СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речь и альтернативная коммуникация»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ


2 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна














Новодвинск

2021 – 2022 учебный год

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Основные задачи образовательно-коррекционной:

  • совершенствовать средства общения обучающихся с учителем и со сверстниками в разных ситуациях делового взаимодействия, умения продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;

  • освоить практически значимые ситуации с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации;

  • расширить доступные умения коммуникации в практике диалогической речи;

  • совершенствовать коммуникативные возможности для поддержания разных ситуаций социального взаимодействия, близких к опыту обучающегося;

  • совершенствовать возможности использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками;

  • совершенствовать мелкую моторику;

  • совершенствовать умения целенаправленно действовать пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;

  • совершенствовать элементарные графомоторные навыки;

  • расширить возможности слухового внимания и слухового восприятия при создании разнообразных ситуаций коммуникации;

  • закрепить интерес и проявление потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, соотнесение их с иллюстрациями.


Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей.






Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» во втором классе рассчитан на 3 ч в неделю, 102 ч. в год (34 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

IV (8 недель)

Год (34 недели)

27

21

30

24

102



Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация» включает:

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

  • сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

  • технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства; компьютерные устройства, синтезирующие речь;

  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.

  • компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

  • аудио и видеоматериалы.













Календарно-тематическое планирование

Речь и альтернативная коммуникация

102 часа, 3 часа в неделю

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 27 часов


1-3

Здравствуй школа! Приветствия учителю и новые знакомства детей в классе. Урок знаний.


Словарь: школа, доброе утро, здравствуйте, привет, хорошо, плохо.

Глобальное чтение: школа, окно, доска, свое имя на карточке.

Пиктограммы: школа, доска, парта, окно.


3

Протягивание руки, поднимание открытой ладони. Приветствие с помощью слова, звука, жеста. Ответ на вопрос «Как дела?»: «Хорошо!» (словами). Проявление интереса к окружающим, их занятиям. Узнавание ситуаций, в которых нужно здороваться или прощаться в быту, на соответствующих фотографиях. Фотографирование (либо видеосъемка) и последующее рассматривание фотографий, на которых дети взаимодействуют в предложенных ситуациях общения (называние действующих лиц, действий). Соотнесение себя, своей фотографии со своим именем, напечатанным на карточке. Соотнесение фотографии здания школы, картинки с карточкой «школа». Соотнесение карточек со словами «доска», «парта», «окно» с окружающими реальными предметами.

Наклеивание стикеров – слов (или пиктограмм) на эти предметы, на их изображения (фото, картинка с изображением класса) – «подписывание».

Сентябрь

1, 3, 6


4-6

Прощай лето! Здравствуй, осень! Школьные дела.


Словарь: школа, класс, имена детей, учителя; возьми, дай, сядь, подойди.

Пиктограммы: листья, дождь, птицы, идет, падает.

3

Рассматривание фотографий и иллюстраций по темам «лето», «осень». Поиск и называние отличий. Взаимодействие с педагогом в ходе беседы по сюжетным картинкам фотографиям на темы «Лето», «Осень» с помощью доступных средств коммуникации (фиксация, направленность взгляда, принятие задания). Слушание, узнавание, имитация «осенних» звуков (дождь, ветер). Имитация шума дождя (постукивание пальцами по парте), ветра (поддувание бумажных листьев на нитке). Изображение осени цветным пятном (желтый, оранжевый, красный цвет). Рисование точек, штрихов (дождь) на доске мокрой кистью, пальцем; на бумаге мокрой кистью или красками. Слушание стихов об осени, воспроизведение нескольких стихотворных строчек или их «договаривание» (в т.ч. невербальное). Составление узора из листьев в полосе. Составление предложений (вербально, с помощью пиктограмм и жестов): «Идет осень», «Птицы улетают», «Листья падают» и т.д. Доступным способом и в доступном объеме «рассказывать» учителю и товарищам о природных изменениях осенью (вербально, используя жесты и пиктограммы): листья желтеют, падают, лежат; дует ветер; птицы улетают.

8, 10, 13


7-10

Готовимся к урокам. Мой портфель.


Словарь: мой (моя), пенал, ручка, положить, дай, друг.

Глобальное чтение: пенал, ручка.

Пиктограммы: пенал, ручка, писать, рисовать, лес, сад, растет.

