Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» имени Кугультинова Д.Н.
Методические рекомендации
по работе с детьми с особенностями
развития
(в помощь классным руководителям, педагогам школы)
по материалам интернет-ресурсов
Составитель: Багутова И.П.
г. Элиста,2017г.
Сегодня в образовательных учреждениях неуклонно растет доля детей, чей путь в образовании по различным причинам выглядит как «требующий особого отношения».
К категории этих «особенных» детей относятся и одаренные дети, и дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, получающие образование очно или с использованием ДОТ, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении, в поведении и т.д.
Для успешного познавательного, речевого, эмоционального, социального и нравственного развития ребенка с особенностями развития, в рамках коррекционно–развивающей работы разработаны данные рекомендации по приемам работы с такими детьми.
Сниженный мышечный тонус.
Если ребенок апатичен, вял, быстро утомляется, уходит в себя, необходимо подобрать ему правильную мебель, чтобы ребенок не «стекал» под стол. Можно говорить ему подбодряющие слова. Регулярно проводить физкультминутки или просто прогуляться по коридору для повышения общего тонуса (встать, потянуться.Походить, присесть). На уроке можно применять специальные приемы активации нервной системы специалистов поадаптивной ФК: воздействие пальцами (легкий нажим) на мышцы спины вдоль позвоночника, поглаживание межреберных мышц, массаж кончиков пальцев, мочек ушей. Занятия должны проходить в хорошо проветриваемом помещении. А на перемене необходимо активное движение, свежий воздух.
При формировании навыка письма можно использовать письмо с поддержкой – «рука в руке». Дополнительно тренировать руку – сгибание – разгибание пальцев, работа с поролоновым мячиком, эспандером, мешочком с песком и т.п.
Расстройства аутистического спектра.
Необходимо выделить для ребенка специальное тихое, с неярким светом место, где он мог бы побыть один во время перемены. Во время урока ребенок должен иметь возможность выйти из класса. У ребенка может быть любимый предмет, которым он может манипулировать, чтобы снизить напряжение, желательно, не отвлекая других учеников. Например, на первое время можно посадить такого ребенка на последнюю парту, где он будет наблюдать за происходящим в классе, постепенно привыкая к обстановке. Обязательно сопровождение: тьютор может комментировать происходящее в классе ребенку и использовать для этого карточки с описанием элементов урока.
Гиперактивность.
Активность ребенка нужно постараться направить «в мирное русло» - поручить ему собрать или раздать тетради, книги для всего класса, вытирать доску, проводить физкультминутки на уроке. Дети этой группы легче удерживают внимание, когда у них заняты руки. Уроки рисования, труда даются им легче других. Возможно, таким детям легче писать на доске, а не в тетради.
Снизить двигательную активность ребенка можно прикосновением к плечу, рукам, голове ребенка, более частым обращением своего внимания к ученику во время объяснения материала, частым называнием его по имени.
Необходимо постоянное разъяснение правил поведения, их четкое проговаривание, поощрение (похвала) правильных действий. Можно тоже обратиться к визуальной поддержке – карточкам-картинкам с изображением режимных моментов, расписанием занятий или последовательности действий. В тяжелом случае можно вывести подопечного из класса с целью переключить внимание на другую деятельность и повторить правила поведения повторно.
Повышенный мышечный тонус.
Ребенок должен комфортно сидеть. Необходимо следить за тем, чтобы он не мерз. При нарастании напряжения, утомлении, применять релаксирующие упражнения (потягивания) или легкий массаж (поглаживания, потряхивания).
Повышенная чувствительность к порядку.
Для этих детей важно понимание того, как проходит день в школе: как проходит урок, что происходит на переменах. В этом опять могут помочь карточки с пиктограммами, рисунками, фото, отражающие последовательность событий или действий. Можно использовать звуковые сигналы, обозначающие начало, конец урока, физкультурную паузу.
Снижение слуха.
Речь учителя должна быть максимально четкой. При объяснении необходимо находиться непосредственно рядом с ребенком. Учебный материал максимально должен быть представлен наглядно. Звуковое сопровождение урока можно давать ребенку слушать дома, в спокойной обстановке, чтобы он мог прослушивать и разбираться в том, что было пройдено на уроке.
Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).
Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.
Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ).
Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:
посадить ребенка за первую парту;
не поворачиваться спиной к обучающемуся;
чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.
Снижение зрения.
Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05 – 0,4.
Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по социально-трудовой адаптации.
Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.
Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в первых классах не должна превышать 7-10 минут). Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.
Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.
Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.
Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются учащиеся с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
Гимнастика до занятий, физ. минутки на уроках и лечебная физкультура (ЛФК) на коррекционных занятиях являются обязательными и проводятся по специальным программам.
Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие программы коррекционных занятий: мимика и пантомимика; ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка (СБО), развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук, логопедические занятия.
Наглядность должна быть яркая, крупная. Лучше, если ребенок сидит за первой партой.
Снижение интеллекта.
Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты должны быть максимально простые, короткие, внятные. Информация запоминается лучше, если она эмоционально окрашена. Эффективно и использование наглядных конспектов, опор.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий.
Эмоциональная неустойчивость. Высокая степень тревожности.
Обязательно должна быть возможность у ребенка выйти из класса, если он встревожен, расстроен, сердится, испугался. В комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, обсудить ситуацию, помочь успокоиться, прежде чем снова вернуться в класс. Разговаривать надо спокойно, с мягкостью в голосе. Если ребенок не понимает, что происходит в классе, надо очень мягко объяснить «почему, что и как», прокомментировать обстановку. В целях успокоения можно использовать различные приспособления для релаксации (игрушки «антистресс», мячики, мешочки с крупой и т.п.). Чтобы не отвлекать внимание других учеников, использовать предметы можно, держа руки под партой.
Проблемы с мелкой моторикой.
Необходимо сопровождение тьютора: можно использовать совместное письмо (держа руку ребенка в своей). Ручку надо подбирать удобную, с хорошим шариком, которая не пачкает. Можно вместо ручки использовать карандаш с мягким грифелем или ручку со стирающимися чернилами. Первое время тьютор сам стирает неправильно написанное, чтобы не тратить на это силы ребенка. Ручка и карандаш могут быть со специальной накладкой, обмотаны мягкой тканью, поролоном, чтобы ребенку было легче держать их. Если письменные принадлежности падают, поднимать их тоже лучше первоначально тьютору.
Можно использовать технику «мокрое письмо». Ребенок пишет на доске не мелом, а мокрой губкой. Нужно успеть решить пример, пока он не высохнет. При этом писать ребенку легче, чем мелом.
Список использованной литературы:
Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4:
Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
Дайджесты по инклюзивному образованию - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/
И. В. Карпенкова «Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы», М., ЦППРиК «Тверской», 2010
Сборник МОиН РФ «Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в образовательное пространство», М.,2014