Развитие толерантной профессиональной позиции педагога.
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Бернард Шоу.
Что такое толерантность?
Во многих культурах «толерантность» является своеобразным синонимом понятия «терпимость»:
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
в китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
в арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение,
мягкость, сострадание, снисходительность,
благосклонность, терпение, расположенность к другим».
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным
- терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным
Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство
Умение
не осуждать
других
Сотрудничество
Прощение
Основные черты личности
Толерантная личность
Интолерантная личность
уважение мнения других
непонимание
доброжелательность
игнорирование
желание что-нибудь делать вместе
эгоизм
понимание и принятие
нетерпимость
чуткость, снисходительность
пренебрежение, раздражительность
доверие, гуманизм.
любознательность
равнодушие, цинизм
агрессивность
- Бурные социальные процессы, происходящие в мире на современном историческом изломе, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Они сопровождаются ростом агрессии и нетерпимости в обществе. Перенос эпицентра конфликтов в социально-экономическую сферу усиливает опасную тенденцию к конфронтации людей социальных групп, провоцируя дестабилизацию и разрушение общества. Идея воспитания толерантности становится актуальной проблемой современности, в том числе и в сфере педагогического образования. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием.
- Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.
Цель работы педагога:
- Развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, родителями. И от того, на каких основах строится такое взаимодействие зависит успех педагогического труда. Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педагогу необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Эти три аспекта позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, коварство — великодушием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой».
Для развития толерантности учитель может и должен:
- воспитывать с любовью и во имя любви;
- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
- быть примером для детей и сообщества;
- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
- давать ученикам самостоятельно решать проблемы
Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью. Аристотель