Практическое занятие № 8
Тема: «Религиозное воспитание и его роль в формировании толерантности» (2ч.)
Цель:
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Прочтите текст и выполните задания 1−6.
«…Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.
Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой её частью».
(Адаптировано по книге; Тимоненко Ю. Н., Скопинцева Ю. Н., Юкина И. В., Волохова Е. А. Культурология. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 18−20).
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
5. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
6. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в защиту своей позиции.
Задание 2. Соотнесите высказывания с заповедью.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
«Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
Воровство порождает лень и жадность.
Задание 3. Напишите эссе на тему: «Религия и толерантность в современном мире».
Задание 4. Подведите итог выполненной работе.