Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка
Саратовского района Саратовской области»
Проверено Руководитель методического объединения _______________________ «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________ «___» _________ 201__г. | Утверждаю Директор школы _____________________ «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Региональный курс «Краеведение». Учебный предмет «Культура края». 8 класс |
наименование учебного предмета, курса |
основное общее образование |
уровень образования |
один год |
срок реализации программы |
Составлена на основе программы: |
Программа учебного предмета «Культура края» метапредметного предмета «Краеведение». Автор: Е.В.Колесова, ст.методист кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО», 2015 |
наименование программы, автор программы |
Учебник: Культура края./Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б.Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014 |
название, автор, издательство, год издания |
Количество часов: всего 35 часов, 1 час в неделю |
Учитель: Дремлюга Ольга Алексеевна, русский язык и литература, первая квалификационная категория |
ФИО, преподаваемый предмет, квалификационная категория |
с. Михайловка
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 8 класса по учебному предмету «Культура края» составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного предмета «Культура края» метапредметного предмета «Краеведение» Е.В.Колесовой и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области» на 2016-1017 учебный год обучение краеведению по программе регионального компонента в 8 классе является обязательным и планируется из расчета 1час в неделю, 35 часов в год на базовом уровне.
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения предмета у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
УМК по данному учебному предмету представлен следующим образом:
1. Культура края. Учебное пособие для 8 класса. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014.
2. Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. Культура края: Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014.
Учебное пособие «Культура края» знакомит с историей развития Саратова, появлением главных его культурных центров, с деятельностью выдающихся представителей искусства саратовского края. Подобный широкий культурологический охват помогает учащимся систематизировать и обобщать знания, полученные в рамках регионального курса «Краеведение» в предыдущие годы обучения.
Темы пособия позволяют варьировать материал в зависимости от района проживания учащихся.
Творческие задания предполагают дифференцированный подход в их выполнении.
Учебное пособие содержит качественный иллюстративный материал.
Цель изучения учебного предмета: сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи учебного предмета:
- изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
-расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру;
- выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
- на материале конкретных произведений живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Общая характеристика предмета
Построение и содержание учебного предмета определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Содержание тем учебного предмета
Введение – 1ч.
Культурологический аспект истории родного края.
Роль и значение культуры Саратовского края в культурной жизни страны. Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.
Каменная летопись края - 6 ч.
Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся.
Выдающиеся саратовские архитекторы – А.М.Салько, В.А.Люкшин, П.М.Зыбин, С.А.Каллистратов.
Новаторское своеобразие саратовской архитектуры. Проблема сохранения архитектурного наследия.
Заочная экскурсия.
Саратовские храмы, монастыри, часовни – 3 ч.
Стилистическое своеобразие саратовских храмов. Троицкий собор.
Полтавская площадь и Княже-Владимирский собор.
Александро-Невский собор – воплощение эстетики русского ампира.
Католические и лютеранские храмы Саратова. Саратовские монастыри. Церковь-часовня «Утоли мои печали».
Храмы иных конфессий – 1 ч.
Первая каменная мечеть в Саратове – одна из лучших в Поволжье.
Собор Святых Апостолов Петра и Павла. Организация первых католических приходов в Саратове. Кафедральный собор Римско-католической церкви – один из шедевров церковного зодчества старого Саратова.
Большая Хоральная Синагога. Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Мастера живописи - 6 ч.
Творчество В.Э. Борисова -Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.
К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.
А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.
П.В.Кузнецов и художественное объединение «Голубая роза». Влияние В.Э.Борисова-Мусатова на творчество П.В.Кузнецова. «Степной» цикл. Саратовские мотивы в творчестве художника. Мемориальный музей художника в Саратове.
Творчество В.О.Фомичева. Посещение выставки.
Мир музея - 5ч.
Роль музея в развитии культуры современного общества.
