Тема месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей (созданные условия) |
Старший возраст | Взаимодействие с социумом | Старший возраст |
сентябрь | «С чего все начиналось» |
1-2 неделя: «История зарождения р.п.Тальменки» | Мотивация: «Боровичок» приносит глину, песок , воду и срез дерева. Что это такое? Где и как это используется? Почему дома строили у реки?) Познавательное, речевое развитие, физическое развитие : -Мультимедийная презентация «С чего все начиналось» (расширение представлений детей о том, что село начиналось с реки, первые дома ставили на берегу реки, вода-источник жизни, река- «грузовой транспорт»). Социально - коммуникативное развитие: -Экскурсия к реке «Чумыш» (сравнение какая была и какая стала, выявление причин загрязнения, сбор природного материала: шишки, камешки, глина, песок для пополнения центра «Маленький исследователь») -Опытно- экспериментальная деятельность с природным материалом: песок, глина, вода. (расширение представлений детей о свойствах этих природных материалов: глина-пластична, песок- фильтр для воды и др.). Художественно - эстетическое развитие : --Аппликация «А водица далеко, а ведерко велико» -Рисование «реки «Чумыш». -Слушание мелодии «Журчание ручейка» и « Шум воды» Познавательное, речевое развитие: - Чтение стихотворений алтайских поэтов: В.А. Башунов «Васильковая вода», В. Козодоев « Реки детства», А. Денисов «Наш край». Физическое развитие : -Подвижная игра «Ручеек» Дидактическая игра, направленная на расширение представлений о пользе воды «Для чего нужна вода» Составление карты(обозначение реки Чумыш», природного материала.) | -Экспедиция к Старожиле села «Рассказ о родничке» (знакомство детей с родником как источником чистой, питьевой воды). | Социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: песочные наборы, ведерки, машины, лейки, печатки, грабли, мельницы –для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Исследователь» на прогулке. |
3 неделя: «Какие дома?» (сравнение старых домов и современных) | Мотивация: спор «Боровичка» с дедушкой (Какие дома лучше?». Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Дома прошлого и настоящего» (сравнение домов: Какие были дома? Какие сейчас? Из чего построены? Разрешение спора «Боровичка»). -Составление рассказа по картине «Дом моего деда» (описание особенностей дома). Физическое развитие : -Целевые прогулки по улицам села: ул.Партизанская, ул.Кирова. (выявление особенностей постройки старых и современных домов). -Ручной труд: -Изготовление макета избы из деревянных кубиков, бревнышек и веточек деревьев. Художественно - эстетическое развитие : -Лепка из глины «Бревенчатый дом» (раскрытие понятия «бревенчатый дом»). -Рисование «Дом в котором я живу» . -Пение русской народной песни «Ах вы, сени». Познавательное, речевое развитие: -Чтение р.н. сказки «Зимовье». Дидактические игры направленные на сравнение : «Что раньше, что сейчас», «Построй свой дом». Составление карты (обозначение первых домов расположенных около речки). | Экскурсия в музей (рассматривание макетов домов для проведения сравнительного анализа особенностей старинного и современного строительства). | Социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: строительная каска, мастерок, перчатки, машины грузовые, спец.техника, деревянные брусочки и кубики- для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Строитель». -На выбор предлагаются альбомы с различными видами домов: «Тальменка», «Чудесная книга» для самоопределения детей на игры. художественно- эстетическое развитие: -В центре «Конструкторское бюро» сосредоточены разные виды конструкторов: деревянные, пластмассовые, бревенчатые, лего- для побуждения детей к строительной деятельности. |
