ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательнОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» (86147, ДНР, город Макеевка, Центрально-Городской район, квартал Железнодорожный, дом 33, (06232) 5 13 98) e-mail: ([email protected]) Идентификационный код (30331955) | |
Реализация метапредметного подхода в обучении математике
Выступление на методическом объединении учителей математики
Сырцова Наталия Викторовна, заместитель директора по УВР, учитель математики
Реализация метапредметного подхода в обучении математике
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В. В. Давыдов
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение – это ускорение темпов развития. Знания быстро устаревают, поэтому результаты обучения становятся востребованными не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Умение учиться подразумевает сформированность Универсальной Учебной Деятельности (УУД). Реализовать требования новых стандартов невозможно без метапредметного подхода.
Понятия метапредмет, метапредметность произошли От греческого «мета» - то, что стоит «за». Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко.
Метадеятельность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной» и включает в себя использование Универсальной Учебной деятельности, т. е. обобщённые действия, сформированные на материале какого – либо предмета и использующиеся при изучении других предметов.
Поставленные задачи и проблемы метапредметного подхода:
1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.
2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.
3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Цели метапредметного подхода:
Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Было разработано такое понятие, как метапредметы.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
В форме Метапредметы обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Предлагаются следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача».
На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышление, свободно мыслительного деладействия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями.
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
Обычно учащийся, работая с материалом математики, физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не только запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.
Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы природа-человек-общество.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями, которые обеспечивают целостность представлений ученика об окружающем мире, как необходимый и закономерный результат его познания.
Прочитав предложенные материалы по этой проблеме, пришла к выводу, что изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Мне, как учителю математики, ближе всего использование метапредметных технологий в виде:
Предметный урок + метапредметная тема.
Метапредметные задания
Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты.
При этом возможна работа по таким направлениям:
Самостоятельная работа учащихся - средство развития математической компетентности
Развитие творческих способностей учащихся при решении математических задач
Применение интерактивных технологий - одно из направлений совершенствования математической культуры школьников
Задачи с финансовым содержанием - как инструмент формирования предметных компетенций
Межпредметные связи
Использования ИКТ в обучении математике
Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия:
-проблемная лекция;
-дискуссия, диалог;
-семинар;
-лабораторный практикум;
-деловая или ролевая игра;
-разработка и защита проекта;
-интегрированный урок.
Цель метапредметного учебного занятия в значительной степени сливается с развивающей и (в большей степени) - с воспитательной задачей.
Формулировки такой цели могут быть следующими: «формирование ценностного отношения к...», «обеспечение условий формирования личной позиции учащегося в вопросах ...».
Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия
1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа. К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя.
2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию. Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок.
3. Усиление прикладной направленности урока, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике, это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета
Приведем примеры классов задач такого рода.
Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии.
Задачи «На покупку». В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.
Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному.
Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп.
Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.
Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.
Так же в отдельное задание выделены задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.
Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.
Пример: Задача с финансовым содержанием.
Вы имеете сумму 1000 руб., которую хотите разместить с целью получения наибольшего дохода. Банк привлекает средства клиентов на депозитные вклады под 8% годовых. Акционерное общество выпустило ценные бумаге в виде 8 привилегированных акций номинальной стоимостью 250 руб. с выплатой дивидендов в размере 10%, и 10 обыкновенных акций номинальной стоимостью 200 руб.. На выплату дивидендов акционерным обществом выделено 800 руб.. Куда лучше вложить деньги: а) в банк; б) в привилегированные акции; в) в обыкновенные акции?
Решение задачи можно провести в таком виде. Для поиска ответа ученики разделяются на три команды, каждая из которых считает доход соответствующего вклада. Результаты команды объявляют:
1-я команда: Если внести деньги на депозитный счет в банк, то за год можно получить 80 руб. в виде начисленных и выплаченных банком доходов.
2-я команда: На привилегированные акции выплачены дивиденды составят 8х10% = 80% от суммы выделенной на дивиденды, то есть 640 руб. Одна привилегированная акция дает в год доход 640 : 8 = 80 (руб.)
Расчет показывает, что можно купить (1000 руб. : 250 руб.) = 4 привилегированные акции и получить за год 4х80 = 320 (руб.) прибыли в виде выплаченных дивидендов.
3-я команда: На выплаты по обыкновенным акциям останется 800 - 640 = 160 руб. А выплаченные дивиденды на одну обыкновенную акцию составляют
160: 10 = 16 (руб.)
Можно приобрести 1000: 200 = 5 обыкновенных акций и получить за них
5 х 16 = 80 (руб.)
Коллективно осуществив сравнительный анализ полученных результатов, можно сделать вывод: выгодно приобрести привилегированные акции акционерного общества – прибыль будет самой большой.
Методика решения таких задач, традиционная. Это обеспечивает успех в их использовании.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:
уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных навыков;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера (умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера),
Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.