СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление и показ мастер-класса на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности»

Реализация экологического воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы и протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.

Огромную роль в экологическом образовании играют уроки русского языка и литературы, на которых, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы по экологическому воспитанию детей, которым я могу поделиться.

Этому способствуют, несомненно, уроки литературы.

Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы. Например, обычная пестушка – обращение к водичке - учит детей и личной гигиене:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! [2]

Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.

Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.

На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.

На основе курса школьной программы по литературе можно составить внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе, которые побуждают юных читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.

Воспитанию морально-этического отношения к природе способствуют уроки развития речи в форме семинаров, диспутов, конференций, а также сочинения школьников.

Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.

Думаю, что экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному селу, в конечном счете – к Родине.

Задания на основе фактических современных научных данных позволяют осуществлять реальную экологизацию обучения и повысить интерес к предмету. Например, при изучении правописания суффиксов на уроках русского языка выполняем задание:

Спишите, вставляя буквы. Обозначьте орфограммы.

В 2008 году постро…н плавучий «солнечный остров», вырабат…вающий электрическую энергию

Даю тексты для диктантов, изложений, сочинений на экологические темы.

На уроках русского языка должна проводиться работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тематические группы слов, в том числе и из предметной области "Экология", расширят лингвистические представления учащихся.

В 5 классе: атмосфера, горизонт, флора, фауна, гербарий, пейзаж, обитатель и др.

В курсе русского языка необходимо использовать задания по конструированию текста: расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Кроме этого, на уроках русского языка использую дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают осмысление и свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе. Используя упражнения на основе текстов известных авторов почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.

Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 5 классе. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание: Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет.

Примерный список проблем:

-Несанкционированные свалки бытовых отходов.

-Состояние водоемов.

-Бездомные животные.

-Низкая культура людей.

Затем учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды.

Результаты работы.

Духовный мир моих учеников постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологические знания должны формироваться не только в ходе учебной деятельности, но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время.

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе, селе.

Проводятся туристические походы, экскурсии, экологические акции, например, «Покормите птиц зимой», ведется разъяснительная работа с населением о необходимости поддержания порядка, чистоты на территории, прилегающей к дому, разведения цветов, насаждения деревьев, кустарников, в ежегодных акциях «Чистый берег», «Чистый посёлок», «Неделя защиты окружающей среды» принимают участие все учащиеся школы. В эти дни ребята улучшают природную среду села: приводят в порядок территорию школы, озеленяют цветами клумбы школы, сажают деревья в парковой зоне, участвуют в экологических акциях.

Классные руководители проводят лекции, беседы: «Час здоровья», «Будь природе другом», просмотр видеофильмов, презентаций: «Красная книга Саратовской области» и др. Активное участие обучающиеся принимают в конкурсах рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, листовок, конкурсов чтецов и поделок.

В каждом классе проводятся экологические мероприятия типа КВН о цветах, Птичий КВН, игра: «Что? Где? Когда?», экологические викторины («Охраняемые растения области», «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные»), деловые и ролевые игры («Земля - наш дом», агитбригады «Наркомания – знак беды»).

Коллаж в технике «Терра»»

Цель занятия: изучение технологии создания коллажа в технике «терра».

Задачи:

1.Освоить приемы и навыки работы в технике «террра», изучить алгоритм создания коллажа в данной технике.

2.Мотивировать интерес педагогов к дальнейшему изучению и преподаванию в собственных студиях и кружках коллажных технологий и коллажной техники «терра».

3.Продемонстрировать одну из оптимальных моделей занятия по изучению сложных флористических технологий, используя разнообразные обучающие методы.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Вид занятия: учебное занятие в мастерской с элементами творческого эксперимента.

Форма организации: мастер-класс.

Методы обучения: лекция-диалог, обсуждение изучаемого материала (беседа с обучаемыми), интерактивная и практическая демонстрации, упражнение( практическое закрепление полученных знаний и навыков одним из обучаемых--младшим помощника).

Инструменты: емкость для замеса раствора, сосуд для воды, шпатель, резиновые перчатки, палитра для красок, кисти, ножницы, секатор. Могут понадобится шило, флористическая проволока, скрепки, плоскогубцы.  
Материалы: ПВА, вода, белая шпаклевка или акриловая штукатурка, лист двп, гуашь или акриловые красители, аэрозольные краски, песок, мелкие камушки, сухой объемный природный материал, флористическая фурнитура и аксессуары, текстильные и бумажные элементы. Оборудование: рабочий стол с местом для демонстрации, ноутбук\планшет.