4 неделя: «Мой дом – моя крепость» (как строили) | Мотивация: «Боровичок» приносит кусочек глины, мох, деревянный брусочек. (Что это? Для чего и где это можно использовать?) Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Как строили дома» (знакомство детей с алгоритмом строительства дома и его архитектурой: ставни, наличники, конек. Ответы на вопросы «Боровичка»). Знакомство с картиной И.Хайрулинова (Алтайский край) «Сирень цветет» - Исследовательская деятельность «Дом моего деда и дом, в котором я живу» (Что общего и чем отличаются? Какой строительный инструмент использовали раньше и сейчас?) Физическое развитие : -Конструирование «Дом» из экологически чистого природного материала: мох, деревянные брусочки, веточки деревьев, глина. (закрепление представлений о последовательности строительства дома и о его архитектурных особенностях). Познавательное, речевое развитие: -Чтение сказки «Три поросенка». Художественно - эстетическое развитие : -Рисование «Дома на моей улице» (сравнение домов, из домов образуются улицы). -музыкальная игра «Домики» (рассаживание нот в свой домик, определяя его по звуку и цвету) Дидактические игры направленные на правильное соотнесение орудий труда и строительных профессий: «Строитель», «Кому какие инструменты нужны». Физическое развитие: -Подвижная игра «Найди свой дом» направленная на ориентировку по схемам. Составление карты (обозначение старейших улиц: Кирова, Партизанская) | Рассказ старожилы Села «Обереговая система строительства дома». Рассказ старожилы села об истории образования улиц р.п.Тальменки. | В центре «Мастерская плотника» располагаются различные виды природного строительного материала: глина, мох, брусочки, веточки, шишки- для побуждения детей на самостоятельное изготовление макетов «Мое село» (макет избы). Социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: конструктор изпластмасса и дерева, кусочки линолеума –для побуждения детей к сюжетно- ролевой игре «Строим дом». |
октябрь | Моя усадьба. |
1 неделя «Устройство усадьбы» | Мотивация: «Боровичок рассказывает: «Дедушка дал мне задание обустроить подворье, что это я не знаю. Поможете мне?» Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Сельское подворье» (раскрытие понятий «Подворье это усадьба», «Плетень»). социально- коммуникативное развитие: Рассматривание картины «Надворные постройки». (раскрытия понятий: «Овин», «Навес», «Баня», «Погреб») Художественно - эстетическое развитие : -Ручной труд «Плетень из ивовых прутиков» -Рисование «Мояусадьба» -лепка из соленого теста «Колодец» Хороводная игра «Плетень» - Познавательное, речевое развитие : Чтение р.н. сказки «Сивка- бурка» Дидактические игры, направленные на закрепления понятия «Подворье»: «Подворье», «На нашем дворе», игра на сравнение «Что было, что есть». | Экскурсия в музей (знакомство с устройством усадьбы) | социально- коммуникативное развитие В центре «Мастерская плотника» располагаются различные виды природного материала: деревянные маленькие бревнышки, веточки ивовые, солома- для побуждения детей на самостоятельное пополнение макета «Моесело» (плетень, овин, колодец) |
2- 3 неделя «Братья нашименьшие» | Мотивация: «Боровичок» приносит: кусочек шерсти, сала, масла и яйцо. (Кто, что дает?) Познавательное, речевое развитие: -Познавательная беседа «Кто, что нам дает» -Мультимедийная презентация «Скотный двор» (представления о том кто живетна скотном дворе, раскрытие понятия «Птичий двор»). социально- коммуникативное развитие: -Беседа по картине «Лошадь с жеребенком» - Познавательное, речевое развитие: чтение р.н сказок: «Крошечка-ховрошечка», «Петушок и бобовое зернышко». Художественно - эстетическое развитие: -Лепка из пластилина «Скотный двор». -Аппликация «Утка с утятами» -Музыкальная игра «Васька кот» -Пение р.