изумительный, восхити­тельный, сказочный, великолепный.

  • Для проявления творческого воображе­ния учитель предлагал ученикам выпол­нить следующее задание:

«Придумайте рас­сказ о цветах, дайте название своему рассказу».

  • Создать настрой на активную деятельность позволяла во­ображаемая ситуация: «Представьте, что вы попали на летний луг. Пройдешь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадешь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и... понесут тебя жуки душистой травы в заколдованную сказку цветов...»

  • Учитель предлагал лечь на ковер и пос­лушать «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

  • Закройте глаза, раскиньте руки, и пусть звуки музыки и аромат цветов понесет вас на летний луг.

  • Вопросы после прослушивания музы­кального фрагмента:

Какая музыка по своему характеру прозвучала?

Нежная, немного игривая, лас­ковая, волнительная .

  • Какие чувства испытывали вы, когда слушали эту музыку?

Нежности, трепета, волнения, очарования.

  • Какую картину природы помогла вам представить музыка?

  • После прослушивания учитель предла­гает ученикам выполнить работу в творчес­ких альбомах по теме урока и составить рас­сказ по своему рисунку, дать ему название.

Приведем примеры некоторых творчес­ких рассказов учеников.

Сказочный луг

Однажды солнечным ранним утром я оказа­лась на сказочном лугу. Чудесные летние цветы уже раскрыли свои причудливые лепестки. Ма­ленькие капельки росы, словно слёзки, поблёс­кивали на цветах. Дунул лёгкий ветерок, и по­плыл над лугом душистый аромат. Зазвенели го­лубые колокольчики, приветливо наклонили свои белые головки ромашки. Весело кружатся пчёлы над каждым цветком.

Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.

Иванова Настя

Удивительный цветок

На сказочной летней поляне вырос удиви­тельный цветок — колокольчик. «Какой пре­красный день!» — сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестку. Подул неж­ный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цве­ток. Своим хрустальным звоном разбудил он все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего не­ба», — весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в веселом летнем танце.

Савельева Инна