«Развивающее пространство школьника»
Для достойного перехода во взрослую жизнь, ребенку необходимо воспитание основных человеческих качеств и освоение учебных дисциплин. Мы создали модель развивающего пространства школьника, в которой отражены основные влияния на учащегося.
В первую очередь ребенок получает воспитание в семье, узнает, что такое добро и зло, начинает поражать поведению своих родителей. В семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания личности.
Из социума ребенок получает опыт общения со сверстниками, умение самореализоваться, получает жизненный опыт.
В развивающее пространство школьника также включены: урочная и внеурочная деятельность. В процессе урочной и внеурочной деятельности у школьника развивается внимание, память, мышление. Развивается познавательная и творческая деятельность.
На уроках ребенок учиться пользоваться своими знаниями как в повседневной жизни, так и в школьной, перенося свои знания во все предметные области. Также из урочной деятельности на ребёнка оказывают влияние: составление схем, работа с документами, составление презентаций, участие в конкурсах, олимпиадах, составление портфолио, итоговые работы, проектная деятельность, выступление на конференциях, исследовательская деятельность, экзамены.
Через внеурочную деятельность ребёнок разносторонне развивается с помощью: кружков, секций, участия в конкурсах, составления портфолио, творческого развития. Во время экскурсий, просмотров спектаклей, кино, чтение книг происходит формирование любви к Родине, чувство патриотизма, нравственное и духовное воспитание.
ИКТ помогают учащемуся в самообразовании, в поиске учебных материалов при подготовке к урокам. Также ребенок получает коммуникативные навыки с помощью общения в сети Интернет. Кроме того, с помощью ИКТ ученик может дистанционно учувствовать в различных конкурсах и олимпиадах, что позволяет достичь определённых успехов в учебной деятельности.
А) На решении, каких первоочередных задач следует сосредоточиться учителю, чтобы его деятельность соответствовала требованиям ФГОС и профессиональному стандарту?
Учителю требуется:
· Понимать в чем отличия традиционного обучения от нового стандарта;
· Знать нормативно-правовые документы;
· Активно использовать ИКТ обучения;
· Самосовершенствоваться, искать новые знания;
· Уметь строить образовательный процесс дифференцированно;
· Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: проектная деятельность, лабораторные эксперименты;
· Уметь работать с одаренными детьми;
· Уметь работать в условиях реализации инклюзивного образования;
· Понимать и принимать детей такими, какие они есть.
Педагог обязательно должен быть ключевой фигурой современной школы. Креативность - один из залогов успешного развития, т.е. педагог должен владеть современными образовательными технологиями, способным к личностному и профессиональному развитию.
Б) Что необходимо предпринять, чтобы обучающиеся были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность?
Чтобы дети были субъектами деятельности, необходимо создать условия в процессе деятельности так, чтобы дети смогли раскрыть свои возможности:
- использовать индивидуальный подход к обучению;
- на уроках применять нестандартные формы и методы работы с детьми.
Педагог должен повысить интерес к изучаемому предмету, стимулировать самостоятельное приобретение дополнительных знаний, научить владению необходимых способов и приемов познавательной деятельности. Главное, с какой целью и где можно применить эти знания и умения.
В) Как проектировать деятельность учителя и обучающихся с учетом развития универсальных учебных действий как ожидаемых метапредметных и личностных результатов?
1. Разрабатывать новые подходы к формированию и развитию УУД, основанных на использовании ИКТ.
2. Выявить наиболее эффективные подходы к формированию УУД.
3. Уметь ориентироваться в ИКТ.
4. Формировать способности грамотно применять ИКТ.
5. Использовать современные цифровые инструменты.
А) Какие нужны компетенции для проектирования и почему нельзя обойтись без развития проектного и системного мышления?
Для создания образовательного проекта учитель должен обладать следующими компетенциями:
· общую осведомлёммость в предметной области и теме проекта;
· базовая научно-техническая подготовка (в т.ч. профессиональное обучение и опыт)
· опыт реализации проектов;
· знание основ инженерной/научной деятельности и культуры
· постановка задач и их решение
· организация работы команды, коммуникация внутри проекта
· управление жизненным циклом продукта/технологии
· сопровождение, организация и поддержка проектной команды без вмешательства в работу
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка
сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».
Б) Какие инструменты и техники усиливают компетенции учителя в проектировании?
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные:
· умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в основной школе.
При освоении личностных действий формируется:
· критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия;
· уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
· основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действийформируется:
· оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в
· информационной среде;
· использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
· создание цифрового Портфеля достижений учащегося.
В). Как выглядит оптимальный алгоритм проектирования с учетом достижения триединых результатов: личностных, метапредметных и предметных?
· Выявление проблемы;
· зарождение идей;
· анализ предметной области;
· определение целей проекта;
· постановка задач;
· реализация проекта;
o исследование и анализ рынка;
o концептуальное проектирование;
o создание опытного образца;
o создание технологии;
o введение в эксплуатацию;
o утилизация;
· оформление и представление результатов;
· рефлексия образовательных результатов;
Г) Почему целеполагание – это основа проектирования? В чем секрет «формулы цели»?
Целеполагание заключается в определении педагогом целей обучения.
Целеполагание — процесс выбора одной либо нескольких целей с установлением характеристик допустимых отклонений для управления процессом воплощения идеи.
Целеполагание — это исходная точка в хоть какой людской деятельности.
Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности.
При выборе цели употребляются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования. В качестве цели обычно выбирается событие с высочайшим уровнем личной вероятности.
Существует узнаваемый в психологии мотивационный закон, именуемый градиент цели: чем поближе мы приближаемся к результату, тем больше сила мотивации и активность действий.
Д) Что такое технологическая карта и в чем ее ценность при системной работе по организации процесса проектирования курса, раздела, темы урока/учебного занятия?
Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
- при высокой степени сложности выполняемых операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
В одной технологической карте могут учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели объектов. Данный вид документации составляется исключительно техническими службами предприятия, тогда как утверждается непосредственно руководителем предприятия.