Речевая готовность ребёнка к школе.
Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
хорошее физическое развитие ребенка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
- анализ гласных из трёх звуков типа ауи;
- анализ обратного слога гласный — согласный типа an;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Советы логопеда
При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, тактично поправляйте то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
Читайте ребенку книги — это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти.
Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребёнка занятостью и недостатком времени. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всём – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.
Анкета для родителей
«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе.
Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?
Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с взрослыми?
Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
Умеет ли считать до 20 и обратно?
9. Может ли сравнивать числа и предметы?
Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?
Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)?
Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?
Соотнесите свои ответы с ключом:
если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов.
Если оно составляет:
20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.
14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет ребёнку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.