СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент -старший возраст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент -старший возраст»

Приложение №3

Комплексно-тематическое планирование к проекту-программы

«Наша малая родина Тальменка»

Тема месяц

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей (созданные

условия)

Старший возраст

Взаимодействие с

социумом

Старший возраст

сентябрь

«С чего все начиналось»

1-2 неделя:

«История

зарождения р.п.Тальменки»

Мотивация: «Боровичок»

приносит глину, песок ,

воду и срез дерева. Что

это такое? Где и как это

используется? Почему

дома строили у реки?)

Познавательное, речевое

развитие, физическое

развитие :

-Мультимедийная

презентация «С чего все

начиналось» (расширение

представлений детей о

том, что село начиналось

с реки, первые дома

ставили на берегу реки,

вода-источник жизни,

река- «грузовой

транспорт»).

Социально -

коммуникативное

развитие:

-Экскурсия к реке

«Чумыш» (сравнение

какая была и какая стала,

выявление причин

загрязнения, сбор

природного материала:

шишки, камешки, глина,

песок для пополнения

центра «Маленький

исследователь»)

-Опытно-

экспериментальная

деятельность с

природным материалом:

песок, глина, вода.

(расширение

представлений детей о

свойствах этих

природных материалов:

глина-пластична, песок-

фильтр для воды и др.).

Художественно -

эстетическое развитие :

--Аппликация «А водица

далеко, а ведерко велико»

-Рисование «реки

«Чумыш».

-Слушание мелодии

«Журчание ручейка» и

« Шум воды»


Познавательное, речевое

развитие:

- Чтение стихотворений

алтайских поэтов:

В.А. Башунов

«Васильковая вода», В.

Козодоев « Реки детства»,

А. Денисов «Наш край».


Физическое развитие :

-Подвижная игра

«Ручеек»

Дидактическая игра,

направленная на

расширение

представлений о пользе

воды «Для чего нужна

вода»

Составление карты(обозначение реки Чумыш», природного

материала.)

-Экспедиция к

Старожиле села

«Рассказ о родничке»

(знакомство детей с

родником как

источником чистой,

питьевой воды).

Социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты: песочные

наборы, ведерки,

машины, лейки, печатки,

грабли, мельницы –для

побуждения детей к

сюжетно-ролевой игре

«Исследователь» на

прогулке.

3 неделя: «Какие

дома?» (сравнение

старых домов и

современных)

Мотивация: спор

«Боровичка» с дедушкой

(Какие дома лучше?».

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Дома

прошлого и настоящего»

(сравнение домов: Какие

были дома? Какие сейчас?

Из чего построены?

Разрешение спора

«Боровичка»).

-Составление рассказа по

картине «Дом моего деда»

(описание особенностей

дома).

Физическое развитие :

-Целевые прогулки по

улицам села:

ул.Партизанская,

ул.Кирова.

(выявление особенностей

постройки старых и

современных домов).

-Ручной труд:

-Изготовление макета

избы из деревянных

кубиков, бревнышек и

веточек деревьев.

Художественно -

эстетическое развитие :

-Лепка из глины

«Бревенчатый дом»

(раскрытие понятия

«бревенчатый дом»).

-Рисование «Дом в

котором я живу» .

-Пение русской народной песни «Ах вы, сени».

Познавательное, речевое

развитие:

-Чтение р.н. сказки

«Зимовье».

Дидактические игры

направленные на

сравнение : «Что раньше,

что сейчас», «Построй

свой дом».

Составление карты

(обозначение первых

домов расположенных

около речки).

Экскурсия в

музей

(рассматривание

макетов домов для

проведения

сравнительного

анализа особенностей

старинного и

современного

строительства).

Социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты:

строительная каска,

мастерок, перчатки,

машины грузовые,

спец.техника,

деревянные брусочки и

кубики- для побуждения

детей к сюжетно-ролевой

игре «Строитель».

-На выбор предлагаются

альбомы с различными

видами домов:

«Тальменка», «Чудесная

книга» для

самоопределения детей

на игры.

художественно-

эстетическое

развитие:

-В центре

«Конструкторское бюро»

сосредоточены разные

виды конструкторов:

деревянные,

пластмассовые,

бревенчатые, лего- для

побуждения детей к

строительной

деятельности.

4 неделя: «Мой

дом – моя

крепость» (как

строили)

Мотивация: «Боровичок»

приносит кусочек глины,

мох, деревянный

брусочек. (Что это? Для

чего и где это можно

использовать?)