н. песни «Гуси». Физическое развитие : -Командная подвижная игра «Кто быстрее соберет животных в овин» Дидактические игры: направленные на закрепление представлений о роли домашних животных в жизни человека: «Кто что дает», «Кто на каком двореживет» Составление карты (обозначение видов домашних животных) | | социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: маски, шапочки домашних животных для сюжетно- ролевой игры «Как у бабушки –то во дворе». -На выбор предлагаются альбомы с картинками домашних животных для самоопределения детей на игры. -В центре «Мастерская плотника» мелкие фигурки домашних животных для побуждения детей пополнить макет «Мое село» домашними животными. -В центре «Маленький исследователь» располагаем кусочек шерсти для изучения ее свойств детьми. (прядение, вязание, расчесывание). |
4 неделя «Что где растет» | Мотивация: «Боровичок» приносит семена и овощи. Просит разобраться какие овощи к каким семенам относятся. - Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Что летом родится, то зимой пригодится», «Наш огород осенью» (Расширение представлений детей о том какой овощ из каких семян прорастает и какую пользу приносит). Знакомство с картиной И.Щетининой(Алтайский край) «Фрукты. Из цикла «Дети солнца»; «Щедрые дары Алтая. Облепиха и яблоки»; «На веранде в сентябре». социально- коммуникативное развитие: -Беседа «Как дети помогают на огороде» (активизация представления детей о вариантах помощи взрослым) Познавательное, речевое развитие: -Опытно- экспериментальная деятельность «Соберем семена» (расширить понятия детей о методах и последовательности сбора семян). - Познавательное, речевое развитие: -Чтение р.н. сказок: «Вершки и корешки», «Пых». - Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие: -рисование «Овощи». -Аппликация «Дары огорода». -музыкальная игра «Урожайная- хороводная» муз. Б.Можжевелова. Дидактические игры направленные на закрепления представлений об овощах: «Вершки и корешки», «Что где растет», «Вот какой огород», «Репорез». Составление карты (обозначение растительных культур в огороде) | «Осенины» Выставка «Дары осени» совместно с родителями. | Художественно- эстетическое развитие: -В центре «маленький исследователь» располагаются овощи, фрукты для побуждения детей к игре «Узнай на вкус». -Сюжетные картинки «Труд людей на огороде» для самоопределения детей на игры. |
ноябрь | Мой дом |
1неделя: «Внутреннее убранство дома» | Мотивация: Письмо от «Боровичка»: «На улице похолодало, и дома стало холодно. Что мне делать?». -- Познавательное, речевое развитие, -Мультимедийная презентация «Без печи хатка- не хатка» (Расширение понятий «Печь», «Очаг» и их предназначении). Экскурсия в этнографический музей- мастерскую «Лад» (Расширение представлений детей об убранстве дома: палати, лавки, красный угол). -Беседа «Что раньше, что сейчас» (сравнение прошлой мебели и современной) -Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди». Художественно - эстетическое развитие:-Ручной труд «Печь» изготовление макета из коробочек. -рисование «Урало- сибирская роспись на печи» -аппликация «Моя комната» -Слушание р.н. песни «Как на печке на припечке» Физическое развитие : -Подвижная игра «Стульчики» Дидактические игры, направленные на сравнение внутреннего убранства избы и современного жилья: «Расставь мебель», «Собери печь» | | социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: куклы, кровать, лавки, стулья, набор кукольной мебели, люлька –для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Дом», «Семья». -В центре «Русская изба» сосредоточены: печь, сундук, люлька, стол, лавки, тряпичные куклы бабушка и дедушка- для побуждения детей к сюжетно- ролевой игре «В гостях у бабушки» |
