МБДОУ №3 «Алёнушка»
Консультация для родителей
Тема: «Ребёнок в саду, дома и на улице»
Подготовила воспитатель: Л. И. Кучерова
Консультация для родителей:
«Ребёнок в саду, дома и на улице»
Вы хотите, чтобы ребенок выполнял правила безопасности при поведении на улице и дома?
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА.
Вы хотите, чтобы ребенок выполнял правила безопасности при поведении на улице и дома? Отлично! Первое, что нужно сделать – неукоснительно выполнять их самим.
Именно наши действия дети копируют, зачастую до мелочей.Поэтому нет специальных «правил для детей» – есть правила безопасности для всех. И только от вас зависит, будет ли ребенок соблюдать эти правила или нет. Помните, что привычные для взрослых действия зачастую влекут опасность для ребенка.
1. Даже если вы ждете в гости друзей, при звонке в дверь не мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но все равно я сейчас посмотрю в глазок и спрошу, кто там. Если там незнакомые люди, я не буду открывать». И именно так и сделайте.
2. Объясняйте ребенку свои действия, если они идут вразрез с тем, что вы от него требуете.Например: «Я вошла в лифт с этим человеком, поскольку я взрослая и, с моей точки зрения, я смогу с ним справиться, даже если он попробует на меня напасть. Но для тебя, ребенка, правило только одно: никогда и ни с кем незнакомым не заходить в лифт!»
3. Мы легко и просто общаемся с незнакомыми людьми в общественном транспорте и общественных местах.Ребенок повторяет наши действия, а преступник очень часто пользуется именно этим.Что делать? Объяснить ребенку, что для него любой человек, не являющийся членом семьи – посторонний. Общение с посторонними людьми при отсутствии поблизости родителей должно ограничиваться только приветствиями. На все предложения посторонних нужно отвечать «Нет!» — и немедленно уходить от них, даже если они знают или зовут ребенка по имени. В разговоре с незнакомцами не рассказывайте о своей работе, доходах, адресе, распорядке дня членов семьи – и если свидетелем разговора стал ребенок, обязательно потом вернитесь к обсуждению этого момента и подчеркните, например: «Я разговаривала с незнакомым человеком, поэтому сказала только, что мы живем в Строгино. Но я не стала бы называть ему свой адрес!».
4. Внушите ребенку, что слушаться он должен только членов семьи. Нельзя беспрекословно слушаться всех взрослых! Приведите пример, что вы, допустим, выполняете распоряжения своего начальника, но не стали бы слушаться первого попавшегося человека с улицы.
5. Следите за своей речью. Ищите грань между воспитанием разумной осторожности и «паникерством».Чтобы не запугать ребенка, не превратить в паникера и труса, избегайте выражений типа «не разговаривай с незнакомыми людьми», «кругом полно психов», «детей постоянно крадут», «гулять в парках очень опасно», «никому нельзя доверять» и т.п. Вместо этого скажите: 1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом… 2. Большинству людей можно доверять, но… 3. С тобой ничего не случится, если… 4. Если кто-нибудь подойдет к тебе и скажет…, делай так… 5. Ты можешь обратиться за помощью к…
6. Проигрывайте вместе с ребенком самые различные ситуации. Например, «что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предолжит, что покажет красивого щенка, кошечку? Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься в красивой машине? Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ?». Попробуйте сами побыть в роли ребенка, а ребенок пусть побудет «преступником». Это может дать совершенно необычный и очень запоминающийся опыт! По итогам игры обязательно устраивайте «разбор полетов»! Но не ругайте ребенка, если он что-то сделал неправильно, а объясните, что было не так и как следует делать.
7. Если вам пришлось возвращаться домой поздно вечером — расскажите ребенку, что вы предприняли для обеспечения своей безопасности. Например, так: «я не хотела идти безлюдной темной улицей, хотя это и короче. Вместо этого я выбрала освещенную дорогу, по которой ходят люди. Я пришла на пять минут позже, но зато я чувствовала себя уверенно». Или так: «мне пришлось сегодня поздно ехать в электричке, поэтому я заранее сняла золотые серьги и кольца и сложила их в сумочку, чтобы не привлекать внимания. А потом позвонила папе, чтобы он встретил меня у станции». Достаточно нескольких таких историй, чтобы основные правила «вечерней безопасности» отложились у ребенка в голове намного прочнее, чем если бы вы просто требовали соблюдения этих правил от него.
8. И самое главное: выстраивайте ваши отношения с детьми на основе доверия с самого раннего детства. Не бойтесь рассказывать ребенку о своих проблемах – это поможет ему рассказать вам о своих. Учите детей не бояться родителей и говорить им правду обо всех случаях в их жизни – это поможет в дальнейшем избежать многих проблем.

