Релаксирующее путешествие.
(Занятие из программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Волшебный мир сенсорной комнаты»)
Цели: создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие коммуникативных навыков, навыков уверенного поведения, мышечная релаксация, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Задачи:
Стимуляция развития и коррекции базовых чувств (зрения, слуха, осязания);
Повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
Коррекция психоэмоциональных состояний;
Фиксирование внимания и управление им;
Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Класс: группа из 5 учащихся 5-х классов.
Материалы и оборудование: центр спокойных игр; центр тактильности; сухой бассейн, кресла-пуфики, маты, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, релаксационная музыка.
Личностные универсальные учебные действия ценностно-смысловая ориентация обучающихся – коррекция эмоционально-ценностного отношение к окружающей среде.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - анализ и синтез объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные универсальные учебные действия: -разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ход занятия.
1. Приветствие и озвучивание темы занятия.
Сегодня мы совершим космическое путешествие. Для этого что необходимо?
Дети: Попасть в космическую ракету; зайти в космический корабль.
Психолог: - Для того, что бы попасть в космический корабль необходимо залезть в люк.
2. Упражнение «Преодоление препятствия» Нужно перелезть на четвереньках через пуфик- кресло «Груша» с гранулами.
Упражнение способствует тактильной стимуляции, лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Психолог: Поднимаемся по космической тропе, с космическими ступеньками, проходя по этой тропе тебе комфортно? Ты бы поменял местами ступеньки ( подушечки с наполнителями)?
3.Упражнение «Прохождение космической тропы» (сенсорная тропа для ног, семь подушечек с наполнителями)
Учащиеся по психоэмоциональному состоянию может менять местами подушечки 2-3 раза, пока ему не станет комфортно проходить по сенсорной тропе.
Упражнение направлено на развитие тактильного восприятия, коррекции движений , профилактики плоскостопия, коррекции психоэмоционального состояния.
Психолог: –Что нужно сделать, чтобы снять с себя земную пыль?
Дети: – Пройти в сухой душ.
4. Упражнение « Сухой душ»
Учащиеся заходят в «сухой душ», медленно гладят волокна, поворачивая вокруг себя. Можно использовать стихотворение:
Лейся, лейся
Дождик, дождик
Я хочу расти, расти
Я не коржик, я не сахар
Не боюсь я сырости
Психолог: – Если ты не коржик и не сахар, то кто ты? Какой ты?
Дети:- возможные варианты ответа:
Я красивый;
Я добрый;
Я умный;
Я счастливый;
Я веселый;
Я любимый и т.п.
Упражнение стимулирует тактильные ощущения способствует развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем, снятие эмоциональной напряженности, получение положительных эмоции, повышение самооценки.
Психолог: - После того как прошли обработку можно пройти в космическую лабораторию.
5.Упражнение «Проверка аппаратуры»
Используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением.
Психолог: проверьте, пожалуйста, все ли приборы на нашем корабле в рабочем состоянии.
Ребенок садится на пуфик- кресло с гранулами, берет пучок волокон в левую руку и по очереди проверяет каждое волокно (светится или нет), перекладывая в правую руку.
Упражнение направленно на развитие зрительного и тактильного восприятия концентрации внимания.
6. Психолог: Убедившись в тои, что все приборы в рабочем состоянии можно пройти в отсек невесомости.
Психолог: Для того чтобы расколдовать вот эту волшебную трубку и плавающих в ней рыбок, тут написано, что мы должны с вами собрать всех рыбок разбросанных по комнате и разложить их на столе большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено волшебная труба загорится, и рыбки в ней оживут.
Дети: Собрали, и пузырьковая колонна загорелась.
Упражнение: Полет
Цели: создание положительного эмоционального фона, а также снижение беспокойства и агрессивности у ребенка.
Условия для занятия: ребенок полулежат на пуфике-кресле с гранулами.
Психолог: «Смотрите на ковер (жестом указывает на панно), слушайте меня и представляйте то, что я буду говорить. Наступает ночь, на небе зажигаются маленькие и большие звездочки, которые медленно летят по небу. Представьте, что ты тоже летишь вместе со звездочками. Вам нравится лететь. Вы становитесь легкими, как перышко. Дышите легко и глубоко. Теплый ветерок обдувает лицо, руки, ноги (взрослый прикасается к называемым частям тела). Вам очень приятно. Дышите легко и глубоко. Вы становитесь веселыми и сильными. Звездочки гаснут, наступает утро. Улыбнитесь и встаньте».
Функциональное упражнение: «Невесомость».
Цель: развитие двигательного контроля, концентрации внимания, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. Дети стоят на ковре. Выполняются прыжки с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе – руки врозь.
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе.
Ноги врозь – руки врозь.
Упражнение. Релаксация «Морской отдых».
Упражнение дает возможность лучше почувствовать своё тело и создать мягкий массажный эффект обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
Дети ложатся в сухой бассейн принимает позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса и расслабляются. Включается релаксирующая музыка «Волшебные голоса природы».
Психолог: Все космонавты вспоминают любимые места на Земле.
Лягте в удобное положение, закрой глаза.
Представь себе, что ты находишься в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойным и счастливым.
Мягкие волны докатываются до твоих ног, и ты ощущаешь приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение, обдувающее все тело, лёгкого свежего ветерка, воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги.
Ты чувствуешь, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза, ты полон сил и энергии. Постарайся ощутить эти ощущение на весь день.
7. Психолог: Выходим из отсека невесомости. Проходим в « сухой душ», чтобы смыть звездную космическую пыль. Какой ты сейчас?
Дети: ( предполагаемые ответы): Я спокойный , Я уверенный и т.п.
8. Психолог: Спускаемся по космическим ступенькам. Комфортно ли тебе? Поменяешь ли местами ступеньки ( подушечки с наполнителем)?
После ступенек ребенок выходит (выползает )из люка.
Психолог.: Комическое путешествие закончилось. Поздравляю с благополучным возвращением на родную Землю.
9. Рефлексия.
Удачно ли на твой взгляд прошло космическое путешествие?
Что больше всего понравилось?
Как ты себя чувствуешь?
После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.