«Эрмитаж Поволжья». Деятельность А.П.Боголюбова по открытию художественного музея им.А.Н.Радищева. Художественный музей им. А.Н.Радищева – первый общедоступный музей в России. Открытие рисовального училища при музее.
Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова.
Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.
Жизнь музеев в наши дни.
Экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного.
Саратов театральный - 4ч.
Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.
Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А.Слонова.
Саратовский цирк братьев Никитиных. Цирковая антреприза Саратова в конце 19 века.1873 год – основание братьями Никитиными в Саратове одного из первых в России стационарных цирков.
Посещение спектакля, его обсуждение.
Музыкальная культура Саратова - 7 ч.
История становления музыкального образования в Саратове.
Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др.
Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им.Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: Саратовский губернский театр хоровой музыки, ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».
Значимость учебного предмета определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала учащихся. Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов, сотрудничество. Формами работы являются экскурсии, создание презентаций, фотоэкспозиций, творческих работ.
При изучении художественной культуры Саратовского края особое внимание уделяется инновационным формам работы с учащимися: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина, а также применение информационных и коммуникационных технологий.
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения учебного предмета «Культура края» учащиеся должны достичь следующих результатов.
Личностные результаты:
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края;
- понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах исследовательской и творческой деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Метапредметные результаты:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации исследовательской и проектной деятельности;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений культурной жизни города и региона;
- умение работать с различными источниками информации и художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- наличие эстетического восприятия произведений искусства;
- знание культурных традиций малой родины, знаменитых земляков, достижений культуры;
- сформированность опыта творческой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы (ФГОС) | Лабораторные, практические, экскурсии, исследовательские работы |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Каменная летопись края | 6 | | 1 | 1 |
3 | Саратовские храмы, монастыри, часовни | 3 | | 1 | |
4 | Храмы иных конфессий | 1 | | | |
5 | Мастера живописи | 6 | | 1 | 1 |
6 | Мир музея | 5 | | | 1 |
7 | Саратов театральный | 5 | | | 1 |
8 | Музыкальная культура Саратова | 7 | | 1 | 1 |
9 | Резерв | 1 | | | |
| Итого | 35 | | 4 | 6 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания |
по программе | по календарно-тематическому планированию | факт |
I, всего: | 9 | 9 | | |
II, всего: | 7 | 7 | | |
III, всего: | 11 | 11 | | |
IV, всего: | 8 | 8 | | |
Итого | 35 | 35 | | |
Календарно – тематическое планирование
учебного курса Краеведение. 8 класс.
на 2016-2017 учебный год
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия, ТСО, интерактивные средства | Элементы дополнитель-ного содержания1 | Д/з |
по плану | факт |
Iч | Раздел I. Введение | 1 | | | | | | |
1 | Культурологический аспект истории родного края. Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края | 1 | | | лекция с элементами практической работы | | | Миниатюра «Визитная карточка родного края» |
| Раздел II. Каменная летопись края | 6 | | | | | | |
2 | Каменная летопись края | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Каменная летопись края | | Учебник: с.3-4, р /т № 1-2, сообщения/ презентации по теме |
3 | Ода классике | 1 | | | теоретическое практическое | | | Учебник: с.4-12, сообщения/ презентации по теме |
