СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках биологии.»

Рефлексия на уроках биологии  ( размышление)

Рефлексия на уроках биологии ( размышление)

Размышление позволяет: 1.осмыслить всю полученную информацию; 2.присвоить новое знание;  3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Размышление позволяет:

  • 1.осмыслить всю полученную информацию;
  • 2.присвоить новое знание;
  • 3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
  • На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
  • Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
    Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:  Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.  Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям . Ответы на поставленные вопросы . Организация круглых столов Написание творческих работ.  Исследования по отдельным вопросам темы.

    Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:

    • Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
    • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям .
    • Ответы на поставленные вопросы .
    • Организация круглых столов
    • Написание творческих работ.
    • Исследования по отдельным вопросам темы.
    Прием «Синквэйн»  Правила написания синквэйна:  1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным).  2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).   3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами .  4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.   5.      Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

    Прием «Синквэйн»

    Правила написания синквэйна: 1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами . 4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.      Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

    Прием «Синквэйн»      ДНК Гигантская , двуспиральная Реплицируется, денатурирует, хранит информацию Состоит из нуклеотидов Хранение наследственной информации     Белки Большие, органические Синтезируются , денатурируют, собираются Строительный материал в клетке Биополимеры из аминокислот     Тема урока : Белки и нуклеиновые  кислоты (9 класс) Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

    Прием «Синквэйн»

    • ДНК
    • Гигантская , двуспиральная
    • Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
    • Состоит из нуклеотидов
    • Хранение наследственной информации

    • Белки
    • Большие, органические
    • Синтезируются , денатурируют, собираются
    • Строительный материал в клетке
    • Биополимеры из аминокислот

    Тема урока : Белки и нуклеиновые

    кислоты (9 класс)

    Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

    Прием   «Кластер» 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.  ? ? Фотосинтез

    Прием «Кластер»

    • 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
    • 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
    • 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

    ? ?

    Фотосинтез

    лист Углекислый газ Фотосинтез глюкоза вода свет хлорофилл Цель : развивать мыслительную деятельность

    лист

    Углекислый газ

    Фотосинтез

    глюкоза

    вода

    свет

    хлорофилл

    Цель : развивать мыслительную деятельность

    « Перепутанная мозаика «   Половая система Воспроизведение себе подобных Выделительная система Удаляет вредные  вещества  Связь С окружающей средой Кожно-мускульный мешок Пищеваритель ная  система Защита внутренних органов Переваривает  пищу Переносит кислород Нервная система Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.  Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей».  7 класс.

    « Перепутанная мозаика «

    Половая

    система

    Воспроизведение себе подобных

    Выделительная

    система

    Удаляет вредные

    вещества

    Связь

    С окружающей средой

    Кожно-мускульный мешок

    Пищеваритель

    ная

    система

    Защита внутренних органов

    Переваривает пищу

    Переносит кислород

    Нервная система

    Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

    Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.

    « Слепое письмо»    Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.  Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….  цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти. Тема: «Экосистемы». 9 класс.   Цель:

    « Слепое письмо»

    Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

    Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

    цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.

    • Тема: «Экосистемы». 9 класс.

    Цель:

    Прием “Самоанализ” Дан текст : После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма. Знаю Не знаю Надо повторить цель: способствовать контролю своих знаний  Урок 11 класс :Онтогенез

    Прием “Самоанализ”

    • Дан текст :
    • После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма.

    Знаю

    Не знаю

    Надо повторить

    цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс

    :Онтогенез

    «Сопоставление альтернативных точек зрения» . Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза . Обсуждение темы: 1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время? 2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению « Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс. Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.

    «Сопоставление альтернативных точек зрения»

    • .
    • Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза .
    • Обсуждение темы:
    • 1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
    • 2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению
    • « Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.

    Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.

    Таблица вопросов   Вопросы 1 Процессы в интерфазе Митоз 2 Мейоз Название фаз деления 3 Структуры изменяющиеся в клетке 4 Сколько делений 5 Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом 6 Когда происходит конъюгация и кроссинговер 7 Сколько клеток и какие образуются в результате деления Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс) Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы

    Таблица вопросов

    Вопросы

    1

    Процессы в интерфазе

    Митоз

    2

    Мейоз

    Название фаз деления

    3

    Структуры изменяющиеся в клетке

    4

    Сколько делений

    5

    Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом

    6

    Когда происходит конъюгация и кроссинговер

    7

    Сколько клеток и какие образуются в результате деления

    • Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
    • Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы
    Анатомические особенности сердца человека Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?») При демонстрации этого слайда учащиеся систематизируют и углубляют свои представления о строении стенки сердца.

    Анатомические особенности сердца человека

    • Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

    При демонстрации этого слайда учащиеся систематизируют и углубляют свои представления о строении стенки сердца.

    Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения) … сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево? … в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий? … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца? … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов? … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой? … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ? … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

    Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)

    • сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
    • в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
    • эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
    • питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов?
    • сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
    • на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ?
    • створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

    Дискуссии  и коллективное обсуждение Темы обсуждений : Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты  Эволюция биосферы до и после появления человека.  Ритмы жизни в биосфере   Цунами и их влияние на биосферу   Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.  Происхождение млекопитающих  Биология видов, обнаруженных в 20 веке.   Процессы биологического самоочищения природных вод.  Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

    Дискуссии и коллективное обсуждение

    • Темы обсуждений :
    • Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
    • Эволюция биосферы до и после появления человека.
    • Ритмы жизни в биосфере
    • Цунами и их влияние на биосферу
    • Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
    • Происхождение млекопитающих
    • Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
    • Процессы биологического самоочищения природных вод.

    Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс

    Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

    Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире .
    • Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире .
    Источники : Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996 Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»). Учителький портал :Использование технологии

    Источники :

    • Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996
    • Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
    • Учителький портал :Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии
    • Педсовет Статья "Технология критического мышления на уроках биологии«