Ритуалы начала занятия
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала занятия, вы можете использовать и другие.
1. "Волшебный клубочек"
Дети стоят в кругу или сидят на ковре. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени и т. п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.
2 "Доброе животное"
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: " Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! " Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе! "
Вдох-все делают шаг вперед, выдох-шаг назад. "Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук- шаг назад и т. д. "
3".Дружба начинается с улыбки"
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
4"Комплименты"
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать соседу несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент говорит:" спасибо, мне очень приятно! " Затем он произносит комплимент соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", " цветочное".
во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми и показывает пример, подсказывает, подбадривает детей.
Волшебный клубочек.
Создаём общую паутину.
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передаёт клубок ниток ребёнку. Тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное слово» и т.п.
Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до педагога.
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
«С добрым утром!»
- С добрым утром, глазки! (дети слегка потирают глазки, затем широко их открывают)
- С добрым утром, ушки! (дети плотно закрывают ладошками ушки, а затем открывают их)
- С добрым утром, ручки! (детки поглаживают кисти рук, а затем весело хлопают в ладоши)
- С добрым утром, ножки! (дети поглаживают ноги, а затем весело топают ими)
- С добрым утром, СОЛНЦЕ! (дети протягивают руки к солнцу)
- Я ПРОСНУЛСЯ (проснулась)! (дети потягиваются и громко позевают)
Приветствия
Солнышко
Для этого приветствия необходимо вырезать из жёлтой бумаги солнце (круг) с отдельными лучиками (по количеству детей). Каждый ребёнок получает свой лучик. Жёлтый круг располагается в центре ковра. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют. Это приветствие позволяет видеть тех, с кем ещё не поздоровались, поскольку в руках у него ещё находится лучик.
Взаимные приветствия.
Дети приветствуют каждого по очереди и отвечают на приветствия – «Доброе утро, Саша!», «Доброе утро, Сергей!», пока все стоящие в кругу, не поприветствуют друг друга.
Варианты приветствий:
- изменения приветствия или добавление новых слов «Привет, Антон, я рад видеть тебя здесь!».
- жесты, рукопожатие, помахать рукой.
- передаём мяч, камешек, верёвку или любой другой предмет, который может иметь особое значение, по кругу, в то время, когда участники приветствуют друг друга.
Придуманные приветствия.
Дети могут сами придумать необычные приветствия, например, поприветствовать друг друга плечами, носами, лбами, ногами.
Окончание занятия – это завершение определённого вида деятельности. Но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к общению в группе и дома.
Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Круг друзей.
Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.
Солнечные лучики.
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Эстафета дружбы.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»