Реализация ИОМ через внеурочную деятельность
1. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Обеспечение в школе реализации ИОМ учащихся - это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. 2. Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативной. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются: спортивно-оздоровительная деятельность, художественно – эстетическая деятельность, научно – познавательная деятельность, военно-патриотическая деятельность, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности
Разовые | Разовые и системны | Системные |
Конкурсы, викторины, олимпиады Конференции Тематические праздники Выставки, предметные декады | Экскурсии Литературно-музыкальные композиции Выпуск газет | Проектная деятельность Исследовательская деятельность Кружки |
3. Диагностика Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. Образовательная система «Школа 2100» занимается решением данной проблемы и предлагает диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личностное развитие. Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ); - увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Анализ результатов диагностики (опроса, тестирования) позволил определить приоритеты и темпы развития ученика, уровни его возможностей и выбрать направление внеурочной деятельности в классе. 1 этап: Диагностика (наблюдения, тесты, срезы…) Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования Проверочная работа № 1, вариант 1 (29 баллов)
№ п/п | ФИ ученика | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Личностные результаты | Кол-во баллов | Уровень результатов |
1- 3б | 2-3б | 3-1б | 4-1б | 5-3б | 6-3б | 7-3б | 8-3б | 9-4б | 10-3б Оценка поступков | 11-2б Нормы повед | | |
1 | Алина | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 24 | БУ |
2 | Марина | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 24 | БУ |
3 | Катя | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 24 | БУ |
4 | Алина | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 29 | ПУ |
5 | Анна | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 29 | ПУ |
6 | Елена | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 20 | БУ |
7 | Иван | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 22 | БУ |
8 | Диана | 3 | 0 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 20 | БУ |
9 | Николай | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 25 | ПУ |
10 | Мария | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 25 | ПУ |
12 | Полина | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 22 | БУ |
13 | Ксения | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 20 | БУ |
24 | Иван | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 23 | БУ |
25 | Дарья | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 22 | БУ |
| | | | | | | | | | | Группа | | | Весь класс |
| | | | | | | | | | | ПУ-4 | | | ПУ-4 |
| | | | | | | | | | | БУ-10 | | | БУ-19 |
| | | | | | | | | | | | | | НБУ-5 |
| | | | | | | | | | | | | | |
2 этап: Апробация выбранной модели индивидуализации образования. Определение зоны актуального и ближайшего развития, формирование «групп». В моем классе есть дети, у которых по результатам диагностики я выявила сходные показатели развития психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Объединила их в соответствующую группу и обеспечила индивидуальный образовательный маршрут через внеурочную и проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организую работу по подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам. Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования.
Мои ученики неоднократно становились участниками и победителями районных, областных и международных конкурсов и олимпиад.
1. Региональный конкурс фотографий «В кругу семьи» ДДТ «Лапландия»: Вондимагнеху Диана, Зайцева Полина заняли 1 место и получили Диплом за 1 место, кубок, медаль и подарок (книга + наушники). Герасименко Николай - Диплом за 3 место, медаль и подарок (книга)
2. Конкурс творческих проектов «На страже чистоты» в рамках экологической акции «Чистый город» ПДДТ: Серебряков Иван – Диплом победителя и подарок, Беляева Анна – Сертификат участника.
3. Всероссийская викторина «Лесная математика»: Карельская Олеся - Диплом за 1 место в России, Серебряков Иван, Гордейко Мария – 2 место, Александрович Алина – 3место.
4. Всероссийский межпредметный блицтурнир «Всезнайка»: Александрович Алина - Диплом за 1 место в России, Вондимагнеху Диана, Афанасьева Катя - 2 место, Зарубина Ксения, Беляева Анна, Толстолык Иван, Савоник Роман – 3 место. 5. Всероссийский межпредметный блицтурнир «Разнобой»: Беляева Анна - 1 место, Афанасьева Катя, Герасименко Николай, Гордейко Мария – 2 место, Смирнова Дарья – 3 место.
6. Городской конкурс семейных творческих проектов «Снеговик» ПДДТ: Александрович Алина и Александрович Марина – 1 место, Диплом победителя и подарок, Серебряков Иван - Сертификат участника.
7. Всероссийская викторина «Нескучный русский с Буквознаем»: Афанасьева Катя - 1 место, Александрович Марина, Лагута Дима – 2 место, Серебряков Иван, Александрович Алина – 3 место.
8. Всероссийская викторина «Пернатые друзья»: Афанасьева Катя, Зарубина Ксения - 1 место, Александрович Алина, Александрович Марина, Вондимагнеху Диана – 2 место, Серебряков Иван, Петренко Никита, Бердышева – 3 место. 9. Всероссийская викторина «Математика +»: Александрович Алина, Александрович Марина – 1 место, Афанасьева Катя - 2 место, Серебряков Иван – 3 место.
10. Всероссийская викторина «Новогодний переполох»: Афанасьева Катя - 1 место, Серебряков Иван – 2 место, Вондимагнеху Диана, Гордейко Мария – 3 место.
4. Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. На базе школы мы через внеурочную деятельность создаем для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
«Всё узнаю, всё смогу».
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших
классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет
начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного.
Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы:
создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира,
приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование универсальных учебных действий посредством
метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого
сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования;
– формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения
накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
– формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
– формирование личностных ценностей, гражданской позиции,
осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через
изучение культурного наследия.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе. Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет модули:
Модуль 1. Знакомство с темой
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Модуль 3. Сбор информации
Модуль 4. Завершение работы над темой
Модуль 5. Выбор проектов
Модуль 6. Работа над проектами
Модуль 7. Представление результатов работы
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год.
Многие годы в школе осуществляется учебно-исследовательская деятельность, целью которой является достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, овладение обучающимися учебно-познавательными приёмами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач. В школе практикуется публичная защита проектов и учебно-исследовательских работ. В 2014 году Бердышева Елена заняла 1 место, а в 2015 году уже 2 ученика, Серебряков Иван и Зарубина Ксения, победили в школьной конференции заняли 1 и 2 места. Ребята работают над разными темами проектов и защищают их публично. (Слайд)
5. Учебный сетевой телекоммуникационный проект «Мой мачтовый город», октябрь, 2015 г.
Ученики моего класса Серебряков Иван, Гордейко Маша, Карельская Олеся, Герасименко Коля, Афанасьева Катя, Бердышева Лена приняли участие в учебном сетевом проекте «Мой мачтовый город». Для этого я использовала вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. «Хочу быть успешным!» Проект с точки зрения учащегося - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию. 2016 год - юбилейный год для города Мурманска. Город отметит свое столетие. Много это или мало? Для человека - это много, а для города - это слишком мало. Зачем его построили на самом краю света? Что произошло в городе за этот промежуток времени? Каким он стал? Кто прославил северный город? Какие памятные места есть в городе? Как живут мурманчане? За что они любят свой город? Как готовятся к юбилею родного города? На эти вопросы ответили участники проекта. Прошлое наших земляков заслуживает того, чтобы о нем помнили. История родного города помогает лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей. Информацию о прошлом добывали из разных источников – газет, журналов, книг, Интернета. Участие в проекте дало возможность не только получать и самим добывать знания, но и проявлять творчество, талант участников. Каждый участник попробовал свои силы в написании эссе и сочинении стихов, нарисовали рисунки памятных мест города, создали «облако слов», фотоколлажи и видеофильм. Результатом участия в проекте стала победа-2 место.

3 этап: Заключительно - обобщающий. Фиксации продвижения. Ведение портфолио
Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе самооценки (Дневник школьника), взаимооценивания со стороны одноклассников; ведение портфолио. Портфолио Ивана с маршрутом «Хочу быть успешным!» показывает высокий уровень мотивации учебной деятельности, предметных и метапредметных результатов. Обучающийся активно участвует в творческой и проектной деятельностях, конкурсах, проявляет интерес к знаниям. Мой воспитанник имеет коммуникативный, познавательный, нравственный, культурный, физический потенциал, необходимый выпускнику начальной школы. Поэтому важно помочь ребенку успешно пройти первую ступень обучения в школе, чтобы его искорка стремления к знаниям, самостоятельности, стремления быть конкурентно-способным не погасла. Технологию работы с портфолио можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает учащемуся возможность работать в собственном темпе, развивать навыки рефлексивной деятельности, формировать умение учиться и организовывать собственную учебную деятельность.
6.Выводы:
Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод об эффективности использования индивидуальных образовательных маршрутов.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников:
• реализуется положительная динамика качества обучения в классе
• повышается уровень предметных и метапредметных результатов
• повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
• увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад
Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
Я считаю, что обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.
Лист индивидуального маршрута обучения «Хочу быть успешным!»
ФИО Иван уч-ся 3-а класса МБОУ СОШ № 31 на 2015_/2016 учебный год
| Тема направления занятий | ФИО учите-ля | Кол-во часов | Результаты |
1 | Подготовка и участие в викторине «Математика +» | Гуськова Н .А.
| 2 | |
2 | Сбор информации об улицах родного города | Гуськова Н.А. | 2 | |
3
4.
5. | Создание проекта «Какие тайны хранятся в названиях улиц нашего города?» Проведение и анализ анкетирования с уч-ся 3-а класса «Какие улицы Мурманска ты знаешь? Почему они так названы?» Подготовка и защита проекта на классном часе. | Гуськова Н.А.
Гуськова Н.А.
Гуськова Н.А. | 2
2
2 | |
| Итого | | 10 | |
Кл. рук-ль ./___________ /
Ученик /____________/
Родитель ./_____________/
6. Заключение
Китайская народная мудрость гласит:
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. Использование различных форм внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия внеурочной деятельности проходят в отличных от учебной деятельности активных формах. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий, надпредметных умений и обогащение их социального и культурного опыта.
Список использованной литературы
1. Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6
2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
3. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.
4. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003. № 1. С. 51.
5. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
8. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
9. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18
10. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.