КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж»
Управления образования акимата
Костанайской области
В помощь преподавателю
Методические рекомендации
по разработке
учебно-методических пособий
Карасу
2017 г.
Методические рекомендации
по разработке учебной литературы
Виды учебной литературы:
учебники (электронные учебники);
учебно-методические и дидактические пособия;
хрестоматии;
сборники задач и упражнений;
справочники;
мультимедийные и обучающие программы
Учебная литература должна реализовывать следующие функции:
информационную;
трансформационную;
систематизирующую;
самообразовательную;
интегрирующую;
координирующую;
контролирующую
Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышления, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.
Содержание учебного материала должно обеспечивать взаимосвязь между:
общими целями образования, соответствующими этапами развития общества;
задачами образования для данной отрасли и ступени образования;
системой учебно-воспитательных задач данного предмета;
принципами отбора и группировки учебного материала;
средствами конструирования учебного материала;
прогнозируемыми результатами обучения.
Принципы отбора содержания учебного материала
Основными принципами отбора содержания учебного материала являются:
целевое соответствие учебной литературы государственным общеобязательным стандартам образования и учебным программам;
научно-обоснованный подход к отбору учебного материала;
системность и последовательность в изложении материала;
четкость и преемственность в содержании учебного материала;
достоверность отбора и изложения материала;
наглядность;
соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям восприятия обучающихся;
содействие самостоятельному усвоению материала.
Структура учебника
Основными структурными компонентами учебника являются:
введение;
текст (основной, дополнительный, пояснительный);
иллюстративно-вспомогательный материал;
аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);
аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление);
Содержание учебника должно соответствовать следующим требованиям:
соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся;
соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала;
распределение материала по разделам, главам, темам;
каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с другими разделами и ступенями усвоения предмета;
обеспечение доступности изложения для обучающихся;
учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся;
реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.
В содержание учебника должны быть включены вспомогательные компоненты, иллюстративный материал, занимательные задания, направленные на развитие познавательных интересов и творческих способностей.
После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно – измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.
Главные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным материалам:
соответствие содержанию учебного материала;
обеспечение усвоения обучающимися программного материала;
отслеживание учебных достижений в виде ключевых компетенций по прогрессивным уровням и конкретным ступеням;
развитие познавательной мотивации и когнитивной деятельности обучающихся;
наличие разноуровневых заданий;
точность и ясность утверждений.
Требования к тексту
Текст, как главный компонент структуры учебника оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляется на основе дидактических принципов:
эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся;
последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора;
строгое соответствие изложения структуре содержания;
соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу;
применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.
Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки.
Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий.
Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие.
Иллюстративный материал учебника должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.
При разработке учебной литературы необходимо учитывать и применять возможности информационных и телекоммуникационных технологий.
Общие требования к разработке учебно-методического комплекса
В состав учебно-методического комплекса входят:
монографии, содержащие основные и новейшие сведения по отрасли, представленной соответствующим учебным предметом;
методические пособия, хрестоматии;
методические разработки курса;
дидактические материалы для дифференцированного и индивидуального обучения;
книга для обучающихся, содержащая необходимый текстовый, иллюстративный и дополнительный материал;
книга для чтения;
рабочая тетрадь, включающая задания для формирования умений и навыков обучающихся;
дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки;
аудиовизуальные и мультимедийные средства;
компьютерные обучающие программы.
Учебно-методический комплекс должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования.
Содержание учебно-методического комплекса должно содействовать доступности преподавания, способствовать раскрытию задач научно-прикладного значения данного предмета, отражать межпредметные связи.



Методические рекомендации по разработке
учебно-методических пособий
Общие требования к элементам учебно-методического комплекса. В системе методических пособий необходимо внедрить идеи оптимального выбора методов, форм и средств обучения. Все типы методических пособий призваны содействовать повышению допустимости преподавания, устранению перегрузки учащихся учебной работой. Достижение этой цели обеспечивают краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенствование методического аппарата. Стиль и язык методических пособий должны быть более доступными, позволяющими педагогам лучше учесть конкретное условие и возможности, свои собственные сильные стороны. Пособия необходимо лучше иллюстрировать, используя цветные фотографии, схемы, диаграммы, занимательные мультипликации и т.п.
По функциональным особенностям различают:
Пособия, посвященные теории изучаемого предмета, предполагающие:
- усиление методологического анализа тех или иных научных проблем;
- раскрытие межнаучных связей при описании конкретных научных проблем, включая открытия на стыках наук;
- отражение новейших достижений науки и техники.