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Как строили

дома» (знакомство детей с

алгоритмом

строительства дома и его

архитектурой: ставни,

наличники, конек. Ответы

на вопросы «Боровичка»).

Знакомство с картиной

И.Хайрулинова

(Алтайский край)

«Сирень цветет»

- Исследовательская

деятельность «Дом моего

деда и дом, в котором я

живу» (Что общего и чем

отличаются? Какой

строительный инструмент

использовали раньше и

сейчас?)

Физическое развитие :

-Конструирование «Дом»

из экологически чистого

природного материала:

мох, деревянные

брусочки, веточки

деревьев, глина.

(закрепление

представлений о

последовательности

строительства дома и о

его архитектурных

особенностях).

Познавательное, речевое

развитие:

-Чтение сказки «Три

поросенка».

Художественно -

эстетическое развитие :

-Рисование «Дома на

моей улице» (сравнение

домов, из домов

образуются улицы).

-музыкальная игра

«Домики» (рассаживание

нот в свой домик,

определяя его по звуку и

цвету)

Дидактические игры

направленные на

правильное соотнесение

орудий труда и

строительных профессий:

«Строитель», «Кому

какие инструменты нужны». Физическое развитие:

-Подвижная игра «Найди

свой дом» направленная

на ориентировку по

схемам.

Составление карты

(обозначение старейших

улиц: Кирова,

Партизанская)

Рассказ старожилы

Села «Обереговая система

строительства дома».

Рассказ старожилы

села об истории

образования улиц

р.п.Тальменки.

В центре «Мастерская

плотника»

располагаются

различные виды

природного

строительного

материала: глина, мох,

брусочки, веточки,

шишки- для побуждения

детей на

самостоятельное

изготовление макетов

«Мое село» (макет избы).

Социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты: конструктор

изпластмасса и дерева,

кусочки линолеума –для

побуждения детей к

сюжетно- ролевой игре

«Строим дом».

октябрь

Моя усадьба.

1 неделя

«Устройство

усадьбы»

Мотивация: «Боровичок

рассказывает: «Дедушка

дал мне задание

обустроить подворье, что

это я не знаю. Поможете

мне?»

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Сельское

подворье» (раскрытие

понятий «Подворье это

усадьба», «Плетень»).

социально-

коммуникативное

развитие:

Рассматривание картины

«Надворные постройки».

(раскрытия понятий:

«Овин», «Навес», «Баня»,

«Погреб»)

Художественно -

эстетическое развитие :

-Ручной труд «Плетень из

ивовых прутиков»

-Рисование «Мояусадьба»

-лепка из соленого теста

«Колодец»

Хороводная игра

«Плетень»

- Познавательное,

речевое развитие :

Чтение р.н. сказки

«Сивка- бурка»

Дидактические игры,

направленные на

закрепления понятия

«Подворье»: «Подворье»,

«На нашем дворе», игра

на сравнение «Что было,

что есть».

Экскурсия в

музей (знакомство с

устройством

усадьбы)

социально-

коммуникативное

развитие В центре

«Мастерская плотника»

располагаются

различные виды

природного материала:

деревянные маленькие

бревнышки, веточки

ивовые, солома- для

побуждения детей на

самостоятельное

пополнение макета «Моесело» (плетень, овин,

колодец)

2- 3 неделя

«Братья нашименьшие»

Мотивация: «Боровичок»

приносит: кусочек

шерсти, сала, масла и

яйцо. (Кто, что дает?)

Познавательное, речевое

развитие:

-Познавательная беседа

«Кто, что нам дает»

-Мультимедийная

презентация «Скотный

двор» (представления о

том кто живетна скотном

дворе, раскрытие понятия

«Птичий двор»).

социально-

коммуникативное

развитие:

-Беседа по картине

«Лошадь с жеребенком»

- Познавательное,

речевое развитие:

чтение р.н сказок:

«Крошечка-ховрошечка»,

«Петушок и бобовое

зернышко». Художественно -

эстетическое развитие:

-Лепка из пластилина

«Скотный двор».

-Аппликация «Утка с

утятами»

-Музыкальная игра

«Васька кот»

-Пение р.н. песни «Гуси».

Физическое развитие :

-Командная подвижная

игра «Кто быстрее

соберет животных в

овин»

Дидактические игры:

направленные на

закрепление

представлений о роли

домашних животных в

жизни человека: «Кто что

дает», «Кто на каком

двореживет»

Составление карты

(обозначение видов

домашних животных)


социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты: маски,

шапочки домашних

животных для сюжетно-

ролевой игры «Как у

бабушки –то во дворе».

