СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент как средство формирования экологической культуры учащихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент как средство формирования экологической культуры учащихся»

Региональный компонент как средство формирования экологической культуры учащихся

Н.А.Суховольская,

Гурьевский район, Кемеровская область.


Экологическая культура - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системе духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых и социальных норм. Экологическая культура формируется через образовательный процесс, который затрагивает разные стороны деятельности людей и способствует формированию у них экологического сознания с учётом происходящих изменений среды, который повышает уровень экологической культуры личности и в целом общества. Экологическая культура как качество личности, формируется в процессе экологического воспитания, осуществляемого на уроках. Элементами экологической культуры служат:

1.Система экологическихзнаний: - естественнонаучных; - ценностно-правовых; - практических. 2.Система экологических умений: - оценивать экологическую ситуацию своей местности; - вести наблюдение, исследования окружающей среды своей местности; - соблюдать правила поведения в природе; - вести экологическую целенаправленную деятельность по охране окружающей среды. 3. Экологическое мышление: - установить причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия природы и человека; - представлять суть, истоки и пути решения экологических проблем; - прогнозировать изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека; - моделировать рациональное природопользование. 4. Культура чувств: (познай себя, веди здоровый образ жизни, сочувствуй, сопереживай). Современное экологическое образование – это единый непрерывный процесс, который затрагивает разные стороны деятельности людей и способствует формированию у них экологического сознания с учетом происходящих изменений среды; который повышает уровень экологической культуры личности и в целом общества. В нашей школе введён курс внеурочной деятельности «Экология и человек» в 8 классе. Данный курс знакомит учащихся с факторами окружающей среды и адаптации человека и факторами, влияющими на его здоровье.

Учащиеся проводят практические работы:

1.Оценка заболеваемости учащихся;

2. Влияние заболеваемости на успешность обучения;

3. Изучение экологических условий Кемеровской области, Гурьевского района и села Малая Салаирка;

4.Гигиеническая оценка микроклимата классных помещений;

5. Обсуждение актуальных проблем природопользования местного края и др.

Работа по формированию экологической культуры проводится на основе исследовательской работы, которая опирается на изучение регионального компонента и является средством формирования экологической культуры. Данная работа рождает личностные качества, это подчёркивает тематика исследовательских работ: «Живи, родник, живи…», «Красная книга растений окрестностей села», «Характеристика флоры и фауны берёзового леса лесостепного природного комплекса», «Путешествие по реке Ур», «Экологическое состояние воздушного бассейна села», «Исследование качества подземных вод, используемых для водоснабжения Малосалаирской сельской территории», «Состояние экосистемы «Берёзовый лес» в окрестностях села» и др.

Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (географии, экологии, краеведения), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах. Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, экологические экскурсии, экологические акции, тематические проекты, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов.

Региональный компонент - это наш родной край, где мы живём и учимся, край, который мы облагораживаем, сохраняем и любим - это наша область, наш район, наше село. Изучение Кемеровской области с использованием местного материала, даёт возможность приобрести новые знания.

Краеведение - это школа познания, школа воспитания культурой, школа становления и закрепления представлений о природе и обществе. Краеведение пробуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Знать свой край - значит, и любить его. Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. В нашей школе введён курс внеурочной деятельности «Краеведение» в 7,8 классах. Он знакомит учащихся с уникальными местами Кемеровской области, района и села.

На уроках учащиеся получают знания о географическом положении территории, условиях формирования рельефа, климата, почв, гидрографической сети, о разнообразии растений и животного мира с типичными характерными признаками к окружающей среде, природе. Материал позволяет достаточно глубоко изучать физико-географические особенности своего края, подчеркнуть роль населения в охране окружающей среды. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, воспитывает чувства ответственности за сохранение его природных богатств, формирует личность образованную, толерантную, экологически грамотную. Краеведение и экология не разделимы. Экологическая культура формируется не только на уроках географии, но и во внеурочной деятельности по краеведению и экологии. География - комплексная дисциплина, которая дает возможность показать уникальность любого уголка Земли. Использование краеведческого материала на уроках, более глубокое изучение своего родного края, значительно облегчает усвоение курса географии.

Знакомство и изучение своего края осуществляю в разных темах программы: например, «Начальный курс географии»: «Наш край на карте России и Кемеровской области», «Подземные воды. Реки. Родники. Ледники», «Искусственные водоемы. Пруды», «Загрязнение гидросферы», «Экскурсии по маршрутам экологической тропы». Исследовательские и практические работы проводятся на местном материале, так учащиеся лучше запоминают. Уроки географии предоставляют теоретический материал, а уроки по краеведению являются средством изучения особенностей природы родного края, что становится более доступным. В 8,9 классах, изучая природу и хозяйство России, учащиеся имеют возможность, познакомиться с географией Кемеровской области подробно, т. к. на изучение отводятся часы.

В 10-11 классах учащиеся узнают о внешнеэкономических связях предприятий Кемеровской области стран мира. Таким образом, краеведческий подход в процессе изучения географии будет способствовать осознанному усвоению учащимися изучаемого материала.

Краеведение – краезнание, краелюбие. И пусть данное высказывание помогает любить свой край, свою Родину! Нет на Земле человека, который не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек  - часть природы, его долг и обязанность заботиться о ней.


Список литературы


1. География и экология в ХХ1 веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.

2. Журнал «География в школе» 2002г, № 5, с.41-46, 2002 г. № 9 с. 55, 2004г. № 7 с. 70-76

3. Соловьёв Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса. – Кемерово: КРИПК и ПРО. – 2010. –С. 3-7.

4. Гридаева Л.В., Гридаева В.С.Михеева Н.Ф. Основы экологической культуры: человек и его здоровье. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2006. – С.13