2. Пособия по общим вопросам методики, в которых предполагаются:
- раскрытие задачи повышения научного и идейного уровня изучения данного предмета, пути усиления практической направленности преподавания, мировоззренческого воспитания учащихся;
- расширение возможностей педагогических работников в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, в применении компьютеров в обучении;
- рекомендации о методах и подходах к преодолению причин отставания учащихся в учебе, выявлении их интересов;
- рекомендации о формировании у учащихся общеучебных умений и навыков: навыков работы с книгой, приемов самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля в процессе учения, специальных практических умений;
- отражение межпредметных связей.
3. Пособия по методике изучения отдельных тем и разделов предполагают:
*Учет и использование рекомендаций современной дидактики об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, применении их в единстве, при этом
а) способами интенсификации обучения являются:
мотивация обучения;
увеличение объема усвоения учебного материала;
ускорение темпа обучения;
внедрение активных форм организации учебного процесса (семинары, собеседование, учебные дискуссии, практикумы, экскурсии, конкурсы, встречи);
б) способами оптимизации учебного процесса являются:
комплексное планирование задач образования, воспитания и общего развития учащихся при изучении данной темы;
отбор оптимального содержания материала для занятий по их научности, объему и доступности;
выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и контроля;
дифференцированный подход к учащимся разной успеваемости;
строгое нормирование объема и сложности домашних заданий, предупреждающее перегрузку учащихся.
* Учет основных функций элементов УМК, содействующих эффективности организации учебной деятельности учащихся. При этом элементы УМК должны:
1) На этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний способствовать повышению их самостоятельности в:
- процессе группировки фактов;
- приведении в готовность определенной совокупности ранее усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения нового материала.
2) В процессе ознакомления с новым материалом – содействовать активизации познавательной деятельности каждого учащегося при восприятии и осмыслении нового материала:
прививать умения наблюдать, находить существенные признаки;
самостоятельно в результате поиска формулировать выводы;
обосновывать свои практические действия;
способствовать повышению развивающей роли упражнений;
обеспечивать умственную активную работу учащихся;
совершенствовать практические действия в процессе упражнений;
способствовать сокращению времени на выполнение заданий тренировочного характера, репродуктивного характера;
прививать умения проверять, оценивать результаты своей учебной деятельности;
способствовать применению усваиваемого материала в творческой деятельности.
* Учет педагогических и методических требований, таких как:
1) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе подготовки к усвоению нового материала и требующих:
воспроизведения необходимых сведений;
группировки и выявления в правилах существенных признаков;
сопоставления незнакомого материала с ранее изученным;
накопления данных, необходимых для постановки познавательной задачи;
создания поисковых ситуаций, побуждающих к активной умственной и практической деятельности, с соблюдением требования посильности заданий для учащихся.
2) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, требующих:
активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом;
соотнесения ранее усвоенного материала с вновь овладеваемым;
анализ фактического материала, сравнения, нахождения сходств, различий, существенных признаков, характеризующих новое понятие, правила;
синтеза - объединения в общую систему существенных признаков, формулирования нового вывода, проверки результатов работы по обобщению материала;
практического применения теоретических положений, обоснования своих, проверки правильности выполнения заданий.
3) Наличие заданий, выполнение которых прививает учащимся умения обосновать практические действия в процессе пробных и тренировочных упражнений, требующих:
- закрепления знаний учащихся, выработку у них умений и навыков;
- применения усвоенных знаний, умений, навыков в разных ситуациях, в новых условиях решения новых задач и т.п.
4) Наличие заданий, требующих от учащихся повторения приобретенных умений и навыков в связи с усвоением нового материала, нацеливающих учащихся на:
- самостоятельное применение системы внутритемных правил, понятий, на их синтез, на проведение обобщений более высокого порядка;
- проведение сравнения изучаемого материала с повторяемым, самостоятельное усвоение смысловых ассоциаций между ними, умений и навыков по темам;
- формирование у учащихся умений самостоятельно делать сложные межтемные выводы.
5) Наличие заданий теоретического характера, формирующих у учащихся умения излагать письменно свои мысли, увеличивающих самостоятельную деятельность, творческую активность учащихся.
Требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы учащихся.
Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся:
не повторяет вопросы-задания и упражнения учебника;
рассчитан на индивидуализированную работу учащихся;
учитывает особенности развития и интересы учащихся;
повышает активность дидактических функций пособий;
повышает эффективность применения компонентов УМК;
обязателен в организации учебно-воспитательного процесса по реализации образования по данному предмету.
