СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт  работы  по  реализации  системно - деятельностного   подхода   в урочной  и внеурочной  деятельности

Просмотр содержимого документа
««Реализация системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»»

МБОУ Митрофановская СОШ

Кантемировский район

Воронежская область



«Реализация системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»

Ржевская О.А., заместитель директора по ВР



   В нашей школе в рамках конкурса «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы» создан образовательный кластер.

Мы перед собой поставили цель - реорганизация школьной инфраструктуры на примере кластерной модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении по обеспечению условий для формирования основ творческого, физического, умственного благополучия, успешной социализации обучающихся, развития гражданских инициатив школьников.

Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Поэтому в основу работы педагогов нашей школы положен системно - деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности.

Ключевыми условиями реализации основной образовательной программы считаем: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Системно-деятельностный подход в отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

Педагоги нашей школы считают главными задачами:

научить ученика

получать знания (учить учиться)

работать и зарабатывать (учение для труда)

жить (учение для бытия)

жить вместе (учение для совместной жизни)

Эти задачи мы решаем при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении :

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 - ориентацию     на   результат, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

  - признание решающей роли содержания образования, воспитания и способов  организации   деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

 - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный  подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. У нас созданы благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технологии деятельностного типа в учебной и внеурочной деятельности не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, они являются саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Современные технологии деятельностного типа – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Важно понять, что деятельностные технологии- это способ достижения оптимального результата.

  Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная, исследовательская деятельности, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

 Внеурочная деятельность в рамках инновационного проекта направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

 При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

 Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

 Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

В школе работает 18 кружков и клубов, 23 объединения, 10 секций, которые посещают 511 учеников. Охват обучающихся внеурочной деятельностью - 92%.

Использование деятельностных подходов в урочной и внеурочной деятельности – это философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.