Правила безопасного поведения для детей
После очередной ужасающей новости в Интернете или в новостях, нам хочется везде своего ребенка держать за руку, чтобы оградить от всех потенциальных бед и несчастий. Но все мы понимаем, что не возможно всегда ребенка «одевать в бронежилет» и водить его за руку, именно поэтому важно ребенка приучить к самостоятельности, раскрыть ему все правила безопасности пребывания на улице и дома.
Так как дети лучше запоминают информацию в процессе игры, то рекомендуем не только рассказать о безопасных правилах поведения на улице и дома, но и неоднократно проиграть различные ситуации. Как это сделать расскажем в нашей статье.
Рассказываем ребенку о правилах безопасного пребывания дома
В некоторых странах разрешено оставлять ребенка одного дома или на улице только после 12 лет, в нашей же стране никаких запретов не установлено, более того, зачастую реалии нашей жизни просто не оставляют нам другого выхода, и мы вынуждены оставлять ребенка дома одного. Конечно, родители сами решают, в каком возрасте можно оставить ребенка дома одного. Принимая подобное решение, следует подумать о характере ребенка, его поведении и способности к элементарному самообслуживанию.
И, конечно, самое важное, ребенок должен знать основные правила безопасности. Помните, задача родителей, не напугать ребенка, а доступно ему разъяснить правила поведения дома. Итак, что должен знать ребенок, для безопасного пребывания дома без родителей:
• Как и кому звонить для того, чтобы спросить совета или сообщить об опасности.
Ребенок должен знать, где лежит телефон, как им пользоваться. Также около телефона должны находиться самые важные номера: номера родителей или родственников, возможно, соседей. Если ребенок вынужден оставаться дома, возможно, следует заранее договориться с друзьями или соседями, которые живут рядом, практически всегда дома и смогут незамедлительно придти на помощь. Возможно, следует им дать запасной ключ, все зависит от уровня доверия между вами. Сообщить ребенку, в каких случаях надо звонить родителям и/или соседям, друзьям.
• Короткие номера Полиции, Пожарной службы и Скорой помощи. Необходимо научить ребенка, как звонить и предупредить, что нельзя баловаться и набирать эти номера без надобности.
Для того, чтобы ребенок в критичной ситуации не растерялся, повесьте рядом с телефоном номера служб и правила, как позвонить и, как сообщить об опасности. Ребенок должен назвать свою фамилию, адрес и сообщить о причине звонка. Рекомендуем несколько раз порепетировать и понарошку позвонить в Полицию, МЧС и Скорую помощь.
•Что делать, если загорелся бытовой электроприбор. Проигрываем с ребенком ситуацию, когда вдруг загорелся чайник или телевизор: сначала выдергиваем шнур из розетки, потом заливаем водой. Вообще, специалисты рекомендуют после выдергивания шнура из розетки набрасывать на очаг возгорания плотное одеяло, но ребенок может не сориентироваться и набросить что-то легкое, что немедленно возгорится. Также специалисты рекомендуют высыпать сухой стиральный порошок на место возгорания, хорошо, если порошок будет рядом и ребенок сумеет сориентироваться. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя поливать загоревшийся электрический прибор водой, пока не выдернули его из розетки.
• Что делать, если кто-то звонит по домашнему телефону.
Лучше трубку вообще не поднимать, родители и знакомые будут звонить на мобильный телефон. Если же мобильного телефона у ребенка нет, сообщите, что нельзя говорить незнакомому человеку о том, что он один дома, нельзя общаться и отвечать на вопросы чужого человека. Если позвонил чужой человек, научите ребенка, что сначала нужно спросить, кто звонит и потом сказать, что мама занята и перезвонит позже.
• Что делать ребенку, если в дверь звонят.
Ребенок должен понимать, если он дома не один, то дверь открывает только взрослый. Если ребенок остался один дома и в дверь кто-то позвонил, то также нельзя подходить к двери, спрашивать, кто там и тем более нельзя открывать дверь. Некоторые родители учат ребенка спрашивать, кто звонит в дверь и не открывать, если это чужой. Но, на мой взгляд, ребенок слишком доверчив и может поверить хитрым уловкам бандитов. В любом случае ребенка надо предупредить, что разбойники могут претвориться полицией, друзьями родителей, могут даже попросить молока или водички для бедного котенка или предложить конфет…
Лучше проиграть подобные ситуации. Например, что было с непослушной и глупой куклой, которая поверила разбойникам и открыла дверь и, как поступила умная кукла. А вот по-настоящему проверять, звоня в квартиру или домофон чужим голосом, не стоит. Можно или напугать, или, наоборот, снизить бдительность: следующий раз он решит, что это родительская проверка, и откроет дверь. Обучите ребенка звонить каждый раз маме или папе и спрашивать, как поступить, если возникли сомнения. Но, никогда, даже на щелочку, даже на секундочку не открывать дверь! Даже если в глазок ты увидишь девочку или старушку, в отдалении может стоять взрослый и небезопасный человек.