4

Составление наглядного плана урока с помощью предметов, пиктограмм, выложенных в ряд. Соотнесение названий учебных предметов с фотографией педагогов, с определенными действиями (ППД – лепка; ИЗО – рисование; физкультура - движения и т.д.) посредством выкладывания пиктограмм – действий, имитации действий. Составление классного «расписания» с помощью последовательного выкладывания фотографий педагогов, реальных предметов, пиктограмм и т.д. Решение проблемной практической ситуации: сложить все нужные предметы в пенал. Оказание помощи одноклассникам. Рассказать или показать на пиктограммах, что лежит в пенале. Подписывание изображенных предметов стикерами – словами. Просмотр мультфильма «Эхо». Произнесение и чтение сочетания АУ. Обводка по контуру этих букв.

15, 17, 20, 22


11-13

Волшебная страна сказок


Словарь: колобок, волк, Маша, медведь, заяц, катится, кошка, собака, тянут, посадил.

Глобальное чтение:

Маша, кошка, колобок.

Пиктограммы: лес, дом.


3


Слушание сказок («Колобок», «Репка», «Маша и медведь» (по современному мультсериалу), просмотр одноименных мультфильмов. Узнавание персонажей сказок и мультфильмов на картинке. Подбор иллюстрации к соответствующему фрагменту сказки, называние (показ) на ней предметов и их действий, признаков. Рассматривание иллюстраций к сказкам, поиск и нахождение одинаковых персонажей на них (найдите девочку (Маша и внучка), волка, медведя, собаку). Распределение персонажей по 2 - 3 сказкам (герои заблудились). Соотнесение персонажей и карточек с их названием – «подписывание» карточками-стикерами фигурок или картинок с изображениями персонажей. Имитация действий персонажей, проговаривание «диалога» (в т.ч. с помощью жестов). Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Пальчиковые игры с изображением персонажей сказок (зайчик, медведь, колобок, собака) и выполнение движений – имитаций (помела, поскребла, замесила, скатала, тянут, катится…).

24, 27, 29


14-17

Школьные правила: звонок–начало урока.


Словарь: Автобус, автомобиль, аптека, арбуз

Глобальное чтение: Аптека, автобус.

Пиктограммы:

Темы - транспорт, животные, аптека.

4

Начало урока: пальчиковая гимнастика, включающая элементы взаимодействия с одноклассниками (например, поздороваться пальцами, «пройти» пальцами по ладошке соседа и др.). Создание ситуаций, при которых необходимо будет обращение за помощью, просьба, протест и т.д. («забыть» раздать картинку (пиктограмму), которой нужно ответить на вопрос и которая есть у соседа по парте, дать задание наклеить картинку, при этом предложить бумагу и карандаш и т.д.). Ответы на вопросы «Что это?», «Кто это?» с помощью пиктограмм. Использование жестов при планировании деятельности (слушать, рисовать) в ответах на вопрос «Что мы сейчас будем делать?». Договаривание слов в стихотворных строчках с помощью доступных средств коммуникации. Артикуляционная гимнастика. Звук А: Графическая фиксация: короткое произнесение – точки или штрихи, протяжное – линия. Узнавание слов для глобального чтения на карточках, на фотографиях (аптека, автобус, азбука). Участие в разыгрывании ситуации «Едем в автобусе» после просмотра тематического видеоролика. Слушание и узнавание аудиозаписей со звуками транспорта, голосами животных, соотнесение их с реальными объектами, с картинками. Привлечение внимания к надписям на фотографиях (аптека, автобусная остановка). Дорисовка колес автомобилю. Рисование автомобиля, автобуса по трафарету. Рисование дороги.

Октябрь

1, 4, 6, 8


18-21

Правила после уроков.


Словарь: Урок, уши, утюг, угол, утка.

Глобальное чтение: урок, утка.