4 | Русский классицизм в архитектуре. Выдающиеся архитекторы края | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Владыкин Владимир Львович | | Задания учебника на с.18-20 |
5 | Жизненный путь и творчество саратовских архитекторов: А.М.Салько, В.А.Люкшин | 1 | | | дискуссия | | | Сообщения/ презентации по теме |
6 | Жизненный путь и творчество саратовских архитекторов: П.М.Зыбин, С.А.Каллистратов | 1 | | | дискуссия | | | Сообщения/ презентации по теме |
7 | Архитектура г.Саратова (заочная экскурсия). Архитектурный стиль нашего села | 1 | | | заочная экскурсия с элементами беседы | Презентация Архитектура Саратова | | Индивидуальный проект по теме занятия или р/т зад.15 с.7 |
IIч | Раздел III. Саратовские храмы, монастыри, часовни | 3 | | | | | | |
8 | Стилистическое разнообразие саратовских храмов. Троицкий собор | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Церковь Серафима Саровского | | Учебник: с.13-14, р/т с.11 |
9 | Полтавская площадь и Княже-Владирский собор. Новая Покровская церковь «на горах» | 1 | | | теоретическое практическое | | | Учебник: с.14-16 |
10 | Саратовские монастыри. Церковь-часовня «Утоли мои печали». Церковь Михаила Архангела в нашем селе | 1 | | | лекция с элементами исследовательской деятельности | | | Учебник: с.16, р/т зад.16-18 коллективный проект по местному материалу |
| Раздел IV. Храмы иных конфессий | 1 | | | | | | |
11 | Католические и лютеранские храмы Саратова. Первая каменная мечеть в Саратове. Большая Хоральная Синагога. | 1 | | | лекция-презентация | Презентация Храмы иных конфессий | | Учебник: с.17-18, сообщения/ презентации по теме |
| Раздел V. Мастера живописи | 6 | | | | | | |
12 | Мастера живописи края. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. | 1 | | | теоретическое | | | Учебник: с.21 -25 сообщения, презентации по теме |
13 | К.С.Петров – Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация К.С.Петров-Водкин | | Учебник: с. 25-28, сообщения/презентации по теме |
14 | П.В.Кузнецов и художественное объединение «Голубая роза». «Степной» цикл и саратовские мотивы в творчестве художника | 1 | | | теоретическое практическое | | | Учебник: с.29-31, сообщения/презентации по теме |
IIIч 15 | Творчество А.И.Савинова, А. Е. Карева, П. С. Уткина. Основные этапы развития Саратовской школы и её влияние на отечественную культуру | 1 | | | теоретическое практическое | | | Учебник: с.31-33 |
16 | Защита проекта «Картинная галерея саратовских художников» | 1 | | | практическое | | | Р/т: задания на с.12-21 |
17 | Экскурсия на выставку картин В.О.Фомичева | 1 | | | экскурсия | | | Подготовить фотоотчет или информационно-творческий проект |
| Раздел VI. Мир музея | 5 | | | | | | |
18 | Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева | 1 | | | теоретическое практическое | | | Учебник: с.34-36 Сочинение-коллаж : какой бывает музей? |
19 | Филиалы музея им. А.Н.Радищева | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова | | Учебник: с.36-37, р/т зад.4,5 на с.23, сообщения/презентации по теме |
20 | Музей краеведения и его филиалы | 1 | | | заочная экскурсия | Презентация Саратовский областной музей краеведения | | Учебник: с. 37-41, сообщения/презентации по теме |
21 | Костюмы народов Поволжья | 1 | | | теоретическое | Презентация Костюмы народов Поволжья | | Учебник: с.68-74, сообщения/презентации по теме, р/т зад. 6,7 с.23-24 |
22 | Жизнь музеев в наши дни. Экскурсия в Государственный музей К.А.Федина | 1 | | | экскурсия | Презентация Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского | | Учебник: выполнить задания на с.42, р/т зад.9 с.26 |
| Раздел VII. Саратов театральный | 5 | | | | | | |
23 | Развитие театрального искусства в Саратовском крае. Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А.Слонова | 1 | | | лекция с элементами практической деятельности | Презентация Александр Иванович Дзекун | | Учебник: с.43-48, задания1, 3 на с.53-54 |
25 | Академический театр оперы и балета. «Золотые» голоса оперной сцены. | 1 | | | урок-конкурс творческих профессий | | | Учебник: с.48-52, р/т с.33 |