-На выбор предлагаются

альбомы с картинками

домашних животных для

самоопределения детей

на игры.

-В центре «Мастерская

плотника» мелкие

фигурки домашних

животных для

побуждения детей

пополнить макет «Мое

село» домашними

животными.

-В центре «Маленький

исследователь»

располагаем кусочек

шерсти для изучения ее

свойств детьми.

(прядение, вязание,

расчесывание).

4 неделя «Что

где растет»

Мотивация: «Боровичок»

приносит семена и овощи.

Просит разобраться какие

овощи к каким семенам

относятся.

- Познавательное,

речевое развитие:

-Мультимедийная

презентация «Что летом

родится, то зимой

пригодится», «Наш

огород осенью»

(Расширение

представлений детей о

том какой овощ из каких

семян прорастает и какую

пользу приносит). Знакомство с картиной

И.Щетининой(Алтайский

край) «Фрукты. Из цикла

«Дети солнца»; «Щедрые

дары Алтая. Облепиха и

яблоки»; «На веранде в

сентябре».

социально-

коммуникативное

развитие:


-Беседа «Как дети

помогают на огороде»

(активизация

представления детей о

вариантах помощи

взрослым)

Познавательное, речевое

развитие:

-Опытно-

экспериментальная

деятельность «Соберем

семена» (расширить

понятия детей о методах и

последовательности сбора

семян).

- Познавательное,

речевое развитие:

-Чтение р.н. сказок:

«Вершки и корешки»,

«Пых».

- Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие:


-рисование «Овощи».

-Аппликация «Дары

огорода».

-музыкальная игра

«Урожайная- хороводная»

муз.

Б.Можжевелова.

Дидактические игры

направленные на

закрепления

представлений об овощах:

«Вершки и корешки»,

«Что где растет», «Вот

какой огород», «Репорез».

Составление карты

(обозначение

растительных культур в

огороде)

«Осенины»


Выставка «Дары

осени» совместно с

родителями.

Художественно-

эстетическое

развитие:

-В центре «маленький

исследователь»

располагаются овощи,

фрукты для побуждения

детей к игре «Узнай на

вкус».

-Сюжетные картинки

«Труд людей на огороде»

для самоопределения

детей на игры.

ноябрь

Мой дом

1неделя:

«Внутреннее

убранство дома»

Мотивация: Письмо от

«Боровичка»: «На улице

похолодало, и дома стало

холодно. Что мне

делать?».

-- Познавательное,

речевое развитие,

-Мультимедийная

презентация «Без печи

хатка- не хатка»

(Расширение понятий

«Печь», «Очаг» и их

предназначении).

Экскурсия в

этнографический музей-

мастерскую «Лад»

(Расширение

представлений детей об

убранстве дома: палати,

лавки, красный угол).

-Беседа «Что раньше, что

сейчас» (сравнение

прошлой мебели и

современной)

-Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди». Художественно -

эстетическое развитие:-Ручной труд «Печь»

изготовление макета из

коробочек.

-рисование «Урало-

сибирская роспись на

печи»

-аппликация «Моя

комната»

-Слушание р.н. песни

«Как на печке на

припечке»

Физическое развитие :

-Подвижная игра

«Стульчики»

Дидактические игры,

направленные на

сравнение внутреннего

убранства избы и

современного жилья:

«Расставь мебель»,

«Собери печь»


социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты: куклы,

кровать, лавки, стулья,

набор кукольной мебели,

люлька –для побуждения

детей к сюжетно-ролевой

игре «Дом», «Семья».

-В центре «Русская изба»

сосредоточены: печь,

сундук, люлька, стол,

лавки, тряпичные куклы

бабушка и дедушка- для

побуждения детей к

сюжетно- ролевой игре

«В гостях у бабушки»

2- 3 неделя:

«Утварь дома»

Мотивация: «Боровичок»

приносит набор глиняной

посуды. (Из чего сделана?

Кто сделал?).

Познавательное,

речевое развитие,

-Мультимедийная

презентация «В

мастерской у гончара».

(обретение детьми

представлений о

профессии «Гончар», обэтапах изготовления

посуды).

-Чтение р.н. сказки

«Жихорка».-Чтение рассказа

«Федорино горе» К.И.

Чуковский

социально -

коммуникативное

развитие:


-Экскурсия в мини-музей

«Родная сторона».

(Обогащение

представлений об утвари

русского дома: посуда,

ухват, ведро, чугунок,

кочерга, деревянная

лопата).

