тема: Решение задач, связанных с физическими величинами
Цели: продолжить формировать умение представлять числа в стандартном виде; формировать умение сравнивать числа, представленные в стандартном виде; формировать умение решать задачи, связанные с физическими величинами; развивать умение анализировать и делать выводы, навыки самоконтроля и взаимоконтроля; воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организаци – онный момент | Проверка готовности учащихся к уроку, наличие раздаточного материала, листа самооценки. Алгебра дает общую «отмычку», которой открываются любые задачные «замки», тогда как арифметика подбирает к каждой задаче свой «ключ» . И.К. Андронов (слайд 2) | Положительный настрой на урок | 2 |
2 | Целевая установка | Определение темы и целей работы на уроке -Среди этого набора букв спряталось слово, которое поможет нам сформулировать тему урока.(слайд 3) ВАОЛРДЛЭШЩАЗАДАЧАШ ВЛИРЖРДЖДОЗОШАВ | Самостоятельное определение темы урока, запись темы в тетрадь | 1 |
3 | Устный счет | (слайд 4)1. Назовите число в стандартном виде: а) 608,5; б) 0,083; в) 400; г) 0,0009; д) 1,367; е) 2. 2. При каком значении п верно равенство: а) 32,4 · 10п = 0,00324; б) 0,072 · 10п = 7,2; в) 4 · 10п = 4. | 1.а) 6,08*102; б)8,3*10-2; в) 4*102; г) 9*10-4; д)1,367*100; е) 2*100 2. а) -4; б) 2; в)0 | 4 |
4 | «Сверхскоростной» математический диктант. | (слайд 5)Организация работы учащихся | Выполнение диктанта | 4 |
| | | | |
5 | Повторение и закрепление | В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа. Чтобы записать число в стандартном виде – если один из множителей уменьшается, то второй увеличивается и, наоборот, – если первый множитель увеличивается, то второй уменьшается. 1)Выберите букву, соответствующую записи числа в стандартном виде (слайд 6) – Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.) – Если вы вспомните произведение русского классика – вы назовете первого человека, который занимался нанотехнологиями, т.е. очень маленькими размерами. Это Левша. Он подковал блоху, сделанную англичанами, чтобы доказать, «что на Руси умельцы имеются, да получше чем везде». 2) Установи соответствие между единицами измерения физических величин.(слайд 7)  3) №1024 (слайд 8)
|
НАНО Ответы учащихся 2)Устанавливают соответствие 3) ρ = 7,8 · 103 кг/м3; ρ = ; m = ρ · V. Найдём объём железной пластины: V = 1,2 · 6 · 10–1 · 2,5 · 10–1 = 18 · 10–2 = 1,8 · 10–1 (м3); т = 7,8 · 103 · 1,8 · 10–1 = 14,04 · 102 = 1,404 · 103 (кг). О т в е т: 1,404 · 103 кг. |
3 5 3 |
| | 4) вариант 1 № 1022 (слайд 9) Вариант 2 № 1023 | Вариант1. Масса Земли в 9,4 раза Вариант 2. Масса Венеры в 390 раз | 4 |
| | | | |
6 | Тест | Организация работы учащихся | Работа над тестом | 6 |
7 | Графический диктант | Организация работы учащихся Ответьте на вопросы («да» – крышечка, «нет» –палочка) (слайд 10) Число 3 • 105 записано в стандартном виде Число 0,81 • 106 записано в стандартном виде 7,45 • 10–5 записано в стандартном виде Число 50 записано в стандарном виде Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем больше само число?» Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно? Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ будет числом в стандартном виде? В стандартном виде можно записать любое число.
| Выполнение диктанта | 9 |
8 | Домашнее задание | П.37 – 39, №1072(а; г; е), №1087(в;г), №1088 | Запись в дневники | 1 |
| | | | |
9 | Итог урока | Подведение итогов урока, комментирование полученных учащимися оценок. Рефлексия | Оценка собственных знаний по теме урока, выражение своего настроения в цвете | 2 |
Приложения
1.Запишите числа в левой колонке таблицы:
| Стандартный вид числа | Порядок числа |
Триста пятьдесят миллионов 350 000 000 |  | 8 |
Ноль целых одна миллионная 0, 000 001 |  | -6 |
Ноль целых двадцать семь миллиардных 0, 000 000 027 |  | -8 |
Четыреста восемьдесят миллиардов 480 000 000 000 |  | 11 |
Двести девяносто девять тысяч 290 000 |  | 5 |
2. Выберите букву, соответствующую записи числа в стандартном виде
270 | 27 ∙ 101 | П | 0,00088 | 0,88 ∙ 10-3 | К |
2,7 ∙ 102 | Н | 8,8 ∙ 104 | Т |
0,27 ∙ 103 | А | 8,8 ∙ 10-4 | Н |
35600000 | 3,56 ∙ 107 | А | 53,67 | 53,67 ∙ 101 | А |
3,56 ∙ 10 -7 | И | 0,5367 ∙ 10-2 | Е |
35,6 ∙ 106 | Т | 5,367 ∙ 101 | О |
3. Установи соответствие между единицами измерения физических величин.

