СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение комбинаторных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект и задания для самостоятельного изучения темы "Решение комбинаторных задач"

Просмотр содержимого документа
«Решение комбинаторных задач»

Тема урока: Решение комбинаторных задач

Комбинаторные задачи – это задачи, в которых требуется из элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, составленных по определённому правилу.

Методы решения комбинаторных задач:

  • метод перебора;

  • построение дерева возможных вариантов решений;

  • табличный метод (все условия вносятся в таблицу, в ней же выполняется решение);

  • правило умножения.

Метод перебора

Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.

Способ перебора может применяться в простых задачах, например в

таких, как эта:

Задача 1. Для своих двух книг Маша купила три разные обложки. Сколькими различными способами она может обернуть книги купленными обложками?

Решение: Для решения обозначим обложки буквами а, б, в. Составим из букв всевозможные пары: аб, ав, бв, ба, ва, вб. Всего получилось 6 способов.

Ответ: 6 способов.

Задача 2.

Сколько двузначных числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?

Решение: 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43,

44, 45, 51, 52, 53, 54, 55.

Ответ: 25 чисел.

Задача 3.

В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов, Громов и Орлов. Сколько существует возможных вариантов распределения призовых мест.

Решение:

Вариант 1: 1) Иванов, 2) Громов, 3) Орлов.

Вариант 2: 1) Иванов, 2) Орлов, 3) Громов.

Вариант 3: 1) Орлов, 2) Иванов, 3) Громов.

Вариант 4: 1) Орлов, 2) Громов, 3) Иванов.

Вариант 5: 1) Громов, 2) Орлов, 3) Иванов.

Вариант 6: 1) Громов, 2) Иванов, 3) Орлов.

Ответ: 6 вариантов.

Метод построения дерева возможных вариантов решений

Подбирая различные комбинации, можно запутаться. В этом случае приходит на помощь метод построения дерева возможных вариантов решений. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название.

Если его правильно построить, ты не упустишь ни один из возможных вариантов решения.

Рассмотрим задачу 1. Учитель попросил Олега разложить на полке 3 шара - желтый, красный, синий. Сколькими способами Олег может это сделать?

Начать можно и с желтого, и с красного, и с синего шара. Дерево вариантов будет выглядеть так:

Эта схема действительно похожа на дерево, правда, «вверх ногами» и без ствола. Каждый первый шар - это «корень» дерева, а ветви дерева - это различные варианты расположения шаров. По этой схеме несложно посчитать, что возможных комбинаций всего 6.

Ответ: 6 способов.

Схему-дерево возможных рассуждений можно располагать по-разному (корень вверху или внизу).

Табличный метод

Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.

Задача 1. Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9?

Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры.


1

3

7

9

1

11

13

17

19

3

31

33

37

39

4

41

43

47

49

6

61

63

67

69

7

71

73

77

79

8

81

83

87

89

9

91

93

97

99

Ответ: 28.

Задача 2. Маша, Оля, Вера, Ира, Андрей, Миша и Игорь готовились стать ведущими на Новогоднем празднике. Назовите возможные варианты, если ведущими могут быть только одна девочка и один мальчик.

Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - имена девочек, вверху первая строка - имена мальчиков.


Андрей

Миша

Игорь

Маша

Маша – Андрей

Маша – Миша

Маша – Игорь

Оля

Оля – Андрей

Оля – Миша

Оля – Игорь

Вера

Вера – Андрей

Вера – Миша

Вера – Игорь

Ира

Ира – Андрей

Ира – Миша

Ира – Игорь

Ответ: Все возможные варианты перечисляются в строках и столбцах таблицы. Всего 12 вариантов.

Задача 3. В школьной столовой приготовили на завтрак плов (П), кашу (К), блины (Б), а из напитков – сок (С), чай (Ч) и молоко (М). сколько различных вариантов завтрака можно составить?


П

К

Б

С

СП

СК

СБ

Ч

ЧП

ЧК

ЧБ

М

МП

МК

МБ

Ответ: 9 вариантов.

Правило умножения

Применяется для нахождения числа всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, перемножив число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В.

Задача.

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 1, 2, 5, 8 используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

Решение:

Первую цифру выбираем четырьмя способами (1, 2, 5, 8), вторую цифру можно выбрать тремя способами, и на выбор третьей цифры остается два способа. Количество искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2 = 24.

Ответ: 24.

ЗАДАНИЕ:

  1. Просмотрите презентацию по теме урока.

  2. Изучите данный теоретический материал и сделайте краткий опорный конспект по теме урока.

  3. Решите задания по теме урока.

  1. В финальном забеге на 100 м участвуют Смирнов, Петров и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест. (Решить, используя табличный метод)

  2. В столовой предлагают два первых блюда: щи и борщ; три вторых блюда: рыба, гуляш и плов; два третьих: компот и чай. Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.

  3. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 1, 2, 5, 8 используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

(Решить по правилу умножения)

ОТЧЕТ:

  1. Опорный конспект.

  2. Решение заданий из п.3