2- 3 неделя: «Утварь дома» | Мотивация: «Боровичок» приносит набор глиняной посуды. (Из чего сделана? Кто сделал?). Познавательное, речевое развитие, -Мультимедийная презентация «В мастерской у гончара». (обретение детьми представлений о профессии «Гончар», обэтапах изготовления посуды). -Чтение р.н. сказки «Жихорка».-Чтение рассказа «Федорино горе» К.И. Чуковский социально - коммуникативное развитие: -Экскурсия в мини-музей «Родная сторона». (Обогащение представлений об утвари русского дома: посуда, ухват, ведро, чугунок, кочерга, деревянная лопата). -Исследовательская деятельность «Посуда моего деда и моя посуда» (сравнение посуды прошлого и современной). Художественно - эстетическое развитие , физическое развитие: -Лепка «Посуда для бабушки и дедушки». -Рисование «Урало- сибирская роспись на предметах посуды из бумаги». -Аппликация «Украсим посуду». -Пение песни «Пых, пых самовар» -Игра на ложках -Музыкальная игра «Горшки» Дидактические игры направленные на закрепление понятия «Утварь дома» и материалах изготовления: «Что было, что сейчас», «Из чего эта посуда», «Какая это посуда» | Экскурсия в музей (знакомство с утварью дома). | социально- коммуникативное развитие: -Атрибуты: набор чайной и столовой посуды, ухват, кочерга, чугунок, ведро кастрюля, чайник, кофейник- для побуждения детей к сюжетно-ролевым играм: «Повара», «Дом», «Семья», «Кафе». -В центре «Детское творчество» сосредоточены различные виды материалов для изготовления посуды глина, соленое тесто, пластилин, газеты и клей для папье-маше- для побуждения детей к изготовлению игрушечной посуды для сюжетно- ролевых игр : «Гончары»,«Повара», «Дом», «Семья», «Кафе». |
4 неделя: «Я и мои родные» | Мотивация: «Боровичок» приносит генеалогическое древо (рассказывает о своей семье). Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Мои предки» (формирование представления о семейных связях, понятиях: «родственники», род, родовое древо). -Чтение стихотворения «Мои часы» алтайского поэта В.М. Башунов . социально - коммуникативное развитие: -Составление рассказа по семейным фотографиям «Моя семья». -Исследовательская деятельность «Родовое древо». Художественно - эстетическое развитие : -Слушание «Мамин праздник» муз.Е. Теличеевой -Пение песни «Мама дорогая». -Рисование «Моя семья». -Аппликация «Гербсемьи». (Представления о семье, как о едином целом, о хранении своих обычаев и традиций). Дидактические игры направленные на расширение представлений о понятии «родственные связи»: «Чья это мама», «Угадай чья это семья», «Найди свою маму». | социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие: -оформление с родителями альбома «Наши семьи»; -Мастер-класс «Изготовление и презентация семейного герба». | Атрибуты: сумки, фуражки, сундук с одеждой для ряженья, кухонная посуда,машины, куклы – для побуждения детей к сюжетно- ролевым играм: «Дом», «Семья». |
декабрь | Чем питались? |
1-2 неделя: «Что хранили и где хранили» | Мотивация: Боровичок приносит заготовки: баночку варенья, солёных грибов и огурцов. (Для чего это делается? Где хранится зимой? От куда это?). Познавательное, речевое развитие, физическое развитие: -Мультимедийная презентация «Что за чудо погребок» (расширять представление о заготовках и их хранении). Встреча с картиной И.Щетининой «Лесные дары. Рябина и грузди» Продолжение знакомства с картиной И.Щетининой «Щедрые дары Алтая. Облепиха и яблоки». -Беседа «Что еще нам лес дает» (расширять представление о лекарственных травах, их пользе и методах сбора). -Чтение сказки «Дудочка и кувшин» В.Катаев; -Чтение рассказа «По грибы» Я.Гаиц. социально - коммуникативное развитие:- -Составление рассказа «Зачем нужно беречь и охранять природу?» (правила поведения в лесу). Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие : -Рисование «Лесные ягоды»; -Аппликация «Дары леса»; -Лепка «Корзинка с грибами». -Хоровод «На горе-то калина». Дидактические игры направленные на расширение представления о том, что дает природа: «Что у меня в корзине?», «Кто больше назоветкультурных и дикорастущих ягод», «С какого куста эти ягоды», «Четвертый лишний» (соотнесение культурных и дикорастущих растений). Составление карты (обозначаем, что растет в лесу) | -Мастер-класс, по приготовлению компота и желе из лесных ягод (проводит бабушка Марина). | социально- коммуникативное развитие:- Атрибуты: мешочки с травами, карточки с целебными травами, карточки-схемы с последовательностью заваривания травяного настоя-для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Фитобар». -В центре «Умелые ручки» располагаются: бумага, клейстер, краски, фигурки грибов и ягод- для побуждения детей к изготовлению грибов, ягод из папье -маше. |
3 неделя «Гостеприимство» | Мотивация: «Боровичок» приносит: самовар и лекарственные травы. (Что можно с этим сделать?) Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Вежливые хозяева» (расширение представление об этикете приема гостей). -Экскурсия в мини-музей «Родная сторона» «В тереме расписном я живу, всех гостей к себе приглашу» (сравнение современного чайника и самовара, расширение представлений о русском гостеприимстве, пользе чая из трав). -Чтение «Муха – цокотуха» К.И. Чуковский Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие : -Рисование «Распишем самовар»; -Лепка «Угощение к чаю». -Аппликация обрывная «Украсим чайный сервиз». -Игра-хоровод «Блин- оладушек». Дидактические игры, направленные на расширение представлений об этикете и русском гостеприимстве: «Этикет», «Собери самовар» (пазлы). | Посиделки с бабушками у самовара «Самовар кипит, уходить не велит» (закрепление представлений о русском гостеприимстве). | социально - коммуникативное развитие:- Атрибуты: тряпичные ростовые куклы бабушки и дедушки, баранки и калачи из соленого теста, самовар, скатерть –для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «В гостях у бабушки Арины». |
4 неделя: «Зимние торги» | Мотивация: «Боровичок» приходит к детям в зимней одежде и с лотком коробейника. (Почему он так одет? Зачем ему нужен лоток? Кто такие коробейники?) Познавательное, речевое развитие: Мультимедийная презентация по картине В. Нагорного «Ярмарка» (представление детей о ярмарке, понятии коробейник, чем торговали) -Чтение стихотворений алтайских поэтов: А. Саруева «Вьюга», А. Денисов «Снегопад» -Заучивание потешки «Пошла Маня на базар». Художественно - эстетическое развитие: -Ручной труд «Тряпичные куклы» -Лепка из глины «Свистулька»; -Рисование «Роспись свистулек»; -Пение русской народной песни «Как на тоненький ледок». Физическое развитие : -Подвижная игра «Горшки» (кто лучше расхвалит и быстрее продаст свой горшок). Дидактические игры направленные на представления о зиме, о ярмарке зимой: «Времена года», «Что продают на ярмарке». | | социально- коммуникативное развитие:- Атрибуты: лотки коробейника, ленты, свистульки, калачи, самовар, тряпичные куклы –для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Ярмарка». В центре «Творчество» сосредоточены заготовки игрушек-тарарушек, рогоз, нитки, кусочки ткани и глины -для побуждения детей к изготовлению игрушек к сюжетно- ролевой игре «Ярмарка». |
январь | Деятельность зимой |
2 неделя «Пришла коляда отворяй ворота» | Мотивация: Приходит ряженый «Боровичок» («Боровичок колядует.) Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Пришла коляда отворяй ворота» (понятия «Коляда», «Колядовщики», представления о рождественских праздниках, святочных гаданиях).-Заучивание потешки «Коляда-коляда, прикатила молода». Русская народная подвижная игра «Шишки, желуди, орехи», направленная на развитие внимания, ловкости. социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие:- -«Колядки» (дети старших групп колядуют в детском саду); -Рисование «Зимние забавы» | Проведение «Колядок» | Атрибуты: сундук с одеждой для ряженья, маски- для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре «Коляда» В центре «Творчество» располагаются : бумага, шаблоны масок, краски, карандаши, ленточки – для побуждения детей к изготовлению масок к сюжетно-ролевой игре «Коляда». |
