«Оформление музыкального центра в группе»
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ:
Статья 48. Педагогические работники обязаны:
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.
Программное содержание
1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.
2. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.
4. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
Слушание:
- Приобрести портреты известных русских, зарубежных ( в том числе современных композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, Д.Кабалевский, А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Бах, Красев);
- Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения)
- Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве .
- Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- Бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка);
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка);
- Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон;
- Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки). Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию;
- Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.
Пение и подпевание:
- Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях;
- Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.
Дидактические игры:
- «Солнышко или дождик» (на различение характера музыки)
- «Тихо-громко» (на различение динамики)
- «Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха)
- «Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)
Оформить папку с теоретическим материалом:
- Консультации для воспитателей:
- Консультации для родителей:
- Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.
При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным.
Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон.
Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.
3. Настольный театр (русские народные сказки).
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.
Требования к музыкальным центрам
Эстетичность.
Наличие всех необходимых пособий.
Учет возрастных особенностей.
Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя.
Удобное расположение.
Подобранное оборудование по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:
Музыкальный уголок – I младшая группа
Музыкальные инструменты.
Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).
Ударные (барабан, бубен, молоточки).
Духовые (различные дудочки, свистульки).
Не озвученные музыкальные инструменты.
Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
Фонотека.
Песни, танцы для праздников, досугов.
Голоса природы по всем временам года.
Произведения «Слушание».
Музыкальные сказки.
Народные песенки, детские, колыбельные.
Картинки
Музыкальные инструменты.
Жанры.
Музыкальные профессии (певец, танцор).
Иллюстрации «Слушание».
Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.
«Песенки – картинки».
4. Дидактические игры.
5. Печатные издания (стихи, загадки).
6. Дидактический материал.
Лесенка 3 ступени.
Звучащие предметы – заместители.
Пластиковые емкости с разными наполнителями.
7. Картотека пальчиковых игр.
8. Атрибуты для танцев.
9. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
10. Костюмы, маски для театрализации.
11. Различные виды театров.
12. Сценарии праздников.
Музыкальный уголок – младшая группа
Музыкальные инструменты.
Духовые (дудочки, свистульки).
Клавишные (металлофон).
Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).
Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).
Неозвученные музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
Классическая и народная музыка.
Детские песни.
Колыбельные песни и музыка для релаксации.
Голоса природы по всем временам года.
Произведения «Слушание».
Звучание оркестра.
Музыкальные сказки.
Картинки.
Музыкальные инструменты.
Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).
Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).
Оркестр (шумовой, народный).
Иллюстрации «Слушание».
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.
6. Дидактические игры.
7. Дидактический материал.
Нотный стан.
Лесенка 3 ступени.
Ковролин, карточки.
Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.
Пособие «Эмоции».
8. Картотека пальчиковых игр.
9. Атрибуты для танцев.
10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
11. Костюмы, маски для театрализации.
12. Различные виды театров.
13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).
14. Сценарии праздников.
Музыкальный уголок – средняя группа
Музыкальные инструменты.
Духовые (дудочки, свистульки, труба).
Струнные (гусли).
Ударные (бубен, барабан, ложки, гонг, тарелки).
Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки).
Клавишные (металлофон, пианино).
Не озвученные музыкальные инструменты.
Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
Произведения «Слушание».
Классическая и народная музыка.
Детские песни, детский фольклор.
Танцы народов мира.
Колыбельные песни и музыка для релаксации.
Звучание оркестра.
Голоса природы по всем временам года.
Музыкальные сказки.
Картинки.
Музыкальные инструменты.
Жанры (песня – детская, колыбельная, эстрадная, авторская; танец – хоровод, на льду, молодежный, разных народов; марш – спортивный, траурный, военный, торжественный, игрушечный).
Портреты композиторов.
Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).
Оркестр (народный).
Ансамбль.
Хор.
Концерт.
Иллюстрации «Слушание».
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.
6. Дидактические игры.
7. Дидактический материал.
Немая клавиатура.
Лесенка 5 ступеней.
Ковролин, карточки.
Пособие «Эмоции».
Пластиковые емкости с разными наполнителями.
Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.
8. Картотека пальчиковых игр.
9. Атрибуты для танцев.
10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
11. Костюмы, маски для театрализации.
12. Различные виды театров.
13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).
14. Сценарии досугов и праздников.
Музыкальный уголок – старшая группа
Музыкальные инструменты.
Струнные (арфа, гитара, гусли).
Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).
Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки, гонг, тарелки)
Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки, цимбала).
Клавишные (металлофон, пианино, гармошка).
Неозвученные музыкальные инструменты.
Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).
Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
Произведения «Слушание».
Классическая, народная, современная музыка.
Детские песни.
Колыбельные песни и музыка для релаксации.
Звучание оркестра.
Танцы народов мира.
Голоса природы по всем временам года.
Музыкальные сказки.
Картинки.
• Музыкальные инструменты.
• Жанры (песня - детская, колыбельная, хоровая, дуэт, народная, эстрадная, авторская; танец – спортивный, пляска, полька, вальс, хоровод, пляски разных народов, на льду, молодежный; марш – военный, детский, солдатики, спортивный, праздничный, траурный, карнавальный, торжественный, кавалерийский).
• Портреты композиторов.
• Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).
• Оркестр (духовой, струнный).
• Ансамбль, хор, концерт.
• Иллюстрации «Слушание».
• Схемы танцев.
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.
6. Музыкальные дидактические игры.
7. Дидактический материал.
Немая клавиатура.
Дирижерская палочка.
Лесенка 7-8 ступеней.
Ковролин, карточки.
Пособие «Эмоции».
Музыкальные ребусы.
8. Картотека пальчиковых игр.
9. Атрибуты для танцев.
10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
11. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.
12. Различные виды театров.
13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).
14. Сценарии досугов и праздников.
Музыкальный уголок – подготовительная группа
Музыкальные инструменты.
• Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).
• Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, триола, свистульки).
• Ударные (барабан, бубен, ложки, цитра, треугольник, костаньеты, трещотки, гонг, тарелки)
• Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы, цимбала).
• Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).
• Не озвученные музыкальные инструменты.
• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках)
• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
• Произведения «Слушание».
• Звучание оркестра.
• Голоса природы по всем временам года.
• Музыкальные сказки.
• Классическая, народная, современная музыка.
• Детские песни.
• Танцы разных народов.
• Колыбельные песни, музыка для релаксации.
Картинки.
Музыкальные инструменты.
Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).
Портреты композиторов.
Оркестр (симфонический).
Ансамбль, хор, концерт.
Музыкальные профессии.
Иллюстрации «Слушание».
Схемы танцев, перестроений.
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.
6. Музыкальные дидактические игры.
7. Дидактический материал.
Немая клавиатура.
Дирижерская палочка.
Лесенка 8 ступеней.
Ковролин, карточки.
Пособие «Эмоции».
Музыкальные ребусы.
8. Картотека пальчиковых игр.
9. Атрибуты для танцев.
10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
11. Костюмы, маски, декорации для театрализации.
12. Различные виды театров.
13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).
14. Сценарии досугов и праздников.