Одним из основных элементов УМК являются таблицы, которые содержат:
предметные и сюжетные картины, схемы-модели различных установок, оборудования;
группы сюжетных иллюстраций, слов и т.п.
связные тексты, варьирующие материал применительно к содержанию учебника, значительно обогащающие информацию.
Основное назначение таблиц состоит в том, чтобы:
вести с группой фронтальную работу, подготавливающую учащихся к самостоятельной работе;
обучать учащихся связно и последовательно рассуждать по содержанию сюжета, группы предметных иллюстрирований, схем-моделей;
индивидуально упражнять учащихся под контролем педагогических работников
подготавливать всех учащихся к восприятию нового материала на занятиях;
помогать демонстрировать учащимся и закреплять у них правильные представления под контролем педагогических работников, которые получает обратную информацию о качестве усвоения;
организовать внимание учащихся к главным моментам занятия;
усилить активную деятельность учащихся с разным уровнем подготовки;
создавать условия для воздействия педагогических работников на личность учащихся.
Основные требования к учебнику. Содержание учебника должно соответствовать основным принципам профильного обучения, отражать нетрадиционные подходы к изложению нового материала. Учебные материалы должны отвечать следующим требованиям:
научность и логичность изложения, соответствие учебного текста концептуальным идеям современного развития науки;
ясность, доступность и простота изложения содержания учебного материала, учитывающая психолого-возрастные особенности и индивидуальные способности учащихся;
соответствие содержания учебного материала требованиям программы и образовательных стандартов среднего образования;
грамотное описание методов и приемов структурирования учебного материала, способствующего повышению результатов.
1. Представление:
1.1. Опережающий подход – позволить учащемуся представить конечный уровень знаний в конце учебного процесса.
1.2. Мотивация. Направлена на усиление интереса к учебному процессу путем удобного и привлекательного расположения материала.
1.3. Отправная задача, ее основные характеристики:
сложность, представление новой ситуации;
доступность, необходимо превосходство над исходным уровнем знаний;
задача вытекает 1) из знакомой ситуации; 2) собственная инициатива;
формулировка задания должны быть лаконичной, точной в объяснении целей и средств.
1.4. Сопровождающий документ, объект, ситуация. Это текст, рисунок, фотография, схема.
1.5. Вводное упражнение. Позволит установить связь между имеющимся знанием и новым материалом.
1.6. Выездное занятие. Посещение предприятия, фирмы, музея и т.д.
1.7. Исследовательская работа, выполняемая учащимися. Поиск документов, методика опроса окружающих, постановка экспериментов.
1.8. Иллюстрация. Объект обучения должен быть проиллюстрирован примерами, рисунками, схемами. Изображения выполняют не только эстетическую, но и аттрактивную роль. Демонстрация или представление модели должно в точности соответствовать реальной ситуации.
1.9. Запоминание объектов обучения. Упражнения на закрепление в виде конспектов, схем, таблиц, графиков, контрольных тестовых заданий, упражнений. Ориентировано на использование усвоенных понятий в практике или ситуациях из реальной жизни.
2.1. Корректировка ошибок. При возникновении затруднений необходимо предложить учащимся различные виды деятельности, несущие дополнительные знания. Например: дополнительные упражнения.
2.2. Оценка полученных знаний (для преподавателя) в виде проверочных вопросов. В 3-х функциях:
1 - ориентации – сильные и слабые стороны
2 - регуляции - восполнение пробелов в знаниях
3 - непосредственной оценки – соответствие знаний уровню, определенному в начале учебного процесса.
3. Интеграция.
3.1. Связь с другими областями знаний. Связь между объектом обучения и другими знаниями (из других дисциплин).
3.2. Развитие ситуаций интеграции. Интегративные ситуации:
естественная ситуация близка к жизни
осложненная: необходимая и второстепенная информация
ситуация включает ранее полученные знания и требует высокого уровня.
4. Важнейшие этапы каждого уровня обучения.
минимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы;
оптимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы
минимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей);
оптимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей).
Структурные компоненты общей модели учебника

Основной: (теоретико- познавательные тексты (1гр); инструментально-практические тексты (2 гр).
Дополнительный: 1. документально- хрестоматийный материал; 2. дополнительный материал (углубленный);
3. обобщающий текст, выводы, резюме.
Пояснительный: примечания, разъяснения, словари
АОУ: логика изложения; яркий выразительный язык; структура построения текста; текстовые проблемные ситуации; вопросы, задания и ответы; систематизирующие и обобщающие таблицы.