4

Пальчиковые игры. Двигательные имитационные игры типа «Паучок». Ответы на вопросы по изображению с помощью жестов, картинок, пиктограмм. Воспроизведение фрагментов диалога персонажей (используя жесты, звуки). Артикуляционная гимнастика. Графическая фиксация: короткое произнесение – точки или штрихи, протяжное – линия. Имитация воя волка: У-у-у. Дидактическая игра «Хлопни (повтори), когда услышишь звук». Соотнесение картинки с реальным предметом, жестом и карточкой со словом: «уши», «утюг», «утка» (изображение сначала представлено мнемокартинкой, затем подпись убирается). Поиск и соединение линией одинаковых картинок. Поиск фотоиллюстрации к слову «урок» (возможно, ранее снятые кадры с уроков данного класса). «Чтение» ситуации на фотографии, называние персонажей, их действий, воспроизведение ситуаций. Звук У: короткое (отрывистое) и протяжное произнесение. Прослушивание сказки В. Сутеева «Утенок и цыпленок», соотнесение фрагментов текста с иллюстрацией, узнавание персонажей по их контурному изображению.

11, 13, 15, 18


22-24

Наши игры (лото). Любимая игрушка.


Словарь: мама, мой, моя, мыло, мышка, мишка, мяч, машинка, играть.


3

Игра в детское лото, домино (на изученные лексические темы). Поощрение взаимодействия детей в ходе игры, выражение своих чувств и эмоций по отношению к своим действиям и, по возможности, действиям других (одобрение, восхищение, досада, разочарование). Выполнение простых инструкций: Принеси мишку, Дай Ване машинку…Попроси у Лены мяч. Игра в парах с машинкой, мячом. «Ответы» на вопросы про любимую игрушку (жесты, действия), выполнение простых инструкций: «Покажи нам (Саше) свою любимую игрушку. Покажи какая у нее одежда (какие колеса и т.д.), что она умеет делать (что ею можно делать)?». Дифференциация игрушек от других предметов (среди реальных предметов): «Сложи игрушки в мешок».

20, 22, 25


25-27

Наши игры (лото). Любимая игрушка.


Глобальное чтение: машинка, мишка, мой, моя.

Пиктограммы: машинка, мишка, играть, мяч, люблю, я.

3


Игра в детское лото, домино (на изученные лексические темы). Поощрение взаимодействия детей в ходе игры, выражение своих чувств и эмоций по отношению к своим действиям и, по возможности, действиям других (одобрение, восхищение, досада, разочарование). Выполнение простых инструкций: Принеси мишку, Дай Ване машинку…Попроси у Лены мяч. Игра в парах с машинкой, мячом. «Ответы» на вопросы про любимую игрушку (жесты, действия), выполнение простых инструкций: «Покажи нам (Саше) свою любимую игрушку. Покажи какая у нее одежда (какие колеса и т.д.), что она умеет делать (что ею можно делать)?». Дифференциация игрушек от других предметов (среди реальных предметов): «Сложи игрушки в мешок».

27, 29


II четверть – 21 час

28-32

Игры с мячом (считалки, рифмовки)

5

Простые игры с мячом: перекатывание под рамкой, перебрасывание по воздуху или с ударом об пол, забрасывание в корзину или попадание в цель - обруч. Игры с мячом в круге (фронтальные) или в парах, с одним игроком. Поощрение взаимодействия детей в ходе игры, выражение своих эмоций в ситуации своего успеха (или неудачи) и, по возможности, сопереживание другим детям. Договаривание с помощью заданных жестов некоторых слов в считалках, рифмовках. Ответ на вопросы (жесты, картинки): «Чей мяч?», «Кто играет в мяч?».

Ноябрь

8, 10, 12, 15, 17


33-36

Дежурим в школьной столовой.


Словарь:

посуда, тарелка, стакан, ложка, копать, накрывать, убирать, мести, рубить.

Глобальное чтение: тарелка, ложка, стакан, посуда.

Пиктограммы: тарелка, ложка, стакан.

4

Просмотр мультфильма «Федорино горе». Прослушивание аудиозаписей (звон посуды; звук метлы), называние, показ звучащего предмета на картинке или имитация действия. Узнавание предметов посуды по их контурному изображению. Рисование предметов посуды при помощи трафаретов. Коллективное накрывание на стол посуды по заданному образцу, уборка со стола. Ответы на вопросы типа «Куда поставим стакан?», «Куда положим вилку?» жестами. Выражение просьбы, сообщение о затруднениях с помощью жестов («Не хватает стаканов», «Лишняя ложка», «Дайте тряпку» и т. п.). Стимуляция частичного оречевления своих действий. Воспроизведение (повторение) жестов-имитаций действий при произнесении соответствующих слов в ходе прослушивания сказки. Ответы на вопросы с помощью пиктограмм: «Что это?». Дополнение рисунка фигуркой человека (Кто ест? Кто сидит за столом?).