-Исследовательская

деятельность «Посуда

моего деда и моя посуда»

(сравнение посуды

прошлого и

современной).

Художественно -

эстетическое развитие

, физическое развитие:

-Лепка «Посуда для

бабушки и дедушки».

-Рисование «Урало-

сибирская роспись на

предметах посуды из

бумаги».

-Аппликация «Украсим

посуду».

-Пение песни «Пых, пых

самовар»

-Игра на ложках

-Музыкальная игра

«Горшки»

Дидактические игры

направленные на

закрепление понятия

«Утварь дома» и

материалах изготовления:

«Что было, что сейчас»,

«Из чего эта посуда»,

«Какая это посуда»

Экскурсия в музей

(знакомство с

утварью дома).


социально-

коммуникативное

развитие:

-Атрибуты: набор

чайной и столовой

посуды, ухват, кочерга,

чугунок, ведро кастрюля,

чайник, кофейник- для

побуждения детей к

сюжетно-ролевым играм:

«Повара», «Дом»,

«Семья», «Кафе».

-В центре «Детское

творчество»

сосредоточены

различные виды

материалов для изготовления посуды глина, соленое тесто,

пластилин, газеты и клей

для папье-маше- для

побуждения детей к

изготовлению

игрушечной посуды для

сюжетно- ролевых игр :

«Гончары»,«Повара»,

«Дом», «Семья», «Кафе».

4 неделя: «Я и

мои родные»

Мотивация: «Боровичок»

приносит генеалогическое

древо (рассказывает о

своей семье).

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Мои

предки» (формирование

представления о

семейных связях,

понятиях:

«родственники», род,

родовое древо).

-Чтение стихотворения

«Мои часы» алтайского

поэта В.М. Башунов .

социально -

коммуникативное

развитие:

-Составление рассказа по

семейным фотографиям

«Моя семья».

-Исследовательская

деятельность «Родовое

древо».

Художественно -

эстетическое развитие :

-Слушание «Мамин

праздник» муз.Е.

Теличеевой

-Пение песни «Мама

дорогая».

-Рисование «Моя семья».

-Аппликация «Гербсемьи». (Представления о семье,

как о едином целом, о

хранении своих обычаев и

традиций).

Дидактические игры

направленные на

расширение

представлений о понятии

«родственные связи»:

«Чья это мама», «Угадай

чья это семья», «Найди

свою маму».

социально -

коммуникативное

развитие,

Физическое

развитие:


-оформление с

родителями альбома

«Наши семьи»;

-Мастер-класс

«Изготовление и

презентация

семейного герба».

Атрибуты: сумки,

фуражки, сундук с

одеждой для ряженья,

кухонная

посуда,машины, куклы –

для побуждения детей к

сюжетно- ролевым

играм: «Дом», «Семья».

декабрь

Чем питались?

1-2 неделя: «Что

хранили и где

хранили»

Мотивация: Боровичок

приносит заготовки:

баночку варенья, солёных

грибов и огурцов. (Для

чего это делается? Где

хранится зимой? От куда

это?).

Познавательное, речевое

развитие, физическое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Что за чудо

погребок» (расширять

представление о

заготовках и их

хранении).

Встреча с картиной

И.Щетининой «Лесные

дары. Рябина и грузди»

Продолжение знакомства

с картиной И.Щетининой

«Щедрые дары Алтая.

Облепиха и яблоки».

-Беседа «Что еще нам лес

дает» (расширять

представление о

лекарственных травах, их пользе и методах

сбора).

-Чтение сказки «Дудочка

и кувшин» В.Катаев;

-Чтение рассказа «По

грибы» Я.Гаиц.

социально -

коммуникативное

развитие:-

-Составление рассказа

«Зачем нужно беречь и

охранять природу?»

(правила поведения в

лесу).

Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие :

-Рисование «Лесные

ягоды»;

-Аппликация «Дары

леса»;

-Лепка «Корзинка с

грибами».

-Хоровод «На горе-то

калина».

Дидактические игры

направленные на

расширение

представления о том, что

дает природа: «Что у меня

в корзине?», «Кто больше

назоветкультурных и

дикорастущих ягод», «С

какого куста эти ягоды»,

«Четвертый лишний»

(соотнесение культурных

и дикорастущих

растений).

Составление карты

(обозначаем, что растет в

лесу)

-Мастер-класс, по

приготовлению

компота и желе из

лесных ягод

(проводит бабушка

Марина).

