СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ, КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ, КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

 Речь – важнейшая психическая функция человека – не является врождённой. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития и зависит от многих условий. Наряду с основными средствами речевого развития, существующими в современной педагогике, важная роль принадлежит богатейшему материалу словесного народного творчества – фольклору.

Речь – важнейшая психическая функция человека – не является врождённой. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития и зависит от многих условий. Наряду с основными средствами речевого развития, существующими в современной педагогике, важная роль принадлежит богатейшему материалу словесного народного творчества – фольклору.

  В старшем возрасте произведения фольклора помогают  сформировать художественно-речевую деятельность ребёнка, развить его словесное творчество.  Для достижения этой цели необходимо: 1. Создать у детей определённый запас русских народных сказок и фольклора малых форм. 2. Обогатить опыт детей знаниями нового материала с доступным для данного возраста содержанием. 3. Помочь детям усвоить способы развития сюжета, построения русской народной сказки, выразительные средства русского языка. 4. Подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях – формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.

В старшем возрасте произведения фольклора помогают сформировать художественно-речевую деятельность ребёнка, развить его словесное творчество.

Для достижения этой цели необходимо:

1. Создать у детей определённый запас русских народных сказок и фольклора малых форм.

2. Обогатить опыт детей знаниями нового материала с доступным для данного возраста содержанием.

3. Помочь детям усвоить способы развития сюжета, построения русской народной сказки, выразительные средства русского языка.

4. Подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях – формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.

 Методические приёмы   1. Демонстрация сказки с помощью наглядного материала, обращается внимание детей на характер построения, на последовательность появления персонажей, очерёдность эпизодов. 2. Использование приёма совместного творчества: воспитатель выбирает тему, называет персонажей героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, уточняет и подсказывает дальнейшее развитие сказки. 3 Постановка перед детьми задачи: придумать и рассказать свою сказку, чтобы она не повторяла русскую народную сказу, но могла быть похожа на неё. 4. Сочинение сказки по предложенным темам, персонажам, сюжету. 5. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, сюжета, персонажам. 6. Демонстрация сказки на фланелеграфе, магнитной доске, куклами театра.

Методические приёмы

1. Демонстрация сказки с помощью наглядного материала, обращается внимание детей на характер построения, на последовательность появления персонажей, очерёдность эпизодов.

2. Использование приёма совместного творчества: воспитатель выбирает тему, называет персонажей героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, уточняет и подсказывает дальнейшее развитие сказки.

3 Постановка перед детьми задачи: придумать и рассказать свою сказку, чтобы она не повторяла русскую народную сказу, но могла быть похожа на неё.

4. Сочинение сказки по предложенным темам, персонажам, сюжету.

5. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, сюжета, персонажам.

6. Демонстрация сказки на фланелеграфе, магнитной доске, куклами театра.

 Развитие речи детей происходит и через знакомство с культурным наследием Малой Родины. Важным фактором выступает знакомство детей с фольклором Рязанской земли, где показаны самобытность, колорит региона. В детском саду созданы картотеки: сказки, народные игры Рязанского края, театральные миниатюры и постановки .    Рязанские сказки: «Сказка про уточку», «Горошек» , «Серебряная голубка», «Свинка, гусина, козичка и волк», «Утро, Вечер и Полночь», «Сказка о Петре и Хавронье», «Горшочек меду ».

Развитие речи детей происходит и через знакомство с культурным наследием Малой Родины. Важным фактором выступает знакомство детей с фольклором Рязанской земли, где показаны самобытность, колорит региона. В детском саду созданы картотеки: сказки, народные игры Рязанского края, театральные миниатюры и постановки . Рязанские сказки: «Сказка про уточку», «Горошек» , «Серебряная голубка», «Свинка, гусина, козичка и волк», «Утро, Вечер и Полночь», «Сказка о Петре и Хавронье», «Горшочек меду ».

Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведение. Иллюстратор - художник, выполняющий рисунки для литературных произведений.     Иван Яковлевич Билибин - Русский художник, автор иллюстраций к сказка .   В т ворчестве Билибин увлекался традициями древнерусского и народного искусства, что дало возможность говорить об особом билибинском стиле.

Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведение. Иллюстратор - художник, выполняющий рисунки для литературных произведений.

Иван Яковлевич Билибин - Русский художник, автор иллюстраций к сказка .

В т ворчестве Билибин увлекался традициями древнерусского и народного искусства, что дало возможность говорить об особом билибинском стиле.

Иллюстрации Виктора Васнецова  к сказкам  Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Иллюстрации Виктора Васнецова к сказкам

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963),известный   ленинградский график, сделал радостные,красочные и  веселые рисунки к сказкам Пушкина   «Сказка о рыбаке и рыбке» была первой сказкой Пушкина, которую начал иллюстрировать художник  

Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963),известный ленинградский график, сделал радостные,красочные и веселые рисунки к сказкам Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» была первой сказкой Пушкина, которую начал иллюстрировать художник  

Иллюстрации к сказке «Федорино горе»  Удивительно ярок и детализирован мир героев Корнея Чуковского. Хочется долго и внимательно рассматривать, как выглядела сбежавшая утварь нерадивой хозяйки Федоры .

Иллюстрации к сказке «Федорино горе»

Удивительно ярок и детализирован мир героев Корнея Чуковского. Хочется долго и внимательно рассматривать, как выглядела сбежавшая утварь нерадивой хозяйки Федоры .