Если кто-то пытается ломать дверь или лезет в замок, нужно срочно вызвать полицию: назвать свой адрес, имя и фамилию и сообщить о том, что кто-то ломает дверь квартиры.
Уходя, сообщите ребенку, когда вы вернетесь домой, можно показать на стрелках часов. Поставьте еду на столе или покажите, где она лежит в холодильнике, научите пользоваться микроволновкой или плитой, если ребенок постарше.
Рассказываем ребенку о правилах безопасного поведения на улице
Рано или поздно, ребенку предстоит самостоятельный поход в магазин или игра с ребятами во дворе без присутствия родителей. Чтобы пребывание не улице было безопасным для ребенка, важно донести до него ряд правил:
• С ребенком надо договориться о месте и времени игр на улице, если ребенок собирается пойти в другое место поиграть, нужно обязательно предупредить родителей.
• Важно определить те места, где категорически запрещено играть (железнодорожные пути, подвалы, гаражи, пустыри). Объясните, почему там играть опасно. При этом помните, что «запретный плод всегда сладок», поэтому если вы будете чрезмерно акцентировать внимание на этих местах, то ребенок захочет о играть именно там. Лучше предложить альтернативу;
• Правило про чужого человека. Ребенок должен четко знать, что ходить с чужими людьми никуда нельзя. Но дети просто не готовы увидеть в симпатичном улыбчивом незнакомце опасность. Однако, плохие взрослые могут быть и такими и это важно рассказать ребенку. Незнакомец может звать покататься на машине, предлагать сладости, просить о помощи – проводить, помочь донести сумку. Нужно обучить ребенка в такой ситуации отворачиваться и убегать. Это может вступить в разрез с другим обучающим посылом «надо помогать пожилым людям, подносить им сумки», здесь ключевой слово – пожилые люди. И, как правило, старики несут свои сумки или переходят дорогу сами и никого не просят, вежливые и заботливые люди сами предлагают им помощь. Плохие же взрослые будут настойчиво просить или требовать помочь, всячески призывать к совести и использовать другие манипуляции, поэтому в подобной ситуации ребенку не надо случать незнакомца, а надо просто отвернуться и убежать! И сразу позвонить родителям!
Если незнакомый человек говорит «Пойдем, твоей маме плохо» или «Я друг твоего папы, он послал меня за тобой» – верить нельзя! Объясните своему чаду, что никогда не пошлете за ним никого незнакомого! А значит поступать в такой ситуации надо также: отворачиваемся, убегаем, звоним родителям.
Нельзя заходить с незнакомыми людьми в лифт и даже подъезд: лучше подождать, пока они пройдут. Если незнакомец берет за руку или пытается удержать, надо громко кричать: «Я вас не знаю! Я никуда нее пойду!». Можно вести себя невежливо: кусаться, орать, вырываться.
Рассказываем ребенку о правилах безопасного поведения в пути
Бывают ситуации, когда ребенка одного оставлять и не планировали. Поехали в город на прогулку, в музей, в магазин или отправились в путешествие и не успели оглянуться, а ребенок отстал и потерялся. Следует заранее договориться о следующем:
• если родители вышли из общественного транспорта, а ребенок не успел, он должен выйти на следующей остановке и ждать родителей на остановке;
• если ребенок вышел раньше, а взрослые уехали, надо стоять на месте, где вышел и там ждать родителей;
• обращаться за помощью лучше к людям в форме: дежурный, милиционер. В магазине – к продавцу. Из случайных прохожих безопасней всего выбирать женщину с ребенком;
• нельзя садиться в машину или уходить с незнакомыми людьми, даже если они обещают отвезти к папе с мамой.
Так как мобильный телефон может разрядиться, стоит заранее обозначить место встречи на случай, если потерялись. Место должно быть известное и открытое, например, фонтан, статуя, у входа в торговый центр или у палатки с мороженым.
Если вы планируете поездку, положите в куртку, карман брюк или платье ребенка записку с вашим адресом и телефоном. Современная верхняя одежда детей имеет специальные нашивки для нанесения фамилии, адреса ребенка и телефона родителей. Если отправляетесь в путешествие заграницу, пишите на английском.
Важно, чтобы ребенок четко знал наизусть свою фамилию имя, домашний адрес и домашний телефон или мобильный телефон одного из родителей.
Конечно, искренне хочется, чтобы эти советы никогда не пригодились. И, разумеется, не стоит запугивать ребенка, но предупрежден – значит вооружен.