МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 Г. ОРЛА
Урок в 8 классе по теме:
«Решение линейных неравенств»
Учитель: Чубова С.А.
2019-2020 учебный год
Тема: Решение линейных неравенств
Класс: 8
Цель урока:
Продолжить формирование знаний о неравенствах с одной переменной, о том, что является решением неравенства с одной переменной. Закрепить знания о равносильных неравенствах, о свойствах, применяемых при решении неравенств с одной переменной.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить понятие неравенства, алгоритм решения неравенства с одной переменной;
закрепить свойства, использующиеся при решении неравенств с одной переменной; графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка.
Развивающие:
Развивать логическое мышление при установлении связи графического изображения множества решений системы линейных неравенств и записи решения с помощью числового промежутка;
Воспитательные:
Воспитывать познавательную активность учащихся;
Воспитывать творческую, всесторонне-развитую личность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетради для самостоятельных работ, презентация к уроку, оценочные листы, учебники.
Ход урока:
Организационный. (Мотивационный)
Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы продолжим урок по теме «Неравенства». Мы постоянно сталкиваемся с неравенствами в жизни. Мы часто в жизни сравниваем. С самого детства, когда слышим вопрос: «Кого ты больше любишь?» Больше - вот оно первое неравенство.
Учитель. Итак, всё в жизни мы познаем в сравнении. Понятиями сравнения, неравенства пользовались уже древние греки. Приведите примеры.
Рассказ одного из учеников Ученик. Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа
…..
ученик: Ряд сравнений приводит в своём трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического.
Учитель: Однако все эти рассуждения древние учёные проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию.
Учитель . Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. А кто впервые предложил знаковую систему при решении неравенств ?
Ученик . В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые и поныне.
Символы и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром.
Учитель. Таким образом, самые простейшие неравенства мы встречаем буквально с младенчества. А потом мы приходим к неравенствам, которые можно уже выразить числами. Почти тем, которые вы решаете на уроках алгебры.
2.Закрепление изученного материала. (Формирование умений и навыков)
Учитель. Итак, чтобы научиться решать неравенства выясним сначала: что является решением неравенства, и какие свойства используются при его решении. А для начала повторим определение неравенства.
Ученики:
Неравенство – это два числа или выражения, соединенные одним из знаков: (больше),
- Что мы называем линейным неравенством?
Линейное неравенство – это неравенство вида ax + b 0 (или ax + b , где а и b – любые числа, причем а ≠ 0.
- Решением неравенства?
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Например, х + 5 Подставив вместо х значение 1, получим 1+ 5 верное числовое неравенство. Значит, х = 1 –решение данного неравенства.
- Что значит, решить неравенство?
Решить неравенство – это значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
- При решении неравенств используют следующие свойства:
Давайте их назовем:
Ученик:
1. Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.
2. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство; если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.
На доске слайд: Свойства числовых неравенств:
Если а b и b c, то а с.
Если а b, то а + с b + с.
Если а b и m 0, то аm bm;
Если а b и m am bm.
Если а b и с d, то a + c b + d.
Если а b и с d, то ac bd, где а, b, c, d – положительные числа.
Если а b, а и b – неотрицательные числа, то aⁿ bⁿ , n – любое натуральное число.
Давайте рассмотрим алгоритм решения числовых неравенств на примере.
Решить неравенство, с комментарием у доски: 5∙(х – 3) 2х -3
Алгоритм решения линейных неравенств: | Пример: Решить неравенство: 5∙(х – 3) 2х -3 |
Раскрыть скобки: Перенести все слагаемые с х влево, а числа вправо, меняя при этом знак на противоположный: Привести подобные слагаемые: 4. Разделить обе части неравенства на число, стоящее перед х (если это число положительное, то знак неравенства не меняется; если это число отрицательное, то знак неравенства меняется на противоположный): 5 Перейти от аналитической модели х 4 к геометрической модели: Указать множество решений данного неравенства, записав ответ: в виде числового промежутка. | 5х – 15 2х -3 5х – 2х -3 + 15 3х 12 3х 12 / (:3) х 4 Х 4 Ответ: (4; + ∞ ) |
(отработка навыков решения линейных неравенств)
Стратегия «Зигзаг»: (в группе по 5 человек, 5 групп) (отработка навыков решения линейных уравнений: каждый ученик получает свое неравенство, решает, применяя алгоритм решения линейного неравенства, затем обсуждение в группах и объяснение другим ученикам).
1. Попытка решить самому!!! 5 мин
Задание: Решить неравенство и изобразить множество его решений на координатной прямой.
№ 1 17 – х 2∙(5 – 3х)
№ 2 2∙(32 – 3х) ≥ 1- х
№ 3 8 + 5х ≤ 3∙(7 + 2х)
№ 4 2∙(0,1х – 1)
№ 5 5х + 2 ≤ 1 – 3∙(х + 2)
2. Разбор задания в группе. 5 мин
Переходят в экспертные группы с одинаковым заданием. Обсуждают решения, консультируют друг друга и исправляют свои ошибки, если они есть. Необходимо, чтобы каждый понял решение своего неравенства.
Учитель выступает в роли консультанта.
(Ученик сам – группа учеников --- учитель)
3. Взаимообучение. 5-7 мин Ученики возвращаются на свои места и рассказывают ход решения своего неравенства по очереди другим, идет запись в тетрадь неравенств.
Задача группы: чтобы каждый овладел алгоритмом решения линейных неравенств.
После того, как ученики готовы идет самопроверка нескольких уравнений через ИКТ, нескольких у доски.
Обсуждение (беседа): Кто верно выполнил решение всех неравенств («один за всех и все за одного») поднимите руку? Кто допустил ошибки? Где и почему?
Если позволит время: для тех, кто не ошибся решить (или в качестве домашнего задания) творческое задание (одно на выбор) и сделать к нему соответствующий вывод:
1) 2(х + 8) – 5х
2) х + 2х – 1 2х – 1
3 5 15
3) При каких значениях х двучлен 5х – 7 принимает положительные значения?
4 этап. Подведение итогов.
Ребята! Чем мы на уроке занимались? Чему учились?
Давайте вспомним: Что значит решить неравенство? Чем мы будем пользоваться при решении неравенства?
Ребята! Как вы думаете, кто сегодня отличился на уроке? (оценивают себя сами)
5этап. Домашнее задание. П.34