Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;
Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.
Цель программы обучения:
- формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,
владение языком в разных сферах речевого общения.
Основные задачи:
-Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
-Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
-Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентировочных задач;
-Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
-Развитие навыков устной коммуникации;
- Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Распределение часов на год
класс/часы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | за год |
1 | 8 | 8 | 9 | 8 | 33 |
Программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и отводится 33 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты на уровне образования:
Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам относятся:
Осознание себя , как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Познавательные БУД:
- отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике;
- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков;
- определяет тему;
- ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывает новые знания: находит ответы на вопросы;
- понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме;
Коммуникативные БУД:
- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит;
- слушает и понимает речь других.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встаёт и выходит из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу;
- высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- готовит рабочее место и выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Коммуникация |
Умение вступать в контакт. Поддержание и завершение контакта. | Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого или без речевого поведения. |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
Способность понимать обращенную речь. Умение определять интонацию. Уметь различать речевые и неречевые звуки. | Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; |
|
Культура общения | Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класс |
№ п\п | Тема | Ключевые воспитательные задачи | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1 До букварный период | 1.Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). 2.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. 3.Формирование представления: о некоторых нормах произношения. Воспитание культуры общения( воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание). | День знаний «Безопасная дорога». | 33 |
| «Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим». «Цвети, земля!». День словаря |
| Международный день учителя Единый урок: «Права человека» День Неизвестного Солдата Всемирный день защиты животных Неделя безопасности дорожного движения |
Час памяти: «Блокада Ленинграда» День памяти жертв Холокоста «Все профессии важны, все профессии нужны». |
Итого: 33 |
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть |
Развитие речи Средствами вербальной и невербальной коммуникации | 15ч | Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др) Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Экспрессивная речь Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, школьные принадлежности и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | |
Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности | 15ч | Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Примерная тематика произведений: произведения о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. | |
Дифференциация неречевых звуков. Звук | 3ч | Речевая практика Аудирование и понимание речи. Выполнение простых устных инструкций учителя, Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). | |
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
1 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 | | Признак действия | Составление рассказа по картинке и вопросам учителя. | Коррекция мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза |
2 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др) | 1 | | Признак действия | Составление рассказа по картинке и вопросам учителя. | Формирование произвольного внимания |
3 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 1 | | Признак действия | Составление рассказа по картинке и вопросам учителя. | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через настольную игру. |
4 | Понимание простых предложений. | 1 | | Произношение звука | Произносить звук [а] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения осуществлять операции анализа и синтеза |
5 | Экспрессивная речь. Называние имён членов семьи | 1 | | Произношение звука | Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. |
6 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др. | 1 | | Деятельность в игровой форме | Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. |
7 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять и др. | 1 | | Деятельность в игровой форме | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. |
8 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). | 1 | | Деятельность в игровой форме | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании |
9 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 | | Деятельность в игровой форме | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв |
10 | Играем в сказки. Звукоподражание. | 1 | | Деятельность в игровой форме | Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. |
11 | Различение звуков окружающей действительности | 1 | | Деятельность в игровой форме | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики через упражнения в списывании |
12 | Дифференциация неречевых звуков. Звук. | 1 | | Деятельность в игровой форме | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании |
6