19, 22, 24, 26


37-39

Перемена: пальчиковые игры, считалочки.


Словарь: названия персонажей мультфильмов.

3

Пальчиковые игры под речевое сопровождение: «Сорока-белобока», «Хома-хомячок» и др. Участие в беседе по фрагментам мультфильмов, иллюстрациям. Выполнение пальчиковых поз (крючочки, цепочка, колобок, слоник и др.).

Узнавание мультфильмов (советских и современных): Бременские музыканты, Фиксики, Три кота, Простоквашино, 38 попугаев и др.) по вступительной мелодии, по песням из них. Соотнесение мультфильма с иллюстрацией, узнавание персонажей. Выделение первого звука в названии персонажей мультфильмов на иллюстрации (У – удав, А – Антошка).

29

Декабрь

1, 3


40-44

Дежурный по классу.


Словарь: собирать, складывать, вытирать, мыть, мести, веник, тряпка, ведро, мусор.

Пиктограммы: убирать, мыть, мести.

5

Выполнение поручений: убирать, мыть, соотнесение слов-действий с фотографиями. Выполнение действий по уборке в классе, посильная помощь одноклассникам. Рассматривание фотографий и пиктограмм, обозначающих данные действия. Выделение на них значимых предметов: ведро, тряпка, веник. Слушание и различение аудиозаписей по теме «Рабочие инструменты»: молоток, пила. Просмотр фрагмента мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», в котором присутствуют данные инструменты. Их узнавание и показ. Высказывание своего отношения к происходящему (по сюжету мультфильма): («Что он делает?», «Где молоток?»). Узнавание персонажей мультфильмов, некоторых предметов на иллюстрациях. Имитация действий с этими инструментами, «запись» звука молотка точками, короткими штрихами. «Произвольная запись» звука пилы (дети начинают «пилить» с началом звучания, заканчивают с его окончанием). Соотнесение звука с изображением инструмента или реальным предметом.

6, 8, 10, 13, 15


45-47

Узоры из снежинок: подарки для друзей.


Словарь: зима, снег, кубики, дом, строить

Глобальное чтение: зима.

Пиктограммы: снег, строить, кубики, идет.

3

Рисование снежинки в виде крестика (по трафарету, далее по обводке). Композиция «Зимнее небо»: рисование на темном фоне снежинок белой гуашью любым доступным способом (крестом, в виде точек). Украшение оклеенной баночки готовыми снежинками. Работа с кубиками: конструирование башни, домика по поэтапному образцу (из 3 элементов). Соотнесение слов с пиктограммами (снег, кубики). Ответы на вопросы (жестами, имитацией действия): «Кто это сделал?», «Что это?», «Для кого этот подарок?». Выражение благодарности (жестом) и / или ответный подарок со стороны одариваемого. Поздравление окружающих людей с праздником с помощью доступных средств коммуникации (жест, объятия и др.). Работа со словом: поиск и обозначение заданным способом знакомых букв поэтапно по представленному образцу (ищем букву А, обводим ее; ищем букву У, подчеркиваем ее снизу…). Составление предложений.

17, 20, 22


48

Промежуточная аттестация.

1


24


III четверть – 30 часов

49-56

Считалочки. Игры с правилами.


Словарь: воробей, ворона, барабан, пианино, музыка.


8

Участие в коллективной игре, предусматривающей взаимодействие между детьми (например, «Воробьи и вороны»). Слушание голосов вороны и воробья, их имитация. Игры-жеребьевки (поочередно обхватывание ладонью палки, пока она не закончится, последний обхвативший – водит) с последующим поручением какого-либо действия ведущему. Ответы на вопросы (жестами, пиктограммами, имитацией действий) по фотографиям, аудиозаписям. Выполнение заданных действий под считалки с различным перечислением. Слушание и узнавание аудиозаписей по теме «Музыкальные инструменты»: барабан, скрипка, пианино. Узнавание одного из инструментов на фотографии. Рассматривание фотографий, видеороликов, на которых музыканты играют на инструментах. Имитация игры на этих инструментах.

Январь

10, 12, 14, 17, 19, 21, 24, 26


57-64

Вопросы-ответы. Театр «Тени», «Куклы Би-ба-бо».


Словарь: названия персонажей сказки.