25 | Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Цирк Никитиных | 1 | | | теоретическое практическое | | | Синквейн «Театр», «Цирк», сообщения/презентации по разделу |
IVч. 26 | Творчество режиссеров Ю.П.Киселева, А.И.Дзекуна и др. Музыка и театр: история и современность. | 1 | | | урок-конференция | | | Учебник: зад. 2 на с.53 |
27 | Посещение спектакля одного из саратовских театров | 1 | | | посещение спектакля | | | Р/т зад.8 на с.32 |
| Раздел VIII. Музыкальная культура Саратова | 7 | | | | | | |
28 | История становления музыкального образования в Саратове. | 1 | | | лекция с элементами практической деятельности | | | Учебник:с.55-58 Р/ т: задания 1,5-6 к разделу, сообщения по теме |
29 | Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. | 1 | | | практикум | | | Учебник: с.63, р/т зад.2-4, сообщения/презентации по теме |
30 | Творчество композиторов А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва | 1 | | | лекция с элементами практической деятельности | | | Учебник:с.63-65. сообщения/презентации по теме |
31 | Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Кристалл-балалайка | | Учебник: с.58-62, 65-66, р/т зад 10 по теме |
32 | Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города | 1 | | | теоретическое практическое | Презентация Музыкальные традиции г.Саратова | | Сообщения/презентации по теме |
33-34 | Защита проектов | 2 | | | практикум | | | |
35 | Резерв | 1 | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
8 | Культура края./Сост.Г.Н.Гаврилова, Е.В. Колесова, Ю.Б.Пушнова. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014 | Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. Культура края: Рабочая тетрадь для 8 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014 | |
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | |
2 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Компьютер, проектор |
3 | цифровые образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы Материалы сайтов: http://www.openclass.ru http://saratovregion.ucoz.ru http://fedinmuseum.ru http://radmuseummart.ru http://sarcons.totweb.ru http://saratovskaya-filarmoniya.muzkarta.info http://invedit.my1ru http://www.comk.ru http://www.saratovmer.ru http://www.sarusadba.ru http://www.101hotels.ru/main/cities/saratov http://www.operabalet.ru http://www.sarphil.com http://www.saratov-kultura.ru Презентации - Каменная летопись края - Владыкин Владимир Львович - Архитектура Саратова - Церковь Серафима Саровского - Храмы иных конфессий - К.С.Петров-Водкин - Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова - Саратовский областной музей краеведения - Костюмы народов Поволжья - Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского - Александр Иванович Дзекун - Кристалл-балалайка - Музыкальные традиции г.Саратова Презентации учащихся |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Альманах «Памятники Отечества». Вольная губерния. | | №40 (3-4 1998) |
2 | Альманах «Памятники Отечества». Сердце Поволжья | | №39 (1-2 1998) |
3 | История Саратовского края | Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. | Саратов: Регион.Приволж. изд-во «Детская книга», 1996 |
4 | Как сделать презентацию к уроку? | Островский С.А, Усенков Д.Ю. | М.: Первое сентября, 2012 |
5 | Памятники и памятные места Саратовской области | Малинин Г.А. | Саратов: Приволжское кн.изд-во, 1979 |
6 | Саратов. На перекрестке эпох: Люди. События. История | подарочная книга-буклет | Саратов, 2015 |
7 | Саратовский район: дорогами судьбы | Чуйкин А.Г., Тихонова И.А. | Саратов: ООО «Приволж. Изд-во», 2007 |
8 | Связаны одной судьбой: Страницы истории. Природа. Сельхоз. И промышл. Производство. Социальн. Сфера. | Коллектив авторов | Саратов: Регион. Приволж.изд-во «Детская книга», 1997 |
9 | Судьба моя – Саратовский район. 1998-2002 | Коллектив авторов | Саратов: Регион. Приволж.изд-во «Детская книга», 2002 |
10 | Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах) | | Саратов: Приволжское кн.изд-во, 2002 |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата непроведенного урока | Причина | Коррекция | Согласование с заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |