Речевые игры со звуками для детей дошкольного возраста
«Какой звук?»
Цель: закрепить знания о звуках речи, отрабатывать умение слышать звук, с точки зрения его свойств, и правильно произносить.
Аудитория: группа детей 5-7 лет.
Оборудования: по 3 сигнальных круга (красного, синего, зеленого цвета) на каждого ребенка; мнемотаблица «Какой звук?».
Ход игры
1. Подготовительная беседа с детьми.
Воспитатель:
- Какие звуки речи вы знаете? Посмотрите на таблицу – памятку
- Что обозначает кирпич и буква С? (твердый согласный). Как звучит твердый согласный? (звук твердый, как кирпич, не поется, встречает преграды во рту при произнесении – губы, зубы). Приведите примеры. Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? Покажите синий круг. Дима, что обозначает твой синий круг?
- Что обозначает облачко и буква С? (мягкий согласный). Как звучит мягкий согласный? (мягко, язычок прижимаем широкой частью к небу или зубам, не поется, так же встречает преграды при произнесении). Приведите примеры. Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный? Покажите зеленый круг. София, что обозначает твой зеленый круг?
-Что изображает 3-я картинка? (поющие красные губки и ноты). Значит, это гласный звук. Он поется, при произношении не встречает преград. Каким цветом обозначаем? Красным. Приведите примеры гласных звуков.
2. Работа с сигнальными кругами.
А теперь приготовьтесь слушать звуки и определять, какие они? Гласные, согласные твердые или согласные мягкие?
Воспитатель четко произносит звуки, а дети поднимают сигнальные круги.
Таким образом, можно быстро проверить уровень усвоения детьми знаний и способностей различать звуки речи, определять их свойства.
Речевая игра «Прятки»
Цель: развивать фонетический слух детей, закреплять умение определять место звука в слове.
Оборудование: сигнальные полоски «Светофорики» на каждого ребенка.
Аудитория: дети 6-7 лет.
Ход игры.
1. Подготовительная беседа.
- Ребята, у каждого из вас в руках полоски –«светофорики». Кто догадался, почему они так называются (цвета, как у светофора). Они представляют собой слово: красный цвет – начало слова, желтый – середина слова, а красный – конец слова.
- Из чего состоят слова? (из звуков речи). Какие звуки вы знаете? (дети приводят примеры). Какие звуки бывают? (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие). Верно, а вы знаете, что звуки любят играть? Самая любимая игра у звуков – прятки! Поднимите руки, кто любит играть в «Прятки».
Только звуки прячутся в словах. Сейчас мы будем искать звук Б. Какой это звук? (согласный). Если услышите Б в начале слова, держите полоску за красную часть (воспитатель показывает, как), если в середине – за желтую, если в конце – за зеленую. Будьте внимательны! Сначала попробуем найти звук Б вместе.
2. Работа со «Светофориками».
Воспитатель четко произносит слово, акцентируя на звуке Б: «Батон».
-Где спрятался звук? Если дети затрудняются, воспитатель произносит слово, одновременно ведя указкой по полоске. Верно, в начале слова. Подбирать нужно слова так, чтобы искомый звук был в сильной позиции. Например, слово «дуб» не подходит, т.к. дети будут слышать на конце слова звук П.
Подходят такие слова, как «кабан», «футбол», «балалайка» и т.п.
По поводу гласных звуков, так же подбирать слова, в которых искомый звук (и,ы,у,э,о,а,) в сильной позиции.
Данная игра поможет воспитателю быстро увидеть уровень усвоения учебного материала и спланировать индивидуальную работу.
Речевая игра «Живые звуки».
Цель: формировать в детях понимание звукового состава слова, последовательности звуков в слове.
Оборудование: сигнальные круги» (красные, зеленые, синие) на каждого ребенка, пустая звуковая схема к изображению.
Аудитория: дети 5-7 лет.
Ход игры.
Ребята, я сейчас взмахну «волшебной палочкой» и вы все превратитесь в звуки.
Воспитатель машет «волшебной палочкой» и говорит: «Если мы глаза закроем и подсматривать не будем, мы волшебным мир откроем, о котором не забудем. Раз, два, три – открывай и посмотри». На доске появляется картинка с пустой звуковой схемой слова и «живые звуки» по количеству детей.
- Подойдите и возьмите звук, в который вы превратились.
- А теперь, уважаемые звуки, давайте знакомиться. Я воспитатель Ольга Юрьевны, а кто вы? (ребенок показывает сигнальный круг и произносит соответствующий звук).
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением Слона и говорит:
- Кто изображен на картинке? (слон). Сколько звуков в слове слон? (4). Какой звук слышится первым? (С). Кто будет звуком С? (ребенок выходит к доске с синим сигнальным кругом). Произнесите слово и послушайте, какой звук, следующий за звуком С? (Л). Звук Л, выходи! Произнесите третий звук (О). К доске выходит ребенок с красным кругом. Послушайте последний звук в слове. Какой звук? (Н). Кто будет звуком Н?
- А теперь, звуки, встаньте по порядку: С-Л-О-Н. Каждый из вас будет произносить только свой звук в порядке очереди. Приготовились, начали. Если дети затрудняются, воспитатель может «дирижировать», управлять процессом «исполнения».
-Какое слово получилось? (Слон). А теперь прикрепите ваши сигнальные круги на схему и прочитайте хором слово «слон».
P.S. Не забываем «превратить» детей обратно в мальчиков и девочек!