Тема «Решение логарифмических уравнений»
Цель урока: повторить понятие и свойства логарифма; изучить способы решения логарифмических уравнений и закрепить их при выполнении упражнений.
Задачи:
- обучающие: повторить определение и основные свойства логарифмов, уметь применять их в вычислении логарифмов, в решении логарифмических уравнений;
-развивающие: формировать умение решать логарифмические уравнения;
-воспитательные: воспитывать настойчивость, самостоятельность; прививать интерес к предмету, мотивировать учащихся к получению новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Номер урока: 1
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Математика не только формулы,
графики, но и логическое объяснение
многих явлений, происходящих вокруг нас.
Иоганн Вольфганг Гёте
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся и кабинета к занятию.
Мотивация учащихся к пр-й деятельности
Устная работа.
Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции:
- Ребята ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ НА ПРЕДЕДУЩИХ УРОКАХ по математике??
I. Разминка по теории:
Дайте определение логарифма.
Логарифм положительного числа впо основанию а(
) — это показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить в.
( b 0, a 0, а≠ 1).
Актуализация прежних знаний.
Логарифмическая функция у = logax определена при любом х. (-)
Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел. (-)
Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел. ( +)
Функция у = logax (при основании большем 1) – возрастающая.( +)
Функция у = logax при положительном, но меньшем единицы основании, - возрастающая. (-)
График функции у = logax пересекается с осью Ох. ( + )
График логарифмической функции всегда пересекает Ох в точке (1; 0). ( + )
Существует логарифм отрицательного числа. (-)
Существует логарифм дробного положительного числа.( + )
График логарифмической функции проходит через точку (0; 0). (-)
Вычислить:
log216 = lоg3 √3 = log71 = | log814 + log832/7 = 5 log5 49= |
Объяснение новой темы урока
Найдите х:
а) log3 x = 4 (х=81)
(x = 2 )
(x = 1/25 )
(x = 5 )
Как иначе сформулировать данное задание? (решите уравнение)
Уравнением называется равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.
2. Решить уравнение – значит найти его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.
3. Корнем уравнения называется значение переменной, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Сегодня мы с вами вернемся в мир удивительный и прекрасный – в мир математических уравнений.
Мне приходилось делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.
Альберт Эйнштейн
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
И мы сегодня урок посвятим решению логарифмических уравнений.
Нашей задачей с вами будет
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим.
Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение
.
Прежде чем рассмотреть методы решения логарифмических уравнений повторим свойства логарифмов.
Способы решения логарифмических уравнений:
Решение уравнений на основании определения логарифма
Метод потенцирования
Уравнения, решаемые с помощью применения свойств логарифмических функций или сворачивание в один логарифм.
Метод введение новой переменной(приведение уравнения к квадратному уравнению)
- Ребята сегодня мы на уроке рассмотрим эти методы решения логарифмических уравнений.
Метод решения уравнений на основе определения логарифма.
Общий вид такого уравнения
. Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением
.
На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых:
по данным основаниям и числу определяется логарифм,
по данному логарифму и основанию определяется число,
по данному числу и логарифму определяется основание.
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 |
    Ответ: 7 |      Ответ: 8 |     Ответ: 3 |
Решим по правилу пример:




2 . Метод потенцирования.
Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их т.е.
, то
, при условии, что .
Пример:
Решите уравнение
  2 – неверно Ответ: решений нет | ОДЗ:  |
3. Метод решения Уравнений, с помощью применения свойств логарифмических функций или сворачивание в один логарифм.

ОДЗ
(х+1)(х+3) =3


х (х +4) = 0
х = 0 или х + 4 = 0
х = - 4 ø
Ответ: х = 0
4.Метод введения новой переменной(приведение уравнения к квадратному или к линейному)
, х 0
1)
2)
= - 1
Д = 1+ 8 = 9 х = 25 х = 1/5



Ответ: х = 25 ;х = 1/5
** Группируем (Общий вид, метод решения и уравнения)
Алгоритм решения Логарифмических уравнений
Найти область допустимых значений
Решить уравнение выбрав метод решения логарифмического уравнения
Проверить найденные корни непосредственной подстановкой в исходное уравнение, или выяснить удовлетворяют ли эти корни условиям ОДЗ.
Закрепление материала.
Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться Имя ученого который впервые открыл ЛОГАРИФМЫ.
Обращаю ваше внимание,
что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.
1.
(-1,-3) н
2.
(х=3) е
3.
(х=-5) п
4. (х=3) е
5.
(х=-15) р
Парная работа
( 2 задания из 1 уровня; 1 задание из 2 уровня; и 1 задание из 3 уровня)
Разноуровневые задания (на скорость)
1 уровень
log3 x= 4
log2 x= -6
logx 64 = 6
- logx64 = 3
2 logx8 - 3 = 0


log3 (2х - 1) = log 3 27
log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
log 2 х = - log 2 (6х - 1)
4 + log 3(3-х) = log 3 (135-27х)
Продолжите фразу:
-
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”
-
На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и красного цвета.
Оцените себя за деятельность на уроке.
3-гол цвет,
4- желтый,
5 – красный
-
-
Домашняя работа
№ 337 (3 , 4); № 340.
-
Творческое задание: составить презентацию на
Тему « Значение логарифмов в нашей жизни»
-
-
В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
-
Так сказал американский математик Морис Клайн.
-
ЗНАЧИТЬ МАТЕМАТИКА ВАЖНА……..
Не переставайте учить математику.
Найдите в ее сложности ее красоту.