5. Тест
Вариант 1.
1. Подчеркнуть числа, представленные в стандартном виде:
а) 3,9 * 10 9; б) 0,1 * 10 -5; в) 19,5 * 10 -10; г) 1/5 * 10 23; д) 10 -15.
2. Представьте выражение в виде степени числа 10:



а) 105 * 107 = б) 1/104 = в) 1/103 * 105 =
3. Укажите порядок чисел, представленных в стандартном виде:
а) 10-5 ; б) 4,8 * 10-2 ; в) 9,5 * 107.
__а)_________б)__________в)_________
4. Представьте в стандартном виде число:
а) 13600000 = ________________; б) 0,0035 = ___________________
5. Для каждого числа выберите соответствующую запись в стандартном виде и напротив числа запишите соответствующую букву:




1) 21 ; 2) 0,021 ; 3) 210 ; 4) 0,00021 ; 5) 2100* 10- 4 ;
6) 0,21*105 .
а) 2,1*104; б) 2,1*10- 2; в) 2,1*10- 4; г) 2,1*10-1; д) 2,1*10; е) 2,1*102
Вариант 2.
1. Подчеркнуть числа, представленные в стандартном виде:
а) 0,2*10- 6; б) 1,1*108 ; в) 12,3*1012 ; г) 1/4*10- 9; д) 1023.
2. Представьте выражение в виде степени числа 10:



а) 104 * 109 = б) 1/105 = в) 1/104 * 106 =
3. Укажите порядок чисел, представленных в стандартном виде:
а) 1016 ; б) 4,8 * 10-8 ; в) 9,4 * 104.
__а)_________б)__________в)_________
4. Представьте в стандартном виде число:
а) 75500000 = ________________; б) 0,00063 = ___________________
5. Для каждого числа выберите соответствующую запись в стандартном виде и напротив числа запишите соответствующую букву:




1. 35 2. 0,35 3. 3500 4. 0,000035 5. 350*10- 5
6. 0,035*107
а) 3,5*103; б) 3,5*10- 5; в) 3,5*10- 3; г) 3,5*10-1; д) 3,5*10; е) 3,5*105
Число | Стандартный вид , ,  |
1083000000000 |  |
125000 |  |
0,0000000003 |  |
0,0031 |  |
Образец |
Решение задач у доски:
1. Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 105 км. В году 3 · 107с. какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)
2.Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 106 световых лет. Сколько километров до нее?
3. Масса молекул воды 3 · 10-23 г, в капле воды 4,5 · 1019 молекул. Найти массу капли.
Устное задание.
(На доске таблица с названиями планет и расстояниями от Солнца до этих планет).
Найдите, какая планета ближе всего находится к Солнцу.
Найдите, дальше всего находится от Солнца.
Планета | Расстояние |
Венера | 1,082 · 108 |
Земля | 1,495 · 108 |
Меркурий | 5,790 · 107 |
Марс | 2,280 · 108 |
Нептун | 4,497 · 109 |
Плутон | 5,947 · 109 |
Сатурн | 1,427 · 109 |
Уран | 2,871 · 109 |
Юпитер | 7,781 · 108 |
Ребятам предлагается решить тестовую работу. Каждому ученику раздается тест. Тест проверяется взаимопроверкой: ребята меняются тестами и проверяют друг у друга (на доске весит таблица с ответами).
№2.Сравнить числа:
9,3*108 и 3,8*109;
1,9*106 и 9,1*105;
1,49*108 и 153 000 000;
4,17*1010 и 587 000 000.
Число | n | Число | n | Число | n |
1,392 • 109 м – диаметр Солнца | 9 | 5 • 10–8 кг – масса крыла мухи | –8 | 5 • 10–3 км/ч – скорость улитки | –3 |
1, 03 • 10–7 м – диаметр вируса гриппа | –7 | 5,5• 107 кг – масса Останкинской телебашни | 7 | 4,5 ______ км/ч – скорость человека | 0 |
Представить числа в стандартном виде и расположить эти числа в порядке возрастания размера, начиная с самого малого.
Бактерия пневмонии | 0,000 1 мм | 1*0,0001 | 1*10-4 |
Инфузория туфелька | 0,2 мм | 2*0,1 | 2*10-1 |
Молекула белка | 0,000 01 мм | 1*0,000 01 | 1*10-5 |
Атом водорода | 0,000 000 2 мм | 2*0,000 000 1 | 2*10-7 |
Остриё булавки | 0,1 мм | 1*0,1 | 1*10-1 |
Клетка крови | 0, 000 75 мм | 7,5*0,0001 | 7,5*10-4 |
Порядок числа показывает, на сколько разрядов нужно передвинуть запятую, чтобы опять придать числу его обычный вид.
тест