социально-

коммуникативное

развитие:-

Атрибуты: мешочки с

травами, карточки с

целебными травами,

карточки-схемы с

последовательностью

заваривания травяного

настоя-для побуждения

детей к сюжетно-ролевой

игре «Фитобар».

-В центре «Умелые

ручки» располагаются:

бумага, клейстер, краски,

фигурки грибов и ягод-

для побуждения детей к

изготовлению грибов,

ягод из папье -маше.


3 неделя «Гостеприимство»

Мотивация: «Боровичок»

приносит: самовар и

лекарственные травы.

(Что можно с этим

сделать?)

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Вежливые

хозяева» (расширение

представление об этикете

приема гостей).

-Экскурсия в мини-музей

«Родная сторона» «В

тереме расписном я живу, всех гостей к себе

приглашу» (сравнение

современного чайника и

самовара, расширение

представлений о русском

гостеприимстве, пользе

чая из трав).

-Чтение «Муха –

цокотуха» К.И.

Чуковский

Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие :

-Рисование «Распишем

самовар»;

-Лепка «Угощение к

чаю».

-Аппликация обрывная

«Украсим чайный

сервиз».

-Игра-хоровод «Блин-

оладушек».

Дидактические игры,

направленные на

расширение

представлений об этикете и русском гостеприимстве:

«Этикет», «Собери

самовар» (пазлы).


Посиделки с

бабушками у

самовара «Самовар

кипит, уходить не

велит» (закрепление

представлений о

русском

гостеприимстве).


социально -

коммуникативное

развитие:-

Атрибуты: тряпичные

ростовые куклы бабушки

и дедушки, баранки и

калачи из соленого теста,

самовар, скатерть –для

побуждения детей к

сюжетно-ролевой игре

«В гостях у бабушки

Арины».


4 неделя:

«Зимние торги»

Мотивация: «Боровичок»

приходит к детям в

зимней одежде и с лотком

коробейника. (Почему он

так одет? Зачем ему

нужен лоток? Кто такие

коробейники?)

Познавательное, речевое

развитие:

Мультимедийная

презентация по картине В.

Нагорного «Ярмарка»

(представление детей о

ярмарке, понятии

коробейник, чем

торговали)

-Чтение стихотворений

алтайских поэтов: А.

Саруева «Вьюга», А.

Денисов «Снегопад»

-Заучивание потешки

«Пошла Маня на базар».

Художественно -

эстетическое развитие:

-Ручной труд «Тряпичные

куклы»

-Лепка из глины

«Свистулька»;

-Рисование «Роспись

свистулек»;

-Пение русской народной

песни «Как на тоненький

ледок».

Физическое развитие :

-Подвижная игра

«Горшки» (кто лучше

расхвалит и быстрее

продаст свой горшок). Дидактические игры

направленные на

представления о зиме, о

ярмарке зимой: «Времена

года», «Что продают на

ярмарке».


социально-

коммуникативное

развитие:-

Атрибуты: лотки

коробейника, ленты,

свистульки, калачи,

самовар, тряпичные

куклы –для побуждения

детей к сюжетно-ролевой

игре «Ярмарка».

В центре «Творчество»

сосредоточены заготовки

игрушек-тарарушек,

рогоз, нитки, кусочки

ткани и глины -для

побуждения детей к

изготовлению игрушек к

сюжетно- ролевой игре

«Ярмарка».

январь

Деятельность зимой

2 неделя

«Пришла коляда

отворяй ворота»

Мотивация: Приходит

ряженый «Боровичок»

(«Боровичок колядует.)

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Пришла

коляда отворяй ворота»

(понятия «Коляда»,

«Колядовщики»,

представления о

рождественских

праздниках, святочных

гаданиях).-Заучивание

потешки «Коляда-коляда,

прикатила молода».

Русская народная

подвижная игра «Шишки,

желуди, орехи»,

направленная на развитие

внимания, ловкости.

социально -

коммуникативное

развитие,

художественно -

эстетическое

развитие:-

-«Колядки» (дети

старших групп колядуют

в детском саду);

-Рисование «Зимние

забавы»

Проведение

«Колядок»

Атрибуты: сундук с

одеждой для ряженья,

маски- для побуждения

детей к сюжетно-ролевой

игре «Коляда»

В центре «Творчество»

располагаются : бумага,

шаблоны масок, краски,

карандаши, ленточки –

для побуждения детей к

изготовлению масок к

сюжетно-ролевой игре

«Коляда».