8

Угадывание хорошо знакомого предмета по его тени (мяч, кубик), соотнесение с пиктограммой. Слушание текста сказки. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Узнавание героев на цветной иллюстрации. Узнавание героев на черно-белой иллюстрации, раскрашивание частей изображения в заданный цвет, разыгрывание сюжета сказки с помощью кукол бибабо. Работа со «сказочной азбукой», «живой азбукой» - соотнесение знакомых букв с животными, персонажами сказок. Наклеивание на знакомые картинки соответствующей буквы. Ответы на вопросы по содержанию сказки с помощью доступных средств коммуникации. Разыгрывание фрагментов сюжета сказки с помощью кукол бибабо (персонажи без слов).

28

Февраль 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16


65-68

Наряжаем кукол на ярмарку.


Словарь: одежда, надевать, одевать

Глобальное чтение: одень, одежда, что?

Пиктограммы: одеваться, девочка, мальчик, кукла; предметы одежды.

4

Одевание бумажных кукол в соответствии с полом. Участие в коллективной подготовке кукол «на ярмарку». Представление своей куклы (показать одежду на ней, украшения другим детям). Поиск отдела «Одежда» в «магазине» (по табличке на фотографии при отсутствии других надписей) по слову-образцу «Одежда». Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Ответы (жестами, пиктограммами) на вопросы: «Что наденет девочка (мальчик)?», представленные пиктограммами и табличкой (что?). Различение одежды по сезонам. Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Графическое упражнение «Укрась одежду кукле».

18, 21, 25, 28


69-72

Сюжетные картинки: строим дом, улицу.


Словарь: дом, окна, дорога, машина, улица, люди.

4

Участие в конструировании улицы из строительного материала, макетов деревьев, тканевой (пластиковой) дорожки. Использование игрушечных машинок, фигурок людей (напр., из наборов лего). Работа со словами на карточках: дом, (соотнесение с картинкой). Выполнение совместной аппликации. Обсуждение композиции совместной постройки, аппликации: выражение своих предпочтений (вербально, с помощью жестов) в выборе цвета элементов, их расположения. Ответы на вопросы: («Куда наклеим / поставим дом, дерево?» и т.п. Использование жестов, вопросительной мимики для того, чтобы задать вопрос, попросить помощи. Выполнение простых инструкций учителя по размещению деталей конструктора, аппликации (поэтапная, с образцом действия).

Март

2, 4, 7, 11


73-75

Любимые мультфильмы.


Словарь: мультфильм, названия персонажей – животных.


3

Просмотр фрагментов мультфильмов (например, «Козленок, который умел считать до 10», «Самый маленький гном» и др.), узнавание персонажей на иллюстрациях в презентации. Ответы на вопросы по содержанию мультфильмов с помощью любых доступных средств коммуникации. Высказывание своих предпочтений в отношении различных героев (жестом или картинкой): хороший / плохой; нравится / не нравится. Складывание разрезных картинок (2 части) с персонажами мультфильмов. Прослушивание аудиосказок по просмотренным мультфильмам, узнавание персонажей и сюжета. «Подписывание» знакомых персонажей на иллюстрациях с помощью слов – карточек.

14, 16, 18


76-78

Экскурсия в парк. Звук и буква А.


Словарь: трава, куст, дерево, ветка, растут, стоят.

Глобальное чтение: дерево, куст, трава.

3

Просмотр презентации «Растения в парке». Поиск и показ куста, дерева в окружающем пространстве, на картинке. Ответы на вопросы с использованием слов – действий и признаков предметов (идет, растет, стоит, большой, маленький). Конструирование предложений с графической опорой (пиктограммы). Прослушивание аудиозаписи слов (восприятие на слух без учета артикуляции), определение наличия или отсутствия в этих словах звука А. Соотнесение картинок с напечатанными словами на карточках. Выделение и показ в этих словах буквы А.

21, 23,25


IV четверть – 24 часа

79

Звук и буква А.


1

Соотнесение картинок с напечатанными словами на карточках. Выделение и показ в этих словах буквы А.

Апрель

4,


80-83

Экскурсия в зоопарк. Звук и буква У.


Словарь: морж, обезьяна, слон.


