Вопросы для размышлений
1 . Сущность региональной политики Российской Федерации. Объекты, субъекты и формы региональной политики.
Определение понятия «региональная политика».
Под региональной политикой государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
Объекты, субъекты, виды и формы региональной политики.
Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т. п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).
Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (на-пример, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов).
По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:
1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров
Иногда различают следующие виды региональной политики:
1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);
2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);
3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).
2. Теория и методы регионального развития территорий.
В настоящее время качество решений вопросов регионального управления зависит от качества прогнозных исследований, их теоретического и методологического уровней.
Теоретико-методологические аспекты регионального управления призваны объяснять закономерности и факторы регионального развития, давать научное обоснование причинам социально-экономических диспропорций регионов и методам их регулирования.
Для научного обоснования экономического развития региона используются как общие, так и специальные методы познания.
Пространственно-временной метод. Основной парадигмой является единство социально-географического пространства, раскрывается в таких утверждениях:
o неразрывность социально-географического пространства основывается также на единстве интересов и целей человеческих сообществ;
o между социальной и географической составляющей существует большое противоречие: социальная быстро увеличивается, а географическая меняется медленно;
o неразрывность социально-географического пространства приводит его дискретность, то есть распадение на образование, которые сохраняют свои свойства и параметры "своего пространства".
Генетический метод. Позволяет выявить генезис (эволюцию) социально-географического пространства в процессе исторического развития. Этот метод позволяет отслеживать во времени пространственные соотношения хозяйственной деятельности общества. Разновидностью генетического подхода является этногенетический метод, который является наиболее подходящим для анализа и решения национальных проблем в полиэтнических государствах.
Геосистемного метод. К геосистем относятся целостные образования, функционирование которых зависит от размещения в пространстве и от свойств окружающей среды. В основу геосистемного метода положена теория управления системами, которая основывается на следующих принципах:
o основой любой системы является объект, выполняющий определенные функции и не подлежит разделу в процессе решения поставленной задачи;
o его связи с внешней средой сказываются на входе и на выходе;
o способность геосистемы реагировать на внешние воздействия свидетельствует о возможности управлять ею;
o геосистемы получают "управляющие сигналы" не только из общества, но и из природы;
o геосистемам свойственна иерархичность.
Воспроизводственный метод. Основывается на единстве производства, обмена и потребления, а именно регионы рассматриваются как воспроизводящая система, которая вмещает воспроизводственные подсистемы.
Проблемный метод. Его сущность заключается в понимании проблемы как концентрированного выражения противоречий пространственно-временного развития.
Геополитический метод. Признаются определенные закономерности пространственной организации интересов субъектов общественных отношений. Геополитические проблемы особенно остро ощущаются в условиях кризиса.
Теоретический арсенал регионального управления постиндустриальных стран достаточно большой. Его разработки нашли практическое воплощение в условиях реформирования экономики отдельных государств. Рассмотрим наиболее известные из них.
Посткейнсианской теория. Аргументирует государственном регулировании межрегиональных различий. ее основой является стимулирование инвестиций и поступления частного капитала в слабо развитые регионы.
Неоклассический региональный подход. Основывается на постулате: свободный нерегулируемый рынок естественно приведет к устранению неравенства между регионами, поэтому нет необходимости ограничивать стихийное действие рыночных сил.
Теория несбалансированного развития. Прямо противоположная предыдущей. Согласно этой теории, рынок без государственного регулирования объективно увеличивает региональные различия и закрепляет высокий развитие одних регионов и слабость других.
Общественные теории регионализма. Основная проблема - столкновение политических по форме и экономических по сути общенациональных и региональных интересов. В рамках этих теорий отдельно рассматриваются распределение ресурсов и политической власти между регионами и центром, социальные различия и конфликты.
Каждая из этих теорий в определенные исторические периоды стала базой для разработки государственных программ регионального развития. Так, Европейская рыночная модель регионального управления прошла три методологические парадигмы:
1) неотложная помощь кризисным регионам (конец 20-х - сороковые годы XX в.);
2) межрегиональный перераспределение экономического роста с ориентацией на сбалансированный региональное развитие, создание полюсов роста (1950-1970-е гг.)
3) реструктуризация регионов (середина 1970-х - конец 1980-х годов), что опирается на неоклассические и технологические теории и ориентирована на максимальное использование внутреннего потенциала каждого региона, поддержку малого и среднего бизнеса.
В наше время формируется новая парадигма - региональный саморазвитие на базе учета интересов регионов и возложение ответственности за развитие регионов на местные власти.
В нашей стране определенную роль играют посткейнсианской теория и теория несбалансированного развития, направленные на поддержку проблемных регионов и становление местного самоуправления. Практическое воплощение находят и некоторые технологические теории - создание технополисы и полюсов роста (например создание свободных экономических зон). Такое сплетение нескольких методологических подходов к созданию системы регионального управления обусловлено требованиями времени: если в Европе методологические подходы последовательно менялись на разных этапах развития, то Украине необходимо пройти многолетний период эволюции регионального управления за малый промежуток времени.
3. Особенности региональной национальной безопасности Российской Федерации
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (Стратегия национальной безопасности до 2020).
Региональная безопасность — составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п.
На мой взгляд, региональная безопасность представляет собой проекцию концепции национальной безопасности РФ на региональном уровне, которая нацелена на обеспечение защиты жизненно важных интересов индивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Высшая цель национальной безопасности - создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Реализация национальных и региональных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
1) Во внутриполитической сфере национальные интересы России:
· сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти,
· обеспечение гражданского мира и национального согласия,
· территориальной целостности,
2) В социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни народа.
3) В духовной сфере: сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культ. и научного потенциала страны.
4) В международной сфере:
· обеспечение суверенитета,
· упрочение позиций России как великой державы
· развитие равноправия и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (с СНГ),
· соблюдение прав и свобод человека.
5) В информационной сфере:
· соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею,
· развитие современных телекоммуникационных технологий,
· защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
6) В военной сфере:
· защита ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности,
· предотвращение военной агрессии против Росси и ее союзников,
· обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
7) В экологической сфере: сохранение и оздоровление окружающей среды.
Классификация угроз региональной безопасности:
- по сфере деятельности людей – социальная, экономическая, военная и др.