СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование СИПР 1 класс

Просмотр содержимого документа
«"Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;

Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.

Цель программы обучения:

- формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,

владение языком в разных сферах речевого общения.

Основные задачи:

-Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

-Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

-Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентировочных задач;

-Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

-Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

-Развитие навыков устной коммуникации;

- Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.


Распределение часов на год


класс/часы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

за год

1

8

8

9

8

33


Программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и отводится 33 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты на уровне образования:

Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам относятся:

  • Осознание себя , как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Познавательные БУД:

- отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике;

- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков;

- определяет тему;

- ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывает новые знания: находит ответы на вопросы;

- понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме;

Коммуникативные БУД:

- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;

- соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит;

- слушает и понимает речь других.

Регулятивные БУД:

- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встаёт и выходит из-за парты и т. д.);

- принимает учебную задачу;

- высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- готовит рабочее место и выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Планируемые результаты освоения учебного предмета:


Минимальный уровень

Достаточный уровень

Коммуникация

Умение вступать в контакт. Поддержание и завершение контакта.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого или без речевого поведения.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Способность понимать обращенную речь. Умение определять интонацию. Уметь различать речевые и неречевые звуки.

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;



Культура общения


Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.





Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класс

п\п

Тема


Ключевые воспитательные задачи

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

1 До букварный период


1.Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).


2.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. 


3.Формирование представления: о некоторых нормах произношения. 

Воспитание культуры общения( воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание).

День знаний

«Безопасная дорога».

33


«Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим».

«Цвети, земля!».

День словаря





Международный день учителя

Единый урок: «Права человека»

День Неизвестного Солдата

Всемирный день защиты животных

Неделя безопасности дорожного движения


Час памяти: «Блокада Ленинграда»

День памяти жертв Холокоста

«Все профессии важны, все профессии нужны».

Итого: 33


Содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Развитие речи

Средствами вербальной и невербальной коммуникации


15ч

Импрессивная речь.

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др)

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, школьные принадлежности и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).


Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности

15ч

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Примерная тематика произведений: произведения о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.


Дифференциация неречевых звуков. Звук

Речевая практика

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых устных инструкций учителя,

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
















Тематическое планирование

п/п

Содержание учебного

материала


Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).


1


Признак действия

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя.

Коррекция мыслительной деятельности через опера­ции анализа и синтеза

2

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др)

1


Признак действия

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя.

Формирование произвольного внимания

3

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).


1


Признак действия

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя.

Коррекция зрительного восприятия и мелкой мото­рики через настольную игру.

4

Понимание простых предложений.

1


Произношение звука

Произносить звук [а] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения осуществлять операции анализа и синтеза

5

Экспрессивная речь.

Называние имён членов семьи

1


Произношение звука

Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой мото­рики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

6

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.

1


Деятельность в игровой форме

Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой мото­рики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

7

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять и др.

1


Деятельность в игровой форме

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция мелкой мото­рики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

8

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

1


Деятельность в игровой форме

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании

9

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

1


Деятельность в игровой форме

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв

10

Играем в сказки. Звукоподражание.

1


Деятельность в игровой форме

Произносить слог [ма] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой мото­рики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

11

Различение звуков окружающей действительности

1


Деятельность в игровой форме

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики через упражнения в списывании

12

Дифференциация неречевых звуков. Звук.

1


Деятельность в игровой форме

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании


6