Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках биологии.»
Рефлексия на уроках биологии ( размышление)
Размышление позволяет:
- 1.осмыслить всю полученную информацию;
- 2.присвоить новое знание;
- 3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
- На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
- Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:
- Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям .
- Ответы на поставленные вопросы .
- Организация круглых столов
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы.
Прием «Синквэйн»
Правила написания синквэйна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами . 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Прием «Синквэйн»
- ДНК
- Гигантская , двуспиральная
- Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
- Состоит из нуклеотидов
- Хранение наследственной информации
- Белки
- Большие, органические
- Синтезируются , денатурируют, собираются
- Строительный материал в клетке
- Биополимеры из аминокислот
Тема урока : Белки и нуклеиновые
кислоты (9 класс)
Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке
Прием «Кластер»
- 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
- 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
- 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
? ?
Фотосинтез
лист
Углекислый газ
Фотосинтез
глюкоза
вода
свет
хлорофилл
Цель : развивать мыслительную деятельность
« Перепутанная мозаика «
Половая
система
Воспроизведение себе подобных
Выделительная
система
Удаляет вредные
вещества
Связь
С окружающей средой
Кожно-мускульный мешок
Пищеваритель
ная
система
Защита внутренних органов
Переваривает пищу
Переносит кислород
Нервная система
Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.
« Слепое письмо»
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….
цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
- Тема: «Экосистемы». 9 класс.
Цель:
Прием “Самоанализ”
- Дан текст :
- После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма.
Знаю
Не знаю
Надо повторить
цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс
:Онтогенез
«Сопоставление альтернативных точек зрения»
- Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза .
- Обсуждение темы:
- 1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
- 2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению
- « Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.
Таблица вопросов
Вопросы
1
Процессы в интерфазе
Митоз
2
Мейоз
Название фаз деления
3
Структуры изменяющиеся в клетке
4
Сколько делений
5
Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом
6
Когда происходит конъюгация и кроссинговер
7
Сколько клеток и какие образуются в результате деления
- Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
- Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы
Анатомические особенности сердца человека
- Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
При демонстрации этого слайда учащиеся систематизируют и углубляют свои представления о строении стенки сердца.
Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)
- … сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
- … в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
- … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
- … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов?
- … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
- … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ?
- … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?
Дискуссии и коллективное обсуждение
- Темы обсуждений :
- Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
- Эволюция биосферы до и после появления человека.
- Ритмы жизни в биосфере
- Цунами и их влияние на биосферу
- Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
- Происхождение млекопитающих
- Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
- Процессы биологического самоочищения природных вод.
Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс
Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли
- Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире .
Источники :
- Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996
- Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
- Учителький портал :Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии
- Педсовет Статья "Технология критического мышления на уроках биологии«