СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках математики»

Региональный компонент на уроках математики.

Котласский район.

Региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная интеграция с использованием материала регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории родного села, района, области, названию городов, сёл, рек. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Работая над материалом регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

Системность

Доступность

Наглядность

Разнообразие материала

Связь материала в учебной и воспитательной работе

Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы, викторины и т.д. Можно использовать задачи с краеведческим содержанием - на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач. В процессе работы по использованию на уроках математики задач с региональным компонентом можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни района, области, перспективы развития. Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, селе.

Это могут быть диктанты. Например, запишите числами-С 1938 года по 1958 год посёлок Харитоново входил в состав Новиковского сельсовета Сольвычегодского района Архангельской области. С 1963 по 2005 посёлок Харитоново имел статус посёлка городского типа, после — центр Харитоновского сельсовета (сельской администрации), с 2006 года — в составе муниципального образования «Сольвычегодское»., Посёлок расположен в 42 км на восток от Сольвычегодска, на правом берегу Вычегды., в 2012 году население посёлка составляло 1419 человек ,почтовый индекс 165 333, телефонный код + 8 818 37 и т.д.

Задачи.

Архангельская земля, кроме М. В. Ломоносова, дала миру многих известных людей. В 1746 г. родился Баранов Александр Андреевич (русский купец, 1-ый главный правитель русских поселений в Америке). Он прожил 73 года. После его смерти пройдёт 1/10 века, когда на свет появится Иоанн Кронштадтский (священник Православной Российской церкви, настоятель и проповедник), который прожил 79 лет. Мещерский Иван Всеволодович (русский педагог и ученый) родился, когда купцу исполнилось бы 113 лет, и умер через 19/25 века. Шубин Федот Иванович, (великий русский скульптор и художник) на 6 лет старше Баранова А.А., прожил 65 лет. В каком веке умер скульптор? Назовите годы жизни этих известных людей.

Примеры.

2,1*(35,712:4,8 + 3,36)+2,32 = 25

24,57:2,7 – 8,37:2,7 = 6

1985 – (225,7 : 7,4) * 2 = 1924

Задачи, связанные с историческим материалом.

В 1934 году в Котласском районе проживало 93363 человека, в т.ч. городского населения – 17859 человек. В сельском хозяйстве было занято 24834 человек всего населения , в промышленности, в строительстве и на транспорте – 27728 человек , в кустарно-бытовой отрасли – 10270 человек. Сколько процентов было занято в сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте, в кустарно – бытовой отрасли?

 2. На левом берегу Северной Двины, в восьми километрах от посёлка Шипицыно есть удивительное по красоте место, именуемое Туровец. На высоком холме, окружённом высокими елями, стоят две церкви: Богоявленская, построенная в 1780 году, и зимняя церковь Успения Божьей Матери, построенная в 1815 году. Через сколько лет построена была церковь Успенской Божьей Матери.

Задачи, связанные с географическим расположением.

1.Площадь Виноградовского района составляет 1/2 площади Онежского района. Площадь Котласского района составляет 1/4 от площади Онежского района, а площадь Пинежского района равна 4/3 от площади Онежского района. Найдите площади всех трёх районов Архангельской области, если известно, что площадь Онежского района равна 24000 км2?

Задачи, связанные с численностью населения.

1.Население Архангельской области на 1 января 1994года составило 1548000. Население Котласа составляло - 1/22 . Сколько всего человек проживало в Котласе в 1994 году?

2.В Котласском районе 306 населённых пунктов. В Приводинском поселении 70 населённых пунктов, в Черёмушском поселении на 13 насёлённых пунктов больше, чем в Приводинском поселении, в Сольвычегодском поселении на 24 населённых пункта больше, чем в Приводинском поселении. Сколько населённых пунктов в Шипицинском поселении?

Задачи, связанные с экономикой, развитием.

1.За январь 2019 года выпуск продукции белой бумаги целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) составил 30% квартального плана. За февраль – 120% продукции, выпущенной в январе. Чтобы выполнить квартальный план, в июне комбинат изготовил 680 тонн белой бумаги. Каков квартальный план ЦБК?

  1. Расположить числа в порядке возрастания и прочитать текст.

Почвенная карта Котласского района представлена 4 видами грунта. Зафиксировано 30 различных болезней растений.

В Котласском районе выращивают 33 вида культурных растений, а также растут 66 родственных им диких вида.

На территории региона растут 77 видов сорняков.

  1. По данным составить задачу.

Открытые уроки.

Карточки с заданиями выдаются учащимся, решают уравнения. Записывают ответы в клетки. Читают текст.

1. Длина реки Северная Двина равна 744 км, а реки Вычегда - 1130 км. Составить задачу по теме …
2. Территория Вельского района 9320 кв. км, территория Верхнетоемского района 21710 кв. км, а территория Котласского района 6300 кв. км. Составить задачу по этим 1. При покраске на 1 кв. м пола расходуют 40 г краски. Сколько потребуется килограммов краски, чтобы покрасить 2 раза пол в классе длиной 7,5 м и шириной 5,4 м? данным.

1. В реках Архангельской области водится 45 различных видов рыб, что составляет 90% видов рыб, обитаемых в Белом море. Сколько видов рыб в Белом море? 
2. Население Архангельской области на 1 января составило 1548000. Население Северодвинска составило 1/6, Новодвинска – 1/30 , Котласа –1/22 . Сколько человек проживало в этих городах в 1994 году? 

3. Архангельская земля, кроме М. В. Ломоносова, дала миру многих известных людей. В 1746 г. родился Баранов Александр Андреевич (русский купец, 1-ый главный правитель русских поселений в Америке). Он прожил 73 года. После его смерти пройдёт 1/10 века, когда на свет появится Иоанн Кронштадтский (священник Православной Российской церкви, настоятель и проповедник), который прожил 79 лет. Мещерский Иван Всеволодович (русский педагог и ученый) родился, когда купцу исполнилось бы 113 лет, и умер через 19/25 века. Шубин Федот Иванович, (великий русский скульптор и художник) на 6 лет старше Баранова А.А., прожил 65 лет. В каком веке умер скульптор? Назовите годы жизни этих известных людей.