3- 4 неделя: «Домашние дела зимой | Мотивация: «Боровичок» приносит предметы: вышитый рушник, молоток, тряпичные куклы. (Для чего и кому из семьи это нужно?). познвательное, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие: -Мультимедийная презентация «Деятельность взрослых и детей зимой». (Расширить представления детей о том, чем занимались взрослые и дети зимой). -Беседа «Чем занимаются взрослые и дети в настоящее время» (сравнение деятельности взрослых и детей зимой раньше и сейчас). -Чтение рассказа «Работа» Д. Габе | Мастер-класс «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать» (приготовление опары для хлеба). | Атрибуты: куклы, ванночка, полотенце, одежда для куклы, расчески, ленточки, кубики, наборы слесарных и плотницких инструментов, деревянные дощечки- для побуждения детей к сюжетно- ролевым играм: «Дочки- матери», |
февраль | Что носили |
1- 2 неделя «Ткачество» | Мотивация: «Боровичок» приносит самотканный половичок. (Что это? Из чего это? Как это сделано? Кто это сделал?) - Познавательное, речевое развитие , -Мультимедийная презентация «Ткачи» (знакомить детей с профессией «Ткачиха», с технологией изготовления ткацких изделий: коврик, одежда, половик). -Чтение рассказа «Почему пальто, шапка и варежки в мороз греют?» А.Дитрих. -Чтение рассказа «Как ткани ткут, нити прядут» социально - коммуникативное развитие: Знакомство: веретено, кудель, прялка, ткацкий станок. Обретать практические навыки впрядении шерстяной нитии ткачестве.) Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие : -Ручной труд «Изготовление самотканных дорожек из полосочек ткани» -Рисование «Самотканный коврик». -Пение русской народной песни «Прялица» обр. Т.Ломовой. -Хоровод «А мы сеяли, сеяли лен». Дидактические игры, направленные на развитие внимания, логического мышления: «Так бывает или нет?», «Кому, что нужно для труда?». | Экскурсия в краеведческий музей «Как рубашка в поле Выросла» | Атрибуты: различные коврики, касса, макет детского ткацкого станка, нити –для побуждения детей к сюжетно- ролевым играм «Магазин ковров», «Ткачиха». В центре «Творческая мастерская» располагаются лоскутки ткани, нити, крючки для вязания- для побуждения детей к изготовлению вязанных ковриков к сюжетно- ролевой игре «Магазин ковров». |
3- 4 неделя: «особенности одежды» | Мотивация: «Боровичок» приносит сундучок с русскими народными костюмами. (рассматривают) - Познавательное, речевое развитие, -Экскурсия в мини – галерею детского сада «Народный костюм» (знакомство с понятиями: «Косоворотка», «Порты», «Передник». Сравнение с современной одеждой). - Заучивание потешки «Аленка» Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие: -Ручной труд «Плетение круглых опоясков». -Рисование «Народный костюм»; -Аппликация «Укрась кокошник». -Пение русской народной песни «Матрешки»; -Танец «Матрешки». Дидактические игры, направленные на систематизацию представлений об особенностях русского народного костюма: «Одежда» (пазлы), «Расскажи какая на тебе одежда». | Выставка «Эволюция одежды» совместно с родителями и детьми всех возрастов. | Атрибуты: сундук с русскими народными костюмами для ряженья, материал, детская швейная машинка, нитки –для побуждения детей к сюжетно-ролевым играм: «Ателье», «Маленький модельер». В центре «Творчество» сосредоточены материалы: леска, бусы, бисер, стеклярус-для побуждения детей к изготовлению украшений к сюжетно- ролевой игре «Маленький модельер». |
март | транспорт |
