Региональный компонент как средство формирования экологической культуры учащихся
Н.А.Суховольская,
Гурьевский район, Кемеровская область.
Экологическая культура - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системе духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых и социальных норм. Экологическая культура формируется через образовательный процесс, который затрагивает разные стороны деятельности людей и способствует формированию у них экологического сознания с учётом происходящих изменений среды, который повышает уровень экологической культуры личности и в целом общества. Экологическая культура как качество личности, формируется в процессе экологического воспитания, осуществляемого на уроках. Элементами экологической культуры служат:
1.Система экологическихзнаний: - естественнонаучных; - ценностно-правовых; - практических. 2.Система экологических умений: - оценивать экологическую ситуацию своей местности; - вести наблюдение, исследования окружающей среды своей местности; - соблюдать правила поведения в природе; - вести экологическую целенаправленную деятельность по охране окружающей среды. 3. Экологическое мышление: - установить причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия природы и человека; - представлять суть, истоки и пути решения экологических проблем; - прогнозировать изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека; - моделировать рациональное природопользование. 4. Культура чувств: (познай себя, веди здоровый образ жизни, сочувствуй, сопереживай). Современное экологическое образование – это единый непрерывный процесс, который затрагивает разные стороны деятельности людей и способствует формированию у них экологического сознания с учетом происходящих изменений среды; который повышает уровень экологической культуры личности и в целом общества. В нашей школе введён курс внеурочной деятельности «Экология и человек» в 8 классе. Данный курс знакомит учащихся с факторами окружающей среды и адаптации человека и факторами, влияющими на его здоровье.
Учащиеся проводят практические работы:
1.Оценка заболеваемости учащихся;
2. Влияние заболеваемости на успешность обучения;
3. Изучение экологических условий Кемеровской области, Гурьевского района и села Малая Салаирка;
4.Гигиеническая оценка микроклимата классных помещений;
5. Обсуждение актуальных проблем природопользования местного края и др.
Работа по формированию экологической культуры проводится на основе исследовательской работы, которая опирается на изучение регионального компонента и является средством формирования экологической культуры. Данная работа рождает личностные качества, это подчёркивает тематика исследовательских работ: «Живи, родник, живи…», «Красная книга растений окрестностей села», «Характеристика флоры и фауны берёзового леса лесостепного природного комплекса», «Путешествие по реке Ур», «Экологическое состояние воздушного бассейна села», «Исследование качества подземных вод, используемых для водоснабжения Малосалаирской сельской территории», «Состояние экосистемы «Берёзовый лес» в окрестностях села» и др.
Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (географии, экологии, краеведения), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах. Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, экологические экскурсии, экологические акции, тематические проекты, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов.
Региональный компонент - это наш родной край, где мы живём и учимся, край, который мы облагораживаем, сохраняем и любим - это наша область, наш район, наше село. Изучение Кемеровской области с использованием местного материала, даёт возможность приобрести новые знания.
Краеведение - это школа познания, школа воспитания культурой, школа становления и закрепления представлений о природе и обществе. Краеведение пробуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Знать свой край - значит, и любить его. Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. В нашей школе введён курс внеурочной деятельности «Краеведение» в 7,8 классах. Он знакомит учащихся с уникальными местами Кемеровской области, района и села.
На уроках учащиеся получают знания о географическом положении территории, условиях формирования рельефа, климата, почв, гидрографической сети, о разнообразии растений и животного мира с типичными характерными признаками к окружающей среде, природе. Материал позволяет достаточно глубоко изучать физико-географические особенности своего края, подчеркнуть роль населения в охране окружающей среды. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, воспитывает чувства ответственности за сохранение его природных богатств, формирует личность образованную, толерантную, экологически грамотную. Краеведение и экология не разделимы. Экологическая культура формируется не только на уроках географии, но и во внеурочной деятельности по краеведению и экологии. География - комплексная дисциплина, которая дает возможность показать уникальность любого уголка Земли. Использование краеведческого материала на уроках, более глубокое изучение своего родного края, значительно облегчает усвоение курса географии.
Знакомство и изучение своего края осуществляю в разных темах программы: например, «Начальный курс географии»: «Наш край на карте России и Кемеровской области», «Подземные воды. Реки. Родники. Ледники», «Искусственные водоемы. Пруды», «Загрязнение гидросферы», «Экскурсии по маршрутам экологической тропы». Исследовательские и практические работы проводятся на местном материале, так учащиеся лучше запоминают. Уроки географии предоставляют теоретический материал, а уроки по краеведению являются средством изучения особенностей природы родного края, что становится более доступным. В 8,9 классах, изучая природу и хозяйство России, учащиеся имеют возможность, познакомиться с географией Кемеровской области подробно, т. к. на изучение отводятся часы.
В 10-11 классах учащиеся узнают о внешнеэкономических связях предприятий Кемеровской области стран мира. Таким образом, краеведческий подход в процессе изучения географии будет способствовать осознанному усвоению учащимися изучаемого материала.
Краеведение – краезнание, краелюбие. И пусть данное высказывание помогает любить свой край, свою Родину! Нет на Земле человека, который не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек - часть природы, его долг и обязанность заботиться о ней.
Список литературы
1. География и экология в ХХ1 веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.
2. Журнал «География в школе» 2002г, № 5, с.41-46, 2002 г. № 9 с. 55, 2004г. № 7 с. 70-76
3. Соловьёв Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса. – Кемерово: КРИПК и ПРО. – 2010. –С. 3-7.
4. Гридаева Л.В., Гридаева В.С.Михеева Н.Ф. Основы экологической культуры: человек и его здоровье. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2006. – С.13