МБОУ Митрофановская СОШ
Кантемировский район
Воронежская область
«Реализация системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
Ржевская О.А., заместитель директора по ВР
В нашей школе в рамках конкурса «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы» создан образовательный кластер.
Мы перед собой поставили цель - реорганизация школьной инфраструктуры на примере кластерной модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении по обеспечению условий для формирования основ творческого, физического, умственного благополучия, успешной социализации обучающихся, развития гражданских инициатив школьников.
Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Поэтому в основу работы педагогов нашей школы положен системно - деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности.
Ключевыми условиями реализации основной образовательной программы считаем: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Системно-деятельностный подход в отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Педагоги нашей школы считают главными задачами:
научить ученика
получать знания (учить учиться)
работать и зарабатывать (учение для труда)
жить (учение для бытия)
жить вместе (учение для совместной жизни)
Эти задачи мы решаем при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении :
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результат, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, воспитания и способов организации деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. У нас созданы благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технологии деятельностного типа в учебной и внеурочной деятельности не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, они являются саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Современные технологии деятельностного типа – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Важно понять, что деятельностные технологии- это способ достижения оптимального результата.
Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная, исследовательская деятельности, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Внеурочная деятельность в рамках инновационного проекта направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
В школе работает 18 кружков и клубов, 23 объединения, 10 секций, которые посещают 511 учеников. Охват обучающихся внеурочной деятельностью - 92%.
Использование деятельностных подходов в урочной и внеурочной деятельности – это философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.