Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация | 1.Приветствиует обучающихся. - Добрый день! Рада вас видеть! «Приобретать знания - это храбрость. Приумножать знания - это мудрость. А умело применять - великое искусство.» 2. Проверяет подготовленность к учебному занятию, организация внимания детей | 1.Приветствуют учителя 2.Оценивают готовность рабочего места | Личностные: эмоциональны настрой на урок Регулятивные: самоконтроль |
Актуализация | Опрос по ранее пройденному материалу: - Что такое квадратное уравнение? - Какие виды квадратных уравнений вы знаете? - Какие способы решения квадратных уравнений вам известны? Организует опрос обучающихся приемом «Работа с таблицей» - Давайте проверим с помощью теста, на сколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Даны уравнения – напротив каждой колонки выставите плюс, если оно принадлежит к данному виду Организует проверку домашнего задания - Ребята, дома вы решали квадратные уравнения. х² + 3х = 0 х² + 7 = 0 х² - 4 = 0 х² + 8х + 16 = 0 х² + 8х + 9 = 0 3 х² - 4х + 1 = 0 | Отвечают на вопросы, работают с таблицей, проверяют выполненные задания | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками |
Выявление места и причины затруднения | Организует диалог с целью выяснения причин возникших затруднений при решении уравнений в домашнем задании - Какие способы использовали? (решение неполных квадратных уравнений различного вида, способ разложение на множители методом выделения полного квадрата двучлена, метод группировки) - Какое уравнение вызывало затруднение? - Почему? | Фиксируют возникшие затруднения - При решении 6-го уравнения трудно выделить полный квадрат, сложно применить способ группировки. | Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации; самоконтроль знаний Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации из учебника, постановка и формулирование проблемы; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Планирование | -Решать полные квадратные уравнения рассмотренными нами методами сложно и долго, или не всегда получаем точный результат -Есть необходимость найти другой способ решения? (Да). -Тогда давайте определимся с темой урока. Какой главный вопрос поставим? - Какова цель нашего урока? | Формулируют тему урока - Решение полных квадратных уравнений Определяют цель урока - Получить новый способ решения полных квадратных уравнений. Употреблять данные знания на практике. |
Реализация плана | 1) Предлагает выполнить задание a x2 + b x + c = 0 можно получить так: перенесите c в правую часть a x2 + b x = - c умножьте уравнение на 4a (2a x)2 + 4a b x = - 4a c добавьте b2 к обоим частям (2a x)2 + 4a b x + b2 = b2 - 4a c в левой части выделите полный квадрат (2a x + b)2 = b2 - 4a c извлеките квадратный корень 2a x + b = ± √b2 - 4a c перенесите b в правую часть 2a x = - b ± √b2 - 4a c разделите уравнение на 2a Обозначьте D называют дискриминантом квадратного уравнения Выясните, сколько корней может иметь квадратное уравнение в зависимости от знака дискриминанта и составьте кластер, используя ключевые слова «квадратные уравнения» 2) Организует систематизацию знаний при заполнении алгоритма решения квадратного уравнения. 3) Оформляет решение уравнения 3 х² - 4х + 1 = 0 на доске. 4) Предлагает выполнить решение уравнений: | Ученики выполняют задание 1.Работают с текстом учебника, заполняют кластер 2.Делают выводы 3.Определяют, какая цель достигнута, что необходимо выяснить по данной теме Записывают алгоритм на карточку. Решают уравнение 3 х² - 4х + 1 = 0 по алгоритму. Выполняют решение на доске по желанию. | Познавательные: применяют знания при выводе формулы квадратных уравнений Коммуникативные: Строят рассуждения при работе с текстом Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
Физкультминутка | Ребята! Мы сейчас проведем физкультминутку, мы хорошо с вами поработали – пришло время отдохнуть. Коль писать мешает нос, Значит, это сколиоз Вас сгибает над тетрадкой, Позвоночник не в порядке. Мы ему сейчас поможем: Руки за голову сложим, Повороты влево – вправо, И наклоны влево – вправо, Ручки к солнцу потянулись, Мы назад ещё прогнулись, Повращаем мы плечами, Чтоб они не подкачали. Улыбнулись всем, кто рядом. Вот! Уже другой порядок! А теперь повыше нос: Нам не страшен сколиоз. Сядем ровно, ручки – в руки, Продолжаем путь к науке! | Ученики повторяют действия за учителем | |
Первичное закрепление | Организует первичное закрепление с помощью приема «Зигзаг»: Работа в группах по 4 человека: Первые номера – первый пример карточки. Вторые номера – второй пример карточки. Третьи номера – третий пример карточки. Четвертые номера – четвертый пример карточки. | Работают в 4 –ках, решают уравнения по принципу «Зигзаг», проверяют правильность решения по образцу. Результат выставляют в «Лист самоконтроля». | Познавательные: применяют знания при решении квадратных уравнений Регулятивные: организация своей учебной деятельности. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предлагает выполнить самостоятельную работу. Решив задания 1 варианта, ребята отгадают фамилию знаменитого французского ученого, который впервые установил зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения (Виета) 2 варианта - английского математика который ввёл термин "дискриминант» (Джозеф) Организует и контролирует процесс решения, взаимопроверку и самооценку. | Самостоятельно работают над заданиями. Обучающиеся осуществляют взаимопроверку, оценивают работу, озвучивают фамилии ученых. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: чувство собственного достоинства. |
Включение в систему знаний и повторение | Предлагает выполнить работу по учебнику № 656 (5,7,9) № 670 (1) (для сильных учащихся | Решают у доски | Личностные: объясняют сами себе «что я могу» Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия | Предлагает вопросы Вернемся к началу нашего урока. - Верно ли, что приобретать знания – это храбрость? - На каком этапе урока это проявлялось? - Приумножать знания – это мудрость? - А умело применять знания – это здорово? 1.Какую ставили цель? Удалось решить поставленную цель? Где можно применить новые знания? Какой вид работы понравился? | Отвечают на вопросы | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности; Регулятивные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Познавательные:рефлексия способов и условий действия |
Домашнее задание | Информирует о домашнем задании 1) П.20 учебника. Выучить формулу дискриминанта, правило о количестве корней квадратного уравнения, формулу корней квадратного уравнения. 2) № 658(1,3), 660(1,3), 671(1) 3) Оформить красочно решение исторической задачи (по желанию): Обезьянок резвых стая Всласть поевши, развлекалась, Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А 12 по лианам… Стали прыгать, повисая. Сколько было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае? | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы учителю. Прощаются с учителем. | Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы; Познавательные: добывать новые знания из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, сопоставлять и отбирать информацию из различных источников Коммуникативные:инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации |
Актуализация опорных знаний.
3х² - 5х – 2 = 0.
D = (-5) ² - 4· 3·(-2) = 25 + 24 = 49.
х² - 6х + 5 = 0.
D = (-6 ) ² - 4· 1·5 = 36 – 20 = 16.