Речевые игры в режимных моментах
МБДОУ №39 Мельгош Р. И
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребёнка в ДОУ необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носила познавательный характер.
Сегодня побеседуем о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, доесть в ходе режимных моментов.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные. Фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У детей есть дефекты произношения. Которые создают серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнка программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараться их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Главное в загадках, то, что они развивают воображение помогают освоить умение характеризовать кого – либо или что – либо. Формируют быструю реакцию на слово.
Во время утреннего приёма можно побеседовать о настроении ребёнка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И всё это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребёнком и воспитателем.
Обращаю внимание в утренней приём на настроение детей. Если заметила, например, что Егор пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предлагаю быт моим помощником в игре «Какой, какая, какое». Помощник Егора достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Очень детям нравиться игры с «тайнами». Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово – пароль. А слово – пароль начинается сегодня у нас со звуком «М». Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно. И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Очень детям нравиться игры с картинками, например, «укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.
А так же можно предложить детям следующею игру «Кем я буду и каким?» Это игра посвящена будущему ребят о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте. Самолётом правит … (лётчик), стены выкрасил…(маляр), доску выстрогал…(столяр) и т. д.
Кто всё знает Молодец.
Так, вовремя одевания или раздевания детей, разговариваем с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.
Для этого хороша д/и «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (тёплую, зимнюю)
2. Показ и рассматривание одежды
Показываем детям зимнее одежды, называем их, рассказываем о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращаем внимание на детали одежды (Карманы, рукава, воротник, отделка). Подчёркиваем, что зимняя одежа очень тёплая, потому что зимой холодно.
3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.
Арина одевает кукле штаны, что Арина надела на Катю?. Теперь надо надеть тёплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Саша, Владлен, Егор покажи, где петля? И т. д. (показываем и объясняем несколько раз, что надели Кати?
Также использую игры: «Жили – были дети в детском саду…» - они очень любили гулять на улице. А для этого они должны знать названия одежды и последовательность её одевания. К нам сейчас пришла весна какой цвет символизирует приход весны (ответы детей). У кого из вас одежда имеет зелёный цвет? На что похожи ваши кофты и свитера? А перед приходом весны какое время года мы провожали? Какой цвет символизирует вам зиму? Перечислите одежду таких цветов. Дети обувают обувь. У кого ботинки со шнурками на что они похожи? Далее дети надевают куртки, пуховики. Из чего они сшиты? Какие они?
«Узнай как кого зовут?» - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка (Мальчик, волосы, (тёмные, светлые) во что одет (перечислить название одежды и её цвет). Также дети с удовольствием играют в дидактические игры «Магазин одежды», «Куклы собираются в отпуск» (какие летнее вещи они с собой возьмут?)
В перерыве между занятиями или после сна можно использовать игру «Разговор красок». Подношу цветные карандаши к уху. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали? Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш – Красный флаг, мак, помидор. Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.
«Дикие и домашнее животные» - Детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей. У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились. И т.д.
Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет затем предлагаю вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносят?)
Так же детям нравиться игры «Добавлялки».
Ра – Ра – Ра- начинается… (игра)
Ры – Ры –Ры – у мальчиков…(шары)
Ри – РИ – Ри – на ветках … (снегири)
«Ловушка» ведший даёт задание детям если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы занятия по развитию речи.
«Поймай слог» вос- ль «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово. Например,: па – папа, ма – мама, ку – кукла. и т. д.
Беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомиться с новыми словами. Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях логопеда по развитию речи. Например, дети, сегодня у нас дежурные Вика и Ульяна. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.
-Вика, какую посуду ты расставляешь?
-Куда ты ставишь тарелки?
-Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие? И т. д.
Во время прогулки предложить детям поиграть в игру.
«Найди себе пару» раздаю картинки с изображением животных, по картинкам нужно найти подходящую пару.
Речевые игры по темам «Мамы и детёныше» «Назови гриб», «Хозяюшка», «Как у курочки хохлатки», «Цветочный хоровод», «селезень и утка» и т. д.
Также использую в своей работе Игры предлагающие пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то…?», «Если весна не наступит никогда, то…», «Что было бы, если я умел летать?» и т. д.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек и благотворно влияют на развитие речи. Например, «Мальчик пальчик», «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка…»
«Дождик», «Базар», «Деревья», «Грибы», «Отлёт птиц», «Бурёнушка» и т. д.
Речевые игры особое место занимают во время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано.
Предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребёнка именно тот момент, когда речь идёт к примеру, об автоматизации поставленного звука, либо несёт функции подготовки предстоящему логопедическому занятию. Примером этой работе служат такие задания как развитие фонетико – фонематических процессов, а именно такие игры как «Поймай звук», «Хлопай, не зевай». «Назови первый звук», «Назови последний звук» и т. д.
Развитие лексико – грамматических процессов использую следящие игры «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Отгадай что это?» и т. д.