СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность ребёнка к школе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников. Разъяснено, от каких сформированных предпосылок в дошкольном возрасте будет зависеть качество учебной деятельности. Предложена анкета для родителей "Готов ли ваш ребёнок идти в школу?"

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребёнка к школе»

Речевая готовность ребёнка к школе.


Наиболее значимым для ребёнка семи лет является пере­ход в новый социальный ста­тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг­ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти­вы и поведение ребёнка.


Ка­чество учебной деятельности будет зависеть от того, на­сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребенка;

  • развитый физический слух;

  • развитая мелкая мотори­ка пальцев рук, общая мото­рика;

  • нормальное функциони­рование центральной нервной системы;

  • владение знаниями и представлениями об окружа­ющем мире (пространство, время, счётные операции);

  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  • познавательная актив­ность, желание учиться, инте­рес к знаниям, любознательность;

  • коммуникативная дея­тельность, готовность к совме­стной с другими детьми рабо­те, сотрудничеству, взаимопо­мощи.


На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения ка­чества. Готовность к школьно­му обучению формируется за­долго до поступления в школу и не завершается в первом клас­се, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобща­ющей деятельности мышления.

Школьное обучение предъяв­ляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.


Особые критерии готовнос­ти к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечис­лим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звуко­вого состава речи:

- умение вы­делять начальный гласный звук из состава слова;

- анализ гласных из трёх звуков типа ауи;

- анализ обратного слога гласный — согласный типа an;

- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

Дети должны знать и правильно употреблять тер­мины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас­ный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцени­ваются умение работать со схе­мой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться раз­ными способами словообразо­вания, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласка­тельным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грам­матического строя речи: уме­ние пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение рабо­тать с предложением; правиль­но строить простые предложе­ния, видеть связь слов в пред­ложениях, распространять предложения второстепенны­ми и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятель­но находить ошибки и устра­нять их; составлять предложе­ния по опорным словам и кар­тинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять само­стоятельно рассказ-описание.


Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фо­нематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвое­нии программ общеобразова­тельной школы.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически четкой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важ­ных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо раз­витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во­просы, договориться со свер­стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаи­моотношения с людьми и не­редко накладывает отпечаток на его характер.

Для воспитания полноцен­ной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллекти­вом. Ведь в семье малыша по­нимают с полуслова и он не испытывает особых затрудне­ний, если его речь несовер­шенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окру­жающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстни­ки и взрослые.

Ещё острее встаёт вопрос о значении фо­нетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Осо­бенно необходимым становит­ся правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетически­ми дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чте­ния).

Советы логопеда

  • При общении с ребёнком следите за своей речью. Гово­рите с ним, не торопясь. Зву­ки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обо­роты, встречающиеся в тек­сте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотреб­ляйте уменьшительно-ласка­тельными суффиксами.

  • Своевременно устраняй­те недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, тактично поправляйте то или иное слово, если ребёнок торо­пится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудь­те проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

  • Читайте ребенку книги — это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти.

  • Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребёнка занятостью и недостатком времени. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всём – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.


Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»


Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе.

Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

  1. Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

  3. Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

  4. Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с взрослыми?

  5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

  1. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

  2. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?

  3. Умеет ли считать до 20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

  1. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

  1. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

  1. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

  1. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?

  1. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

  1. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

  2. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)

  3. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

  1. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

  2. Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

  3. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?

  4. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)?

  5. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?


Соотнесите свои ответы с ключом:

  • если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;

  • если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет ребёнку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.