3- 4 неделя:

«Домашние дела

зимой

Мотивация: «Боровичок»

приносит предметы:

вышитый рушник, молоток, тряпичные

куклы. (Для чего и кому

из семьи это нужно?).

познвательное, речевое

развитие, социально -

коммуникативное

развитие:

-Мультимедийная

презентация

«Деятельность взрослых и

детей зимой». (Расширить

представления детей о

том, чем занимались

взрослые и дети зимой).

-Беседа «Чем занимаются

взрослые и дети в

настоящее время»

(сравнение деятельности

взрослых и детей зимой

раньше и сейчас).

-Чтение рассказа

«Работа» Д. Габе


Мастер-класс

«Лучше один раз

увидеть, чем

несколько раз

услышать»

(приготовление

опары для хлеба).


Атрибуты: куклы,

ванночка, полотенце,

одежда для куклы,

расчески, ленточки,

кубики, наборы

слесарных и плотницких

инструментов,

деревянные дощечки-

для побуждения детей к

сюжетно- ролевым

играм: «Дочки- матери»,


февраль

Что носили

1- 2 неделя

«Ткачество»

Мотивация: «Боровичок»

приносит самотканный

половичок. (Что это? Из

чего это? Как это

сделано? Кто это сделал?)

- Познавательное,

речевое развитие ,

-Мультимедийная

презентация «Ткачи»

(знакомить детей с

профессией «Ткачиха», с

технологией изготовления

ткацких изделий: коврик,

одежда, половик).

-Чтение рассказа «Почему

пальто, шапка и варежки

в мороз греют?»

А.Дитрих.

-Чтение рассказа «Как

ткани ткут, нити прядут»

социально -

коммуникативное

развитие:

Знакомство: веретено,

кудель, прялка, ткацкий

станок. Обретать практические навыки впрядении шерстяной нитии ткачестве.)

Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие :

-Ручной труд

«Изготовление

самотканных дорожек из полосочек ткани»

-Рисование

«Самотканный коврик».

-Пение русской народной

песни «Прялица» обр.

Т.Ломовой.

-Хоровод «А мы сеяли,

сеяли лен».

Дидактические игры,

направленные на развитие

внимания, логического

мышления: «Так бывает

или нет?», «Кому, что

нужно для труда?».

Экскурсия в

краеведческий музей

«Как рубашка в поле

Выросла»

Атрибуты: различные

коврики, касса, макет

детского ткацкого

станка, нити –для

побуждения детей к

сюжетно- ролевым играм

«Магазин ковров»,

«Ткачиха».

В центре «Творческая

мастерская»

располагаются лоскутки

ткани, нити, крючки для

вязания- для побуждения

детей к изготовлению

вязанных ковриков к

сюжетно- ролевой игре

«Магазин ковров».

3- 4 неделя:

«особенности

одежды»

Мотивация: «Боровичок»

приносит сундучок с

русскими народными

костюмами.

(рассматривают)

- Познавательное,

речевое развитие,

-Экскурсия в мини –

галерею детского сада «Народный

костюм» (знакомство с

понятиями:

«Косоворотка», «Порты»,

«Передник». Сравнение с современной одеждой).

- Заучивание потешки

«Аленка»

Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие:

-Ручной труд «Плетение

круглых опоясков».

-Рисование «Народный

костюм»;

-Аппликация «Укрась

кокошник».

-Пение русской народной

песни «Матрешки»;

-Танец «Матрешки».

Дидактические игры,

направленные на

систематизацию

представлений об

особенностях русского

народного костюма:

«Одежда» (пазлы),

«Расскажи какая на тебе одежда».

Выставка «Эволюция

одежды» совместно с

родителями и детьми

всех возрастов.

Атрибуты: сундук с

русскими народными

костюмами для ряженья,

материал, детская

швейная машинка, нитки

–для побуждения детей к

сюжетно-ролевым играм:

«Ателье», «Маленький

модельер».

В центре «Творчество»

сосредоточены

материалы: леска, бусы,

бисер, стеклярус-для

побуждения детей к

изготовлению

украшений к сюжетно-

ролевой игре

«Маленький модельер».

март

транспорт

1- 2 неделя

«Эволюция

транспорта»

Мотивация: «Боровичок»

приносит фотографию

современного транспорта

и гужевого. (Что это? Чемотличается? Для чего?)Познавательное, речевое

развитие, социально -

коммуникативное

развитие

-Мультимедийная

презентация «Эволюция

транспорта» (сравнение

транспорта, расширение

представлений о понятии

«Гужевой транспорт»).Беседа по картине И.

