СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание " Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание " использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание " Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"»

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.

  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»

  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

  3. Бедность речи.

  4. Недостаточный словарный запас.

  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей  Мнемотаблицы- схемы  — это

  • Обогащение словарного запаса.

  • Заучивание стихов.

  • Пересказ художественной литературы.

  • Обучение составление рассказов.

  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна ). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

 

Данную методику используют при отгадывании загадок:

 

 При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

  • Беседа о прочитанном.

  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

 

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок