СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Детское чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Книги читаются только детьми из тех семей, где:

Читают родители. Причем не время от времени, а постоянно. Книга является ценностью для обоих родителей или хотя бы для одного. Или для бабушки. Или хоть для кого-то, кто является для ребенка авторитетом и воспитывает его. Никакая декларируемая ценность, которая на самом деле не является ценностью для родителей, не будет усвоена детьми. Это просто трата слов. «Почему папа играет в стратегию, а мама смотрит сериал «Пупсики», а я читаю, как дурак? Да идите вы со своими книжками!» Нельзя сделать ребенка тем, кем вы сами не являетесь.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Детское чтение"»

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Книги читаются только детьми из тех семей, где:

1. Читают родители. Причем не время от времени, а постоянно. Книга является ценностью для обоих родителей или хотя бы для одного. Или для бабушки. Или хоть для кого-то, кто является для ребенка авторитетом и воспитывает его. Никакая декларируемая ценность, которая на самом деле не является ценностью для родителей, не будет усвоена детьми. Это просто трата слов. «Почему папа играет в стратегию, а мама смотрит сериал «Пупсики», а я читаю, как дурак? Да идите вы со своими книжками!» Нельзя сделать ребенка тем, кем вы сами не являетесь. Если вы не знаете нот, не стоит растить великого пианиста. Глупо наказывать ребенка за то, что вы когда-то кем-то не стали. Зато ребенок мгновенно прорастает талантом в направлении вашего главного увлечения. То есть если вы все время увлеченно рисуете, пусть даже на газетке в кухне — будет охотно рисовать и ходить в художественную школу. Все время болтаетесь на турнике — будет ходить на гимнастику. Мучаете в коридоре «тетю Грушу» — охотно пойдет на бокс. Потому что, он видит — это реальная ценность, а не надуманная. Дети не слушают, что мы говорим. Они смотрят, что мы делаем. Обмануть ребенка невозможно. Единственный способ исправить ребенка — исправиться самому. Или, если не получается, терпеть недостатки. Но не бить по лбу ребенка за свои недостатки. Крикливый папа, наказывающий ребенка за крикливость, а неаккуратная мама — дочь за неаккуратность, это нонсенс. Бить надо себя. Но наказывать ребенка нам технически проще, потому что он пока слабее. Но это пока… А потом, кто знает? Не получишь ли и сам от него по лбу? Не кулаком, так словами.

2. читают там, где Нет свободного доступа к телевизору и компьютеру. Но тут все понятно. Игра все равно будет перевешивать, потому что игра — это еще и адреналин. Убьют твоего человечка или нет. Выполнишь задание или не выполнишь. Конечно, удовольствие дают и книги, но удовольствие от книг менее острое и нужно приложить больше усилий, чтобы его получить. Что касается телеканализации, то ее лучше отключить совсем. Ничего полезного оттуда не вытечет. Хотя это тяжело сделать, пока в доме есть хотя бы один зависимый от нее человек: например, бабушка или дедушка. Сейчас, как показывает статистика, дети читают не больше 9 минут в день. А двадцать лет назад читали около 30 минут в день. (Кто-то больше, конечно, это статистика). Раньше не было ни телевидения такого сильного, ни сериалов, ни компьютерных игр, ни интернета, ни социальных сетей. А ведь это все забирает время. Учитывая же, что и школьная программа стала загроможденнее, времени на чтение мало. Многие вообще проскакивают чтение как стадию развития. Начисто. Потом максимум наверстывают на журнальчиках.

3. Надо читать ребенку вслух каждый день. Это, конечно, идеал, потому что много всяких обстоятельств бывает. Мама на работе, или в поездке, или возвращается поздно, когда ребенок уже спит. Но в любом случае полезно будет бросить в свою сумку детскую книгу (не самую тяжелую, но потолще) и читать ее в детской поликлинике, в очереди, в машине в пробке, или еще где-то. Таких минут набирается за неделю довольного много. Лучше читать, чем скучать и убивать время.

4. Мы любим делать то, что мы умеем делать! Пока у ребенка нет навыка свободного чтения, он не будет любить читать. Навык же этот приобретается только практикой. Поэтому надо заставлять, или убеждать, или упрашивать ребенка, то чтобы он как-то прочитал свои первые двести-триста страниц, после которых  отработается навык свободного чтения. Попросите вашего ребенка почитать вам вслух. Если он читает мало, то иногда срабатывает такой фокус. Вы прочитываете три четверти страницы, а он пару абзацев внизу страницы. Постепенно можно увеличивать количество абзацев. Кроме того, даже читающие дети сильно перевирают тексты. Попросите почитать их вслух, и вы поймете, что много слов не читается, а нетерпеливо «догадывается», так что в мозг ребенка попадает уже какая-то ахинея. Типа «палка гудит в лесу» вместо «галка летит по лесу».

5. Многие дети читают периодами. Некоторое время (неделя, месяц) могут прочитать много, потом наступает пауза. Потом полгода без книги и снова книжный запой, вызванный, допустим, интересной книгой, которую дала школьная подруга. Чтобы это ситуация не возникала, нужно постоянно подкармливать ребенка хорошими книгами.

6. Не все книги «идут» всем детям. В среднем, «идет» одна книга из трех-четырех предложенных книг. Этот принцип знают опытные библиотекари, когда пытаются подобрать к каждому читателю ключик в виде его собственной, особой книги. Для других, может, еще не пришло время. Так что бывает, что какая-то из книг «лежит» год-два, пока до нее доходят руки.

7. Не все дети читают охотно. Некоторые получают больше информации через слух. Тут бывает удобна аудиокнига. Аудиокниги часто бывают полезны, когда требуется прочитать тяжелую книгу, которая глазом идет плохо. А это добрая половина всей классики и школьной программы. И вообще после аудиокниг (полные варианты текстов, прочитанные хорошим актером) нередко начинают читать даже те дети, которых раньше сложно было «прокачать» на чтение.

8. Дети бывают разные. Все ваши, но все разные. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей — столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Родителем же владеет страх, что ребенок будет не таким, как ты того хочешь и ожидаешь. Обманет надежды. Причем надежды мыслятся обычно узко: сын должен быть голубоглазый шатен метр девяносто ростом, поэт, художник и юрист в одном лице, а дочь красавица с длинной косой и кроткими глазами. Но — скорее всего — не будет. Но будет другим, ничуть не хуже. Неправильно думать, что дети берут у нас только хорошие черты. Хорошие черты надо долго вырабатывать. Куда охотнее они перенимают именно плохое. Можно двести раз повторить слово «культура», и его не запомнят. Но стоит один раз сказать «блин» и через двадцать минут по детскому телеграфу его будет знать вся песочница.

Десять «почему» детям необходимо читать.


1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

 6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.

 8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.


Если вы, родители –

Ласкатели, хвалители,

Если вы, родители –

Прощатели, любители,

Если разрешатели,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы, родители –

Ворчатели, сердители,

А если вы, родители –

Ругатели, стыдители,

Гулятьнеотпускатели,

Собакозапретители….

То знаете, родители,

Вы просто крокодители.