Хайрулинова «К ночи.

Лошади».

-Чтение сказки П.Ершов

«Конек-горбунек».

Художественно -

эстетическое развитие :

-Ручной труд

«Изготовление саней из

коробочек».

-Рисование «Роспись

саней» (Урало-ибирская

роспись);

-Лепка из глины

«Лошадка».

-Слушание «Тройка» муз.Г. Свиридова;

-Пение «Конь» муз. Е.ТиличеевойФизическое развитие :

-Подвижные игры,

направленные на развитие

двигательной активности,

внимания: «Кони»,

«Автомобиль», «Тройка».

Дидактические игры ,

направленные, на

соотнесение

современного транспорта

и гужевого: «Что раньше,

что сейчас?»,

«Транспорт».



В центре «Творческая

мастерская»

располагаются

материалы: коробки,

кожаные ремни,

шаблоны лошадей из

фанеры,палки с прорезями- для

побуждения детей к

изготовлению атрибутов

для сюжетно-ролевой

игры «Конюшня».

-На выбор предлагаются

альбомы с различными

видами транспорта

(гужевой и

современный) для

самоопределения детей

на игры.


3 неделя :

«Масленница»

Мотивация: «Боровичок»

приносит блины. (Почему

пришел с блинами).

Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация

«Масленичные традиции»

(Расширение

представлений детей о

празднике «Масленица»,

ееобычаях, символах:

блин-символ солнца,

сжигание чучела.)

-Заучивание заклички

«Едет масленица

дорогая».

Художественно -

эстетическое развитие ,

физическое развитие:

-Ручной труд «Солнышко

из ниток».

-Рисование «Масленица».

-Пение масленичной

песни «А мы масленкуподжидали»;Хороводная игра «Блин-

оладушек»;

Подвижная игра «Гори-

гори ясно».

Дидактические игры,

направленные на развитиелогического мышления,памяти, внимания иобогащение словаря:«Составьрассказ о

масленице», «Сложи

картинку».

«Масленичный

разгуляй» .Мастер- класс сродителями «С пылу,с жару» (печение

блинов)

социально-

коммуникативное

развитие:

Атрибуты: сундук с

одеждой для ряженья,

бусы, браслеты, платки,

шапки-скоморохов –для

побуждения детей к

сюжетно- ролевой игре

«Масленица».

4 неделя «Весна

пришла»

Мотивация: «Боровичок»

приносит картину А.

Саврасова «Грачи

прилетели» (Какое время

года изображено? Почему

вы так думаете?»

Познавательно, речевое

развитие:

Знакомство с картиной И.

Щетининой «Ледостав на

Оби».

-Творческая беседа по

картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»

(эмоционально-

чувственное воплощение

представлений о

приметах весны,

перелетных птицах в

рассказе по картине).

-Заучивание

стихотворения «Весна» И.

Токмаковой;

-Знакомство со стихами

алтайских поэтов Б.

Братова «Весенние

ритмы»; Л. Мерзликина

«В весеннем лесу».

Изготовление

скворечников

совместно с

родителями

Выставка «Эволюция

транспорта»

совместно с

родителями детей

всех возрастов.

социально-

коммуникативное

развитие:

В центре «Творчество»

расположены материалы:

цветная бумага, картон,

карандаши, краски,

палочки от мороженого,

клей, лоскутки ткани –

для побуждения детей к

изготовлению

корабликов.

апрель

Поселок весной

1- 2 неделя

«Паводок»

Мотивация: «Боровичок»

приносит картину Б.

Кустодиева «Весна» (Что

изображено? Какое время

года? Почему это

происходит?)

Познавательное, речевое

развитие:

-Беседа по картине Б.

Кустодиева «Весна»

(обогащение

представлений об

изменениях природы

весной, понятие

«Паводок», «Половодье»).

-Экскурсия к речке

«Чумыш» наблюдениепаводка .-Чтение отрывка изстихотворения алтайскойпоэтессы Л. Панфиловой«Природа»;

Чтение сказки «Дед

Мазай и зайцы»

Н.Некрасов.

Художественно -

эстетическое развитие ,

физическое развитие :

-Ручной труд «Мостик»

из природного материала.

музыкальная игра

«Ручеек»;

-Слушание мелодии

«Звуки весны».

Дидактические игры

направленные на

расширение

представления о весенних

изменениях в природе:

«Времена года», «Когда

это бывает».

