СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Род имен существительных"

Цели урока:

1.      Познакомить с приемами определения рода имен существительных.

2.      Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.СЛАЙД 2.

Каллиграфическая минутка

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка

Каким словом можно объединить эти слова? - семья

3.СЛАЙД 3  

Повторение изученного материала

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.

Слова какой части речи, вы, записали?

Что такое имя существительное?

Что могут обозначать имена существительные?

Какие постоянные признаки имён существительных вы знаете?

Как могут изменяться имена существительные?

СЛАЙД 4.

 Распредели слова в два столбика:

Мужчина   Женщина

Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.

– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?

– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться?

Мужской род      Женский род

он, мой      она, моя

4.СЛАЙД 5  

Прочитайте слова.

Выпишите в 1-й столбик существительные женского рода, а во второй – мужского рода.

Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение.

–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?

– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?

5.Проблемный вопрос.

– Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя? Муж. рода – он, мой?

– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода.

СЛАЙД 6.

Сообщение темы и цели урока.

– Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.

Имена существительные бывают:

•        мужского рода

•        женского рода

•        среднего рода

мужской род – он,  мой        женский род – она моя,  средний род – оно мое

СЛАЙД 7.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, мое!

Это правило твое!

6.СЛАЙД 8. 

Проблемный вопрос:

Ученик считает: Одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода. Например: голубь (м.р.) – голубка (ж.р.)

Прав ли он, как вы объясните?

 По родам существительные не изменяются.

СЛАЙД 9

Подберите к данным словам мужского рода – слова женского рода.

Медведь – медведица

Волк – волчица

Заяц – зайчиха

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

7. Первичное закрепление.

1. Работа в группе

Прочитай те строки из стихотворения Фета.

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Напишите род каждого существительного.

– Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.)

– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

8. СЛАЙД 10

Определи род имен существительных.

Бананы, яблоки, груши, арбузы, персики, апельсины

9.СЛАЙД 11.

Проблемная задача.

1. Определи род выделенных имен существительных.

Я видел в зоопарке кенгуру.

На завтрак я люблю пить кофе.

Колибри пьёт нектар цветов.

– Почему из предложений, которые составил ученик, неясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, колибри?

Как определить род этих существительных?

В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.

– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, маленькая колибри.)

Запишите полученные предложения.

10. СЛАЙД 15.

Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.

Кто быстрее. «Цепочка»

– Поставь слова в нужную форму и запиши сочетания слов. Определи род неизменяемых имен существительных.

Образец: быстрое такси (ср. р.)

Розов… фламинго (…)

Широк… шоссе (…)

Грустн… шимпанзе (…)

Вкусн… эскимо (…)

Горяч… какао (…)

Нов… пианино (…)

Интересн… кино (…)

СЛАЙД 17.

Проверьте себя!

11.СЛАЙД 18

Выполните тест, чтобы проверить себя, насколько усвоены знания, полученные на уроке.

ТЕСТ.

1. Продолжи правило: имя  существительное – это ___________ речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _______ _______.

2. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: он, мой.

         1) мужского рода        2) среднего рода 3) женского рода

3. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?

         1) он, мой  2) она, моя 3) оно, мое

4. Укажите имена существительные мужского рода:

         1) шофёр   2) метро     3) карусель         4) шампунь

5. Укажи  все существительные среднего рода единственного числа:

         1) уголь     2) облака   3) уравнение       4) письмо

*** Посчитай, сколько среди приведенных слов несклоняемых  имен существительных:

кофе, парта, девочки, кино, яблоко, земля, пони, костюм

         1) 1                    2) 2                      3) 3                          4) 4

СЛАЙД 19.

Проверь себя.

СЛАЙД 29

Оцени свои знания, покажи, какой смайлик ты заработал в результате тестирования.

 

12.Итог урока.

 

– Что узнали о роде имен существительных?

– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?

– Род каких имен существительных нужно запомнить? Почему?

 

СПАСИБО ЗА УРОК