Дидактический и наглядный материал: заготовка образца коллажа в технике «терра», фотоматериалы по данной теме, учебное пособие Т.Кудряшовой « Великолепные украшения для дома в технике "терра."

План занятия.

1.Огранизация группы. Знакомство педагогов.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Изучение теоретических сведений. Просмотр фотоотчетов мастер-классов по темам: «коллаж в технике «терра» :«Природа в рамках», « коллаж в технике «терра» для начинающих».

4.Практическая часть.

5.Закрепление изученного. Мини мастер-класс от младшего помощника.

6.Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организация группы.

Рабочий стол подготовлен. Материалы, инструменты, наглядные пособия предоставлены. Даются краткие инструкции о сборе природного материала, его хранении, использовании неприродных материалов и инструментов.

2.Актуализация опорных знаний.

Педагог кратко рассказывают о своих программных занятиях по теме «коллаж». В процессе беседы выявляется уровень знаний и подготовки, технические возможности для работы в различных коллажных техниках, приемы работы с природными материалами и технологии ( папье-маше, аппликация, основы изобразительного искусства; техники оклеивания, плетения …) .

Преподаватель показывает различные способы обработки природного материала: воскирование, глициринивание, шкурение, высушивание под прессом и объемное высушивание в сухом наполнителе…

3.Теоретическая часть.

Подготовка к усвоению нового материала.

Вступительное слово педагога.

Листья, плоды, ветви, ягоды и другие природные элементы флористического коллажа несут неповторимую энергетику и создают ощущение гармонии. Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.  Большое значение в коллажах "терра" отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки. 

Нам кажется, что техника эта новая, но корнями своими она уходит в далекие времена. Те же приемы, что используем мы, работая в этой технике, использовали штукатуры да и просто народные умельцы. Вспомните, как добавляли камушки и песок в штукатурку ради создания красивой фактуры стены, вдавливали раковины и стеклышки в не застывший цементный раствор, оставляли отпечатки рук в гипсе.Все это и множество других приемов сформировали оригинальную технику «терра». Вниманию педагогов предлагаются примеры коллажей в технике «терра», выполненные российскими флористами. Вот некоторые из них.

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, составляющие раствора (ПВА, шпаклевка или акриловая готовая штукатурка, песок и мелкие камушки) сосуд для воды, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения красок, кисти для нанесения краски.

В работе могут понадобиться шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется, придется использовать различный материал, выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве…Ученики используют самые разнообразные, подчас неожиданные вещи. Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую. Из красок наиболее подходит гуашь. 
В коллаж встраивать можно только сухие растения и неприродные плотные материалы. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку. Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди - привязываются тонкой флористической проволокой или приклеиваются к основе на клеевой пистолет.

Этапы работы.

Сначала создается фон .В качестве основы используется не ткань, не бумага и не стекло, а лист достаточно тяжелого строительного материала (оргалит, фанера, ДВП и т. п.). На него наносится рабочий раствор: смешивается ПВА, штукатурка белая и песок( примерно 50:50) и вода, доводится до состояния жидкой сметаны. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким. Техника «терра» использует для грунта коллажа ракушки, песок, землю и камушки. Новичкам лучше использовать для грунтовой основы шпаклевку, поскольку гипс выделяет сильный неприятный запах, очень быстро сохнет и требует определенного навыка и мастерства. Грунтовой раствор сильно сушит кожу рук – используем для работы с ним тонкие медицинские перчатки.

Затем вводится материал. Особенность распределения дополнительного материала в коллажах "терра" заключается в том, что он как бы "вмазывается" в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются и коллаж сохнет.

По высыханию, обычно через сутки, элементы коллажа  окрашивают, тонируют, вводят дополнительные материалы. Затем все покрывается слоем бесцветного лака или слоем ПВА.

По окончанию объяснения делятся своими размышлениями о технологических особенностях. Каждый предлагает свои варианты и приемы работы с природным материалом.

Экологическое воспитание подрастающего поколения сегодня стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления экологического кризиса - эти вопросы являются обязательной составляющей школьного экологического образования. Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя.






Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.