САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
Самооценка дошкольников может быть:
неадекватно завышенная
высокая
заниженная
Каковы проявления высокой самооценки:
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.
Каковы проявления завышенной самооценки:
Эти дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребёнок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.
Каковы проявления заниженной самооценки:
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.
Где и когда начинает формироваться самооценка?
Именно в семье ребёнок впервые узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у нашего ребёнка складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое и предопределяет, кем будет ребёнок, образно говоря, «Принцем» или «Лягушкой».
«Принц» - это победитель, это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет.
«Лягушка» - это неудачник, тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ
САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА
Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все его проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте его поощрить, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра).
Педагог-психолог: Е.Н. Пономарева