Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока, уроком он и заканчивается. Как мы понимаем слово урок? Урок – это работа, заданная для выполнения в определенный срок, учебный час или иной промежуток времен, установленный для проведения учебного занятия.(по толковому словарю Ефремовой. Как бы не вводилось много нового, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. За учителем – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Только на уроке учитель и ученик встречаются взглядами, когда радостными, когда огорченными. Учитель может прочитать ответ на свой вопрос именно в глазах ученика.
Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
В настоящее время все же большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов.
В данный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Осмысление ресурсов современного урока педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества.
Все инновации в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что урок учащемуся приносит и радость, и пользу, и знания. и живое общение. И, наверное, именно на уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?
Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Урок – прежде всего это:
Урок есть открытие нового, закрепление изученного в совместной деятельности учащегося и учителя;
Урок это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; И все же, каковы ресурсы современного урока?
Современный урок проводится при помощи наглядных и технических средств обучения. С ними урок становится разнообразнее, богаче, интереснее, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.
Конечно, на первом месте здоровьесберегающие и развивающие технологии. Потому что весь урок не может быть построен только на показе фильма. Затем следует проектирование образовательной среды, урока с использованием современных педагогических технологий обучения. Нельзя не обратить внимание на проектирование комфортной адаптивной среды : необходимо учащимся на уроке дать больше свободы, раскрепощения, творчества. На каждом уроке русского языка необходимо выделять время на развитие речи: устный рассказ по картине, мини-сочинение, пересказ небольшого текста и т.д.
ГЛАВНЫЙ РЕСУРС УРОКА – САМ УЧИТЕЛЬ
Контрольно-измерительные материалы, учебно-методические и информационные ресурсы – это главные компоненты школьного образования, которые обеспечивают результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковые пособия и цифровые образовательные ресурсы. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д.
Использование компьютера на уроке на сегодняшний день является необходимостью, это веление времени. Но никак не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке.
МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Хорошая организация урока усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, дополнительную литературу, выполнять упражнения. Чем и как учитель должен заинтересовать учащегося на уроке? Хвалить, ставить только хорошие оценки? Нет, по моему мнению, учитель, прежде всего должен так построить свой урок, чтобы учащемуся было и интересно, и самому искать дополнительные знания по предмету. Для решения этой проблемы можно еще раз обратиться к технологическим ресурсам.
В современной системе обучения учитель использует разные типы урока: Каждый урок должен начинаться с закрепления знаний. Это могут быть: вопросо-ответная беседа, фронтальный опрос, вопросы, подготовленные учениками заранее. Особо следует обратить внимание уроку комплексного применения знаний и умений, где учащиеся, выполняя определенные задания, опираются на уже полученные знания. После изучения определенной темы необходимо проводить урок обобщения и систематизации знаний и умений. Для чего это нужно? Чтобы систематизировать полученные на уроках знания, для дальнейшей подготовки к ЕГЭ. Такие уроки можно проводить в группах, в парах. Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
Также необходим урок контроля ,оценки и коррекции знаний и умений. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
В практике работы учителя имеют особое место модели нетрадиционных уроков.
Высокоэффективными в нашей школе являются такие формы урока, как:
конкурсы;
путешествия;
интегрированные уроки;
Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:
Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.
Креативность и любознательность
Критическое и системное мышление
Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который не старался бы приготовить урок интересным, полезным и, конечно, вкусным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет, переживай за судьбу каждого ученика, учи внешним видом, делом и словом.