ИМ: сюжетные, предметные документальные, технические фотоиллюстрации; чертежи; схемы; планы и карты; диаграммы и графики.
АО: предисловие; оглавление; рубрикация; штрифтовые и цветовые выделения; сигналы и символы; предметные и именные указатели.
Варианты создания учебников по специальным предметам для организаций начального и среднего профессионального образования.
В процессе создания концепции учебника важнейшими можно считать следующие:
А) Внешняя структура: разнородность публикаций (параллельные учебники); учебник должен выходить за рамки программы; учебник должен предлагать индивидуальную интерпретацию программы обучения; межпредметная корреляция учебника; учебник в системе печатных дидактических средств.
В) Внутренняя структура: расширение информационно-вспомогательных материалов; иллюстративное оснащение как составная часть содержания; типографская работа, вытекающая из предметного содержания; синтезирующие разделы; структура, способствующая самообразовательной работе.
Общая концепция учебника
↓
Формат
↓
Построение полосы
↓
Содержимое Вводные материалы |
Дополняющие материалы | Основной текст | Информационно-вспомогательные материалы |
Заключение; резюме; обращение к очередному учебнику |
Вводные материалы.
Основной текст.
- информационный блок
- материал для самостоятельной работы
Основной объяснительный текст сопровождается подтекстом, включающим виды учебного материала, наглядные пособия, дающие анализ производственного процесса, явлений, а также вопросы, задания к объяснительному тексту, внутри объяснительного текста, побуждающие к активному восприятию материала.
Дополнительные материалы:
- примечание;
- резюме (вопросов, отдельных тематических единиц);
- библиография (к отдельным вопросам)
4. Информационно-вспомогательные материалы:
- синхронные таблицы;
- указатели вопросов;
- список иллюстраций;
- список вспомогательных публикаций;
- оглавление
Сильный акцент должен быть сделан на информационно-вспомогательный материал, т.е. на хорошо продуманную функциональность. Словари, указатели авторов и др.- это необходимые элементы хорошего учебника. Они должны быть рабочим инструментом, собранием истин для запоминания. Весь учебный материал может быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), легко переносимых на компьютер. В заключении учебника для повторения всего материала дается система вопросов по основным темам.
Интегрированные учебники (интеграция предметов)
Специализация (несколько предметов)
I. Теоретическая часть
1.1. Основные положения по специальности (понятия, закономерности);
1.2. Содержание наукоемкое в отличие от школьных, которые более фактологические.
II. Практическая часть (технология процесса).
2.1. Порядок выполнения технологического процесса.
а) цели и задачи анализа
b) основные рабочие приемы
с) методика выполнения
d) оборудование (использование оборудования и инструментов)
е) результат (оценка)
2.2. Лабораторно-практические занятия
ІІІ. Контроль и оценка усвоения материала.
Тесты
Вопросы (проблемного характера)
Задания
Структура учебника по техническим специальностям
Глава І. Общая теория (основные понятия, общие положения, характеристика материалов, объектов, технологических процессов, техника безопасности, охрана труда и др.)
Глава ІІ. Изучение технологических процессов начального периода деятельности.
2.1. Назначение вида деятельности.
2.2. Сущность процесса.
2.3. Инструменты, оборудование и организация рабочего места.
2.4. Технологический процесс, правила и приемы деятельности (с иллюстративным материалом).
2.5. Механизация и автоматизация процесса.
2.6. Брак и безопасность труда.
2.7. Анализ результата (оценка качества выполненной работы).
2.8. Контрольные вопросы, задания, тесты, упражнения.
2.9. Критерии присвоения квалификационного разряда (низкий разряд).
Глава ІІІ. Изучение сложных видов технологических процессов для совершенствования мастерства (углубление знаний).
Изучение приемов для более сложных видов работы.
Техника выполнения учебной работы (со схемами и иллюстрациями и кратким текстом).
Применение в деятельности других видов техники (технологии).
Анализ результата (оценка качества выполнения работы).
Контрольные вопросы, задания, тесты, упражнения.
Критерии присвоения квалификации высокого разряда.
Словарь профессиональных терминов.
Справочный материал.
Использованная литература
1. Рекомендации по разработке учебной литературы. Мин .обр. инауки РК,2005г.
2. П.И.Пидкасистый. Педагогика. М. 2006 г.
3. И.П.Подласый. Педагогика. М. 2007 г.
4. Б.Т.Лихачев. Педагогика. М. 1998 г.
5. Д.Д.Столяренко. Педагогика. Ростов-на-Дону. 2007 г.
20
2
19
3
18
4
17
5
16
6
15
7
14
8
13
9
12
10
11