1- 2 неделя «Эволюция транспорта» | Мотивация: «Боровичок» приносит фотографию современного транспорта и гужевого. (Что это? Чемотличается? Для чего?)Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие -Мультимедийная презентация «Эволюция транспорта» (сравнение транспорта, расширение представлений о понятии «Гужевой транспорт»).Беседа по картине И. Хайрулинова «К ночи. Лошади». -Чтение сказки П.Ершов «Конек-горбунек». Художественно - эстетическое развитие : -Ручной труд «Изготовление саней из коробочек». -Рисование «Роспись саней» (Урало-ибирская роспись); -Лепка из глины «Лошадка». -Слушание «Тройка» муз.Г. Свиридова; -Пение «Конь» муз. Е.ТиличеевойФизическое развитие : -Подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания: «Кони», «Автомобиль», «Тройка». Дидактические игры , направленные, на соотнесение современного транспорта и гужевого: «Что раньше, что сейчас?», «Транспорт». | | В центре «Творческая мастерская» располагаются материалы: коробки, кожаные ремни, шаблоны лошадей из фанеры,палки с прорезями- для побуждения детей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Конюшня». -На выбор предлагаются альбомы с различными видами транспорта (гужевой и современный) для самоопределения детей на игры. |
3 неделя : «Масленница» | Мотивация: «Боровичок» приносит блины. (Почему пришел с блинами). Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Масленичные традиции» (Расширение представлений детей о празднике «Масленица», ееобычаях, символах: блин-символ солнца, сжигание чучела.) -Заучивание заклички «Едет масленица дорогая». Художественно - эстетическое развитие , физическое развитие: -Ручной труд «Солнышко из ниток». -Рисование «Масленица». -Пение масленичной песни «А мы масленкуподжидали»;Хороводная игра «Блин- оладушек»; Подвижная игра «Гори- гори ясно». Дидактические игры, направленные на развитиелогического мышления,памяти, внимания иобогащение словаря:«Составьрассказ о масленице», «Сложи картинку». | «Масленичный разгуляй» .Мастер- класс сродителями «С пылу,с жару» (печение блинов) | социально- коммуникативное развитие: Атрибуты: сундук с одеждой для ряженья, бусы, браслеты, платки, шапки-скоморохов –для побуждения детей к сюжетно- ролевой игре «Масленица». |
4 неделя «Весна пришла» | Мотивация: «Боровичок» приносит картину А. Саврасова «Грачи прилетели» (Какое время года изображено? Почему вы так думаете?» Познавательно, речевое развитие: Знакомство с картиной И. Щетининой «Ледостав на Оби». -Творческая беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» (эмоционально- чувственное воплощение представлений о приметах весны, перелетных птицах в рассказе по картине). -Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой; -Знакомство со стихами алтайских поэтов Б. Братова «Весенние ритмы»; Л. Мерзликина «В весеннем лесу». | Изготовление скворечников совместно с родителями Выставка «Эволюция транспорта» совместно с родителями детей всех возрастов. | социально- коммуникативное развитие: В центре «Творчество» расположены материалы: цветная бумага, картон, карандаши, краски, палочки от мороженого, клей, лоскутки ткани – для побуждения детей к изготовлению корабликов. |
апрель | Поселок весной |
1- 2 неделя «Паводок» | Мотивация: «Боровичок» приносит картину Б. Кустодиева «Весна» (Что изображено? Какое время года? Почему это происходит?) Познавательное, речевое развитие: -Беседа по картине Б. Кустодиева «Весна» (обогащение представлений об изменениях природы весной, понятие «Паводок», «Половодье»). -Экскурсия к речке «Чумыш» наблюдениепаводка .-Чтение отрывка изстихотворения алтайскойпоэтессы Л. Панфиловой«Природа»; Чтение сказки «Дед Мазай и зайцы» Н.Некрасов. Художественно - эстетическое развитие , физическое развитие : -Ручной труд «Мостик» из природного материала. музыкальная игра «Ручеек»; -Слушание мелодии «Звуки весны». Дидактические игры направленные на расширение представления о весенних изменениях в природе: «Времена года», «Когда это бывает». | Рассказо том, какие раньше были паводки | социально- коммуникативное развитие : В центре «Мастерская плотника» расположены материалы: дощечки, бумага, брусочки, веточки, нитки, клей, скотч- для побуждения детей к изготовлению мостиков через речку для макета «Мое село». |
3- 4 неделя «Духовно- нравственная жизнь поселка» | Мотивация: «Боровичок» приносит веточку вербы, крашенные яйца, горку для катания яиц (какие праздники символизируют эти предметы?) Познавательное, речевое развитие: -Беседа с детьми по наглядному материалу принесенному «Боровичком» (о календарно-обрядовпраздниках: «Вербное воскресенье», «Пасха», «Красная горка», о символах праздников и их значении). -Мультимедийная презентация «Обрядовые праздники» (обогащение представлений детей о праздниках, их проведении и обрядовой кухни). -Заучивание приговорки «Верба-верба…». Художественно - эстетическое развитие , -Ручной труд «Украшение пасхального яйца бисером». -Рисование «Верба». -Слушание волочебной песни «Хозяюшка, христос».-Пение русской народной песни «Верба-вербочка». физическое развитие : -Подвижные игры направленные на развитиедвигательной активностидетей, внимания,ловкости: «Растяпа», игры с яйцами.ых | Мастер- класс по изготовлению куличей | Атрибуты: крашенные яйца. Горка для катания яиц, сувениры –для побуждения детей к играм с яйцами.социально- коммуникативное развитие: В центре «Творчество» располагаются материалы: глина, тесто соленое, краски, бисер,клей, кисточки –для побуждения детей к изготовлению атрибутов к играм: «Катание яиц с горки», «Чье яйцо дальше укатится». |
май | Посевная. Подведение итогов. |
1- 2 неделя «Работа в поле и огороде» | Мотивация: «Боровичок» приносит колосок, семена овощей. (Что это? Где растет? Что из него вырастет?)Познавательное, речевое развитие: -Мультимедийная презентация «Из чего вырос хлеб» (расширять представления детей о работе в поле и орудиях труда, подготовки почвы). -Чтение сказки «Три ржаных колоска» А. Любарской; -Заучивание потешки «У нас серпы- то золотые». Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие: -Рисование «Колосок». -Ручной труд «Укрась тарелочку из семян». --Песня- хоровод «Пахал мужик огород»; -Парный бытовой танец «Во саду ли в огороде»; -Пение «Величальная» А. Берляков алтайский композитор. социально - коммуникативное развитие: -Опытно- экспериментальная деятельность «Посев овса», «Посадка мини- огородов на прогулочном участке». Дидактические игры, направленные на расширение представлений о работе поле: «Сравни полоски»,«Какой инструмент для чего нужен?» Составление карты: обозначение культурных растений, растущих в поселке Тальменка. | Экскурсия наблюдение за рассадой помидор | Атрибуты: лопаты, лейки, грабли, ведерки, совочки, семена для побуждения детей к сюжетно- ролевой игре «Агроном». |
3 неделя «Что я знаю о поселке Тальменка» | Мотивация: «Боровичок» приносит составленную детьми карту поселка Тальменка. Познавательное, речевое развитие ,социально - коммуникативное развитие: -Составление рассказа «Какой он поселок Тальменка» по карте -Чтение стихотворения алтайского поэта В. Башунов «Гость». Художественно - эстетическое развитие : -Ручной труд: завершение изготовления макета «Мой поселок». -Рисование «Мой поселок». Музыка: -Пение песни «Моя деревня» слова А.Панфиловой алтайской поэтэссы. Физическое развитие: -Подвижная игра «Как у дяди Трифона». Дидактические игры , направленные на закрепление представлений о родном селе: «Собери подворье», «Кто живет в хлеву», «Собери улицу». | социально - коммуникативное развитие: -Проведение КВН между родителями и детьми «Мой поселок». | В центре «Творческая мастерская» располагаются: бумага, картон, краски, природный материал – для побуждения детей к завершению макета «Мое село». -На выбор предлагаются альбомы «Мое село Власиха», «Достопримечательности села» для самоопределения детей на игры. |