Рассказо том, какие раньше были паводки

социально-

коммуникативное

развитие :

В центре «Мастерская

плотника» расположены

материалы: дощечки,

бумага, брусочки,

веточки, нитки, клей,

скотч- для побуждения

детей к изготовлению

мостиков через речку

для макета «Мое село».

3- 4 неделя

«Духовно-

нравственная

жизнь поселка»

Мотивация: «Боровичок»

приносит веточку вербы,

крашенные яйца, горку

для катания яиц (какие

праздники

символизируют эти

предметы?)

Познавательное, речевое

развитие:

-Беседа с детьми по

наглядному материалу

принесенному

«Боровичком» (о

календарно-обрядовпраздниках: «Вербное

воскресенье», «Пасха»,

«Красная горка», о

символах праздников и их

значении).

-Мультимедийная

презентация «Обрядовые

праздники» (обогащение

представлений детей о

праздниках, их

проведении и обрядовой

кухни).

-Заучивание приговорки

«Верба-верба…».

Художественно -

эстетическое развитие ,

-Ручной труд «Украшение

пасхального яйца

бисером».

-Рисование «Верба».

-Слушание волочебной

песни «Хозяюшка,

христос».-Пение русской народной

песни «Верба-вербочка».

физическое развитие :

-Подвижные игры

направленные на развитиедвигательной активностидетей, внимания,ловкости: «Растяпа», игры

с яйцами.ых

Мастер- класс по

изготовлению

куличей

Атрибуты: крашенные

яйца. Горка для катания

яиц, сувениры –для

побуждения детей к

играм с яйцами.социально-

коммуникативное

развитие:

В центре «Творчество»

располагаются

материалы: глина, тесто

соленое, краски, бисер,клей, кисточки –для побуждения детей к

изготовлению атрибутов

к играм: «Катание яиц с

горки», «Чье яйцо

дальше укатится».

май

Посевная. Подведение итогов.

1- 2 неделя

«Работа в поле и

огороде»

Мотивация: «Боровичок»

приносит колосок, семена

овощей. (Что это? Где

растет? Что из него

вырастет?)Познавательное, речевое

развитие:

-Мультимедийная

презентация «Из чего

вырос хлеб» (расширять

представления детей о

работе в поле и орудиях

труда, подготовки почвы).

-Чтение сказки «Три

ржаных колоска» А.

Любарской;

-Заучивание потешки «У

нас серпы- то золотые».

Художественно -

эстетическое развитие,

физическое развитие:

-Рисование «Колосок».

-Ручной труд «Укрась

тарелочку из семян».

--Песня- хоровод «Пахал

мужик огород»;

-Парный бытовой танец

«Во саду ли в огороде»;

-Пение «Величальная» А.

Берляков алтайский

композитор.

социально -

коммуникативное

развитие:

-Опытно-

экспериментальная

деятельность «Посев

овса», «Посадка мини-

огородов на прогулочном

участке».

Дидактические игры,

направленные на

расширение

представлений о работе

поле: «Сравни полоски»,«Какой инструмент для

чего нужен?»

Составление карты:

обозначение культурных

растений, растущих в поселке

Тальменка.



Экскурсия

наблюдение за

рассадой помидор

Атрибуты: лопаты,

лейки, грабли, ведерки,

совочки, семена для

побуждения детей к

сюжетно- ролевой игре

«Агроном».

3 неделя «Что я

знаю о поселке

Тальменка»

Мотивация: «Боровичок»

приносит составленную

детьми карту поселка

Тальменка.

Познавательное, речевое

развитие ,социально -

коммуникативное

развитие:

-Составление рассказа

«Какой он поселок Тальменка»

по карте -Чтение

стихотворения алтайского

поэта В. Башунов

«Гость».

Художественно -

эстетическое развитие :

-Ручной труд: завершение

изготовления макета

«Мой поселок».

-Рисование «Мой поселок».

Музыка:

-Пение песни «Моя

деревня» слова

А.Панфиловой алтайской

поэтэссы.

Физическое развитие:

-Подвижная игра «Как у

дяди Трифона».

Дидактические игры ,

направленные на

закрепление

представлений о родном

селе: «Собери подворье»,

«Кто живет в хлеву»,

«Собери улицу».

социально -

коммуникативное

развитие:

-Проведение КВН

между родителями и

детьми «Мой поселок».

В центре «Творческая

мастерская»

располагаются: бумага,

картон, краски,

природный материал –

для побуждения детей к

завершению макета

«Мое село».

-На выбор предлагаются

альбомы «Мое село

Власиха»,

«Достопримечательности

села» для

самоопределения детей

на игры.