4

Рассматривание презентации на тему «Зоопарк», просмотр видеороликов о движениях, питании, повадках некоторых животных. Узнавание знакомых животных по силуэтному изображению, на зашумленном изображении. Соотнесение подписи к картинке и карточки с таким же словом. Подбор к карточке картинки с животным без подписи. Выделение и обозначение в словах – названиях знакомых звуков и букв. Обведение трафаретов животных, штриховка. Проговаривание сочетаний гласных. Обсуждение увиденного, стимуляция эмоционального реагирования (и речевых высказываний) на внешний вид, поведение животных.

6, 8, 11, 13


84-88

Звук и буква М.

5

Работа со словами на карточках: поиск знакомых букв, их называние, соотнесение с картинкой, пиктограммой. Выделение общего звука М (а затем и общей буквы) в ряде слов. Дидактическая игра «Слова и картинки» - соотнесение слова с картинкой, изображающей предмет, фотографией (мишка, мяч, мама, машинка). «Подписывание» предметов карточками-стикерами (мишка, машинка, мяч). Повторение артикуляционного уклада для произнесения М. Поиск буквы М среди других букв. Раскрашивание и штриховка буквы М. Письмо буквы по трафарету.

15, 18, 20, 22, 25


89-91

Город, в котором я живу.


Словарь: название города, музей, храм, цирк, кино.

3

Работа с презентацией о родном городе. Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями, их узнавание и называние. Рассматривание фотографий с видами города, узнавание на них знакомых мест (школа, цирк, зоопарк, кинотеатр и др.), видов общественного транспорта. Узнавание контурного изображения границ города, выбор нужного из нескольких методом наложения. Соединение линиями – дорогами объектов города на индивидуальных адаптированных картах со школой, наклеивание на них фигурок транспорта. Узнавание знакомых звуков, их соотнесение с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Различение знакомых звуков и соотнесение их с графическим изображением. Проговаривание сочетаний изученных звуков. Конструирование предложений из пиктограмм, их оречевление.

27, 29, Май

4


92-95

Звук и буква О.

4

Артикуляционная гимнастика. Аппликация из кусочков ваты «Облако». Выделение первого звука в словах «окно», «обруч». Знакомство с напечатанными словами на карточках. Соотнесение слов на карточках с реальным предметом, фотографией и «подписывание» их словом-стикером. Выделение буквы О в знакомых словах (подчеркивание, закрашивание). Выделение и обозначение в словах – названиях знакомых звуков и букв. Поиск буквы О среди других букв. Раскрашивание и штриховка буквы О. Письмо буквы по трафарету.

5, 6,11, 12


96-98

Здравствуй, лето – прощай, школа.


Словарь: лето, каникулы, отдых, гроза, ягоды, река, собирать.


3

Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Работа с пиктограммами (составление предложений, ответы на вопросы). Прослушивание музыкального произведения «Летняя гроза» (А. Вивальди). Рисование под музыку на свободную тему. Рисование (или дорисовка) цветов. Ответы на вопросы о признаках лета: сезонная одежда, погода, жизнь растений, животных, отдых людей. Использование в речи изученных слов. Участие в беседе о занятиях летом, планах на лето. Создание речевой ситуации, в которой ребенок будет вынужден возражать («Летом ты будешь кататься с горы на санках», «Летом на деревьях листья пожелтеют и опадут» и т.п.)

13, 16, 18


99-101

Звуки и буквы А, У, М, О.

3

Артикуляционная гимнастика. Соотнесение рисунка губ при произнесении гласных звуков и звука М с условными обозначениями (круг – А, овал – О, маленький кружок – У, горизонтальная черта – М), узнавание и называние (показ картинки, буквы) звука по беззвучной артикуляции педагога. Соотнесение слогов с картинками: МУ, АУ, УА, АМ. Называние и запись сочетаний по трафарету.

20, 23, 25


102

Итоговая аттестация.

1


27



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные:

- эмоционально-положительный отклик доступным способом на ситуацию взаимодействия;

- эмоционально-двигательные способы (выражают радость, смех, плач, сострадание, огорчение) поддерживания возможных контактов в соответствии с ситуацией.


Предметные:

- стабильное проявление сенсомоторной активности в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.


Базовые учебные действия:

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- перенос усвоенных невербальных и вербальных умений коммуникации в разные житейские ситуации, близкие к личному опыту обучающегося;

- проявление интереса к взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

- проявление коммуникативной активности в игровых ситуациях.





Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП



Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016