Обобщение педагогического опыта по теме:
«Рефлексия как этап современного урока»
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Для учителя урок – это
единица времени
основная форма учебного процесса
«логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».
«педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
«момент истины»
и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.
Что же такое современный урок? В этой связи есть два основных значения слова «современный»:
-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Таким этапом в современном уроке стала рефлексия.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная рефлексия - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия).
Вот пример рефлексии после работы в группах, когда обучающиеся закончили работать в группах, составили свои диалоги и представили их для прослушивания, им предлагается заполнить листы самооценки и обсудить свои ответы в группах.
My name …………………………………………………………… Class ……………… Answer
1. Do you like working in groups?
2. Was it easy or difficult to work in your group? Why?
3. I want to say THAHK YOU to … for …
4. Whose dialogue was the best? Why?
5. How can you do your work better next time?
6. My mark for our dialogue is …
Как видите, в списке вопросов нет вопроса «Чей диалог самый неудачный?» Это выяснится, когда учащиеся назовут самый лучший диалог и проранжируют все прослушанные диалоги на уроке. Обязательно нужно обсудить с учащимися, что не получилось у этих ребят, на что нужно обратить внимание при работе в группе в следующий раз, какие ошибки были допущены, чтобы избежать их в следующий раз.
Надо сразу отметить, что если учащийся не может выразить свою мысль на английском языке, то допустимо, что свое высказывание он построит пока на родном языке.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Конечно, на первый взгляд, покажется, что эта работа занимает много времени на уроке, но если учитель ведет такую работу в системе и учащиеся привыкли так работать, то и работа не будет занимать много времени, а учащиеся научатся адекватно оценивать свою и чужую работу и прислушиваться к советам не только учителя, но и своих одноклассников.
На уроке на доске у меня всегда висят карточки-помощники зеленого цвета.
Это могут быть вопросы для обсуждения, как учащиеся осознали содержание пройденного.
Which exercises do you think were easy (difficult)?
Which exercises do you think were useful?
What did you find easy (difficult)?
Do you need more practice?
Do you need to do some parts again?
Was the Module interesting?
How well do you understand the Module?
What was the best part in the Module for you?
Или дети пишут письмо. Учащиеся пишут небольшие пожелания учителю, что понравилось на уроке, а что не очень.
Прием незаконченных предложений.
Использование идиом «How did you work during the lesson?»
Учащимся предлагается выбрать из предложенного списка идиом ту, которая характеризовала его работу на уроке. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной.
• Work like a dog - Усердно трудиться
• Dumb as an oyster - Нем как рыба
• Have my head in the clouds - Витать в облаках
• Put on my thinking cap - Глубоко задуматься
• Fly off the handle - Выйти из себя
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Обычно используется в конце модуля.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Прием «Чемодан, корзина, мясорубка»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
• Рефлексия настроения и эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
В нашей профессии нет предела совершенству. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развивается. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.