Тема | «Решение задач с помощью пропорций» |
Класс | 6 |
Цель урока | сформировать способность к составлению пропорций при решении задач |
Задачи урока | - развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать материал; - способствовать развитию коммуникабельности; - формировать способность к сотрудничеству при работе в паре, группе. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты | Предметные результаты: знать и понимать смысл понятий: отношения, пропорция, крайний и средний член пропорции, прямая и обратная пропорциональная зависимость, уметь находить неизвестный член пропорции, анализировать условие задачи и выявлять тип задач, применять полученные знания на других уроках. Метапредметные результаты: Познавательные: способность понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, планировать и корректировать свою деятельность; Коммуникативные: уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог. Личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность. |
Ресурсы: -основные - дополнительные | Учебник: Математика 6 класс Зубарева И.И., Мордкович А.Г., Презентация к уроку; листы с заданием для работы в парах, в группах; таблица с алгоритмом «Решение задач с помощью пропорций». |
Организация | Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, в группах. |
Аннотация | Данный урок проведён во 6 классе. Тип урока - изучение новой темы. Урок с презентацией. Содержит интересный и познавательный материал по теме. В ходе урока используются различные методы и приёмы для формирования УУД. Используемые технологии: проблемного обучения, критического мышления, ИКТ. Используемые методы: -По источникам знаний: словесные, наглядные. -По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, эвристическая беседа. -Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию. -Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирующие УУД |
1 этап. Эмоциональный настрой Цель: настроить на работу | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя. | - Здравствуйте, ребята! Давайте подарим свои добрые улыбки и порадуем всех активной работой. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 этап. Организационный момент Цель: -Проверка готовности обучающихся | Проверяет готовность к уроку, организует внимание детей, предлагает правила работы на уроке. Говорит учащимся высказывание Маршака С. Я. | Уточняют, принимают правила работы на уроке. Распределяют роли в группах. | Слайд 2 | Коммуникативные: распределение обязанностей в группе; Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: нравственно-этическая ориентация. |
3 этап. Актуализация опорных знаний | Организует работу учащихся, задает им вопросы. | -Вспоминают крайние и средние члены пропорции, проговаривают правило нахождения неизвестного члена пропорции.. | Устные упражнения. Слайды 3, 4 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Познавательные: определение основной и второстепенной информации, анализ объектов с целью выделения признаков. |
4 этап. Целеполагание и мотивация | Предлагает решить задачу любым известным способом. Работают фронтально. Отвечают на вопросы. Подводит детей к формулировке темы урока | - Предлагают традиционный способ решения. - Различные варианты ответов. Предполагаемые ответы. - Да. В задаче присутствует прямо пропорциональная зависимость: во сколько раз увеличится число юбок, во столько же раз увеличится и количество метров. Т.е. юбок увеличить в … - Через х, или любой другой буквой. 4 юбки - 7,2 м 6 юбок - ? 4/6=7,2/х х=6*7,2/4=10,8 (м.) - Решение задач с помощью пропорций (записали в тетрадях). - Научиться решать задачи с помощью пропорций. | Задача Слайд 5 1) 7,2/4=1,8м – на 1 юбку 2) 1,8*6=10,8м – на 6 шт. Ответ: 10,8 м. - Можно ли решить эту задачу другим способом? - Что можно заметить? - Можно ли составить отношение? 1) 6/4=1,5 раза, значит 2) 7,2/1,5=10,8 м. -Как лучше обозначить неизвестную величину? - Какое получим соотношение? - Решаем уравнение -Какова тема нашего урока? (Учитель записывает на доске) Слайд 6 | Регулятивные: целеполагание Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение - формулирование цели Коммуникативные: взаимодействие с учителем и учащимися во время фронтальной беседы |
5 этап. Усвоение новых знаний | Работа в группах по 4 человека на рабочих листах (по 1 из группы зачитывают) Выявляют проблему, выдвигают предположения, формулируют алгоритм решения задач с помощью пропорций Выполняют в тетради | - Пробуют решать, у многих возникает проблема. -Нет алгоритма решения задач. - Алгоритм решения. - Составление алгоритма решения задач с помощью пропорций. - Обсуждение предложенных алгоритмов и выбор оптимального алгоритма. -Решение задачи, предложенной выше. | - Задача: Слайд 7 (решаем самостоятельно) - В чем возникла сложность? - Что нужно знать, чтобы быстро решать такие задачи? - Какова задача нашего урока? - Составляем алгоритм Слайд 8. | Коммуникативные: постановка вопросов, поиск и оценка альтернативных способов решения. Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы, построения логической цепи рассуждения. |
6 этап. Динамическая пауза | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Выполняют предложенные упражнения, тем самым меняют вид деятельности и восстанавливают силы. | Физкультминутка - Быстро встали, улыбнулись, Выше- выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, А теперь, друзья, садитесь! | Коммуникативные: дружное выполнение зарядки Регулятивные: самоконтроль своих действий. |
7 этап. Первичное закрепление | Выполняют письменное задание в тетради и сравнивают решение с учебником. Подсказывает ученикам, помогает им при возникновении вопросов. | - С места, комментируя решения по пунктам. | Слайд 9. - Решаем задачу по алгоритму № 1052, №1055. Для повторения №1066(а) Слайд 10 | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи, умение структурировать знания. |
8 этап. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа (2 варианта) с самопроверкой по эталону. Организует работу по парам. Слайд 11, 12. | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
9 этап. Подведение итогов Цель: - подвести итог проделанной работе на уроке | Отвечают на вопросы учителя. | - Решение задач с помощью пропорций. - Формулировка алгоритма. | -Что мы изучали сегодня на уроке? - Сформулируйте алгоритм решения задач на пропорции. -Оценить отдельных учащихся | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения. |
10 этап. Рефлексия Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Слайд 13. | Выбирают фразу подходящего смысла, как конечный результат своей работы на уроке. | Закончите фразу: Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился … У меня получилось… Я смог… Я попробую… | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
11 этап. Домашнее задание | Даёт комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание в дневниках. | № 1057, 1062, 1066(б) | |
Итог | | | - Наш урок закончился, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет правильно и быстро решать задачи. Спасибо за урок. | |