Педсовет
(1 слайд)«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.
(2 слайд)Цельпедсовета: включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.
Последние 10-15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концепцуальных идей и путей развития. Речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
(3слайд)Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много.
динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;
объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;
совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.
УРОК.
Тема сегодняшнего педсовета « Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.
А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают настрой учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.
Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.
(4 слайд)Что же представляет из себя современный урок?Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Требования к структуре урока говорят о необходимости:
Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.
(5 слайд)Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков в школе. Среди них:
увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;
слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;
недооценка специального продумывания целей и задач урока;
шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
перегруженность содержания учебного материала;
недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;
бедность арсенала выбора методов обучения;
слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
(7 слайд) Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелоересурсообеспечение. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Рассматривая самый распространенный тип урока –комбинированный с позиции основных дидактических требований и урок современного типа, становится ясно , что различаются они, прежде всего , деятельностью учителя и учащихся на уроке . Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
(8слайд) «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и члены педколлектива собрали фактический материал, который помог проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшего успешного освоения новых образовательных стандартов.
Анализ посещенных уроков показал, что урок в нашей школе как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания:
(9 слайд)
Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие формы работы, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность.
Работа с тетрадями обязательна, если тетрадь заведена.
Наличие плана.
(10 слайд)При подготовке к педсовету было проведено также анкетирование среди учителей. В нем приняло участие 75% педагогов школы. Ответы коллег практически подтверждают выводы по посещенным урокам.
Результаты анкетирования педагогов по теме «Ресурсы современного урока»
Анкета для учителей
Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы нашей школы?
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности) - 65%
Пассивная позиция части школьников в учебном процессе, бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда - 65%
Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника - 35%
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса - 30%
(11 слайд)Слабое знание личности школьника и классных коллективов, уроки-близнецы в разных классах - 24%
Недооценка специального продумывания задач урока - 24%
Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения - 24%
Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования -17,6%
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия - 12%
Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны - 6%
(12 слайд)Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными в нашей школе?
Здоровьесберегающие ресурсы (снижение тревожности и утомляемости)-65%
Проектировочные ресурсы (способы актуализации и реализации потребностей учащихся, обеспечивающие мотивацию) -59%
Инновационный ресурс (использование педагогических инноваций в образовательном процессе, экспериментальная и исследовательская деятельность) – 53 %
Информационный ресурс (развитие знаний, умений и навыков на основе использования ИКТ, культуры работы с информацией)-41%
(13 слайд)Совершенствование методических знаний и умений учителя (овладение педагогическими техниками) - 41%
Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение-6%
Более тесная связь педагогической практики с наукой-6%
Ресурс образовательных технологий-6%
Учет потребностей учащихся (индивидуализация обучения)-5,8%
Выводы
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, в творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.
(14 слайд)Результаты анкетирования учащихся 7-8, 11 классов «Каким вы представляете современный урок?»
Анкета «Современный урок и я»
№ | Основные вопросы | 7 -8классы | 11 классы, |
1. | Что для вас современный урок? | Интересный, понятный (61%) Веселый (23%) Работа на интерактивной доске(64%) | Интересный, Понятный (59%) Работа на интерактивной доске(86%) |
2. | Что вам больше всего нравится в уроке? | Все(52%) Проверка домашнего задания-4 % Объяснение учителя-15% Узнавать что то новое-47% Самостоятельная работа, самостоятельное принятие решения-18% Обсуждение пройденного материала-14% Просмотр презентаций -17% Работа в группе-12% | Выражение собственного мнения(64%) Самостоятельная творческая работа (29%) |
3. | (15 слайд)Какова роль учителя на уроке? | Объяснять новую тему(72%) Главная (24%) | Объяснять новую тему(12%) Координировать действия учащихся, наставник(45%) Дать хорошие знания , подготовить к ЕГЭ(67%) Главная(10%) |
4. | Когда вам больше нравится урок, когда учитель все преподносит сам или когда вы сами непосредственно участвуете в «добывании» знаний» | Учитель(56%) Сами (23%) | Учитель (47%) Сами(45%) |
5. | Нужна ли на уроке физкультминутка, если да , то почему? | Да (58%) Нет(42%) | Да(12%) Нет( 88%) |
6. | (16 слайд)Согласны ли вы с утверждением: «Взаимоотношения преподавателей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества» | | Согласен Скорее да , чем нет 89% Не согласен 11% |
7. | Согласны ли вы с утверждением: «Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учащихся» | | Согласен 11% Скорее да , чем нет 33% Сомневаюсь 11% Не согласен 45% |
Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий, школьники выделили такие черты современного урока , как сотрудничество , свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют учителям не «зацикливаться» на старых методах обучения .
Ученикам старших классов в отличие от 7-8классников больше нравится высказывать собственную точку зрения , спорить, дискутировать, заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить куспешной сдачи ЕГЭ.
Тревогу вызвали ответы учащихся 11-хклассов на вопросы ,где спрашивалось, согласны ли вы с утверждением : Взаимоотношения преподавателей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества(11% не согласны,) и преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учащихся (11% согласны,33%скорее да, чем нет,сомневаюсь-11%
(17 слайд)
Каковы же ресурсы развития современного урока:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
место – материально-технический, финансовый
Главный ресурс урока – как говорилось ранее,сам учитель
Первая группа ресурсов -здоровьесберегающие и развивающие технологии
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показал-39% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.
Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.
Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?
Здоровье сберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:
Личностно-ориентированные
Педагогика сотрудничества
Технологии развивающего обучения (ТРО)
Технология уровневой дифференциации обучения.
Здоровье сберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.Выступление учителя- здоровье сберегающие и развивающие технологии.(Ильина А.В.)
Перейдем к следующей группе ресурсов.
Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.
.
При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества..
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно- деятельностного подхода. Выступление Щербаковой Н.В.- системно-деятельностный подход-технология сотрудничества.
Следующая группа ресурсов-проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление
«Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.
(слайд) Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Выступление учителя-создание комфортной обстановки для учащихся(больше свободы, раскрепощения, творчество учащихся на уроке (МолинаН.Г.)
Материально-технический, финансовый ресурс
Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:
Информационные модули
Иллюстрации
Слайд-шоу
Аудио лекции
Видео
Электронные учебники и т.д.
Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Притча
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
Недаром я несколько раз говорила, что главный ресурс урока – сам учитель
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Решение:
Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:
С целью повышения качества образования использовать здоровье сберегающие и развивающие технологии;
Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов;
С целью организации эффективного учебно – воспитательного процесса с использованием ИКТ технологий активизировать работу МО педагогов школы по повышению ИКТ – компетентности;
Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;
Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;
Продолжить совершенствование материально-технической базы школы.