Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Ейска
МО Ейский район
Родительское собрание по теме
«Формирование жизнестойкости обучающихся»
Подготовила
классный руководитель 6 «Б» кл.,
учитель русского языка и литературы
Килина Е.С.
2016-2017 уч. год
Цель родительского собрания: сформировать у родительской общественности понятие жизнестойкости детей: основные понятия по данной теме, структуру, содержание, условия формирования данного понятия.
План родительского собрания:
Погружение родителей в тему родительского собрания через создание проблемной ситуации «Дорога домой»
Методические материалы к собранию
Игра «Распредели действия»
Просмотр видеоролика «В жизни нет проблем, только возможности»
1. Погружение родителей в тему родительского собрания через создание проблемной ситуации «Дорога домой»
Вы очень спешите домой после трудного дня. В своих мыслях Вы уже отдыхаете со своей семьей, обсуждаете прошедший день. В радостном предвкушении садитесь в машину… И тут начинаются Ваши неприятности…
Вдруг привычная Вами дорога перекрыта, придется объезжать ее, потратив в три раза больше времени
На пути к дому вам встречается сотрудник ДПС, который просит предоставить ваши документы, хотя видимых нарушений явно не было.
И вот уже дом виден на горизонте, происходит непредвиденное – ломается машина… Без чужой помощи вам точно не обойтись..
Какова Ваша реакция? Наверняка, данная ситуация, нарушившая все ваши планы, просто выбьет вас из колеи, заставит вас нервничать, в конце концов, испортит ваше настроение на весь остаток дня, несмотря на то, что вы – взрослые люди, имеющие контролировать свои эмоции, чувства, мысли, слова, действия.
А представьте, что происходит с нашими детьми, у которых еще до конца не созрела психика, которые весь мир воспринимают либо как белую, либо как черную полосу, с детьми, порой не умеющими совладать со своими эмоциями и не умеющими верно принимать решение, в трудную жизненную ситуацию…
Очень часто наши дети просто ломаются, потому что у них еще не сформирована жизнестойкость
Что же это такое??? И почему мы этом сегодня говорим? Почему эта тема особенно актуальна в последнее время?
2. Методические материалы к собранию:
Понятие жизнестойкость отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека.
Жизнестойкость включает в себя три основных компонента.
1. Включённость. Она даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач.
2. Контроль. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чём-то ему полезной.
3. Вызов. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей. Чем более развита жизнестойкость, тем больше вероятности, что человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания. Жизнестойкость больше связана с реализмом, чес с оптимизмом.
Когда эти компоненты отсутствуют и нет поддержки со стороны взрослых или друзей, дети находят выход в нежелании продолжать жить.
Не кажется ли вам, какое ужасающее противоречие в том, что ребёнок, рождённый и предназначенный для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам не желает дальше жить???
Давайте рассмотрим признаки суицидального поведения подростков.
Группы риска
Можно выделить группы детей, которые в первую очередь подвержены суицидальному поведению:
1. Наследственные суициды. Дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
2. Лица, страдающие психическими заболеваниями.
3. Дети-инвалиды. Поскольку у большинства из них формируется комплекс неполноценности из – за своих физических нарушений.
4. Трудные подростки. Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неблагополучных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
5. Неформальные группы. В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда.
Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
Признаки суицидального поведения
Вас как родителей должны насторожить следующие признаки. Их существуют три группы, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков:
Первая группа - словесные признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат. – «двойственность») оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.
Вторая группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками этой группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.
Третья группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.
Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков.
В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Таким образом, характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.
Рассматривая развитие жизнестойкости у ребёнка детского возраста можно отметить роль значимого взрослого. Взрослый выступает посредником между ребёнком и совокупностью социальных ценностей, установок, норм, форм отношений и деятельностей. Исследования С. Мадди, показали устойчивую связь уровня жизнестойкости и условий раннего детского развития.
Сейчас мы с вами сделаем выводы, какие наши действия способны формировать жизнестойкость детей или же, наоборот, ее уничтожать.
Игра «Распредели действия»
На двух магнитных досках представлены рисунки родителей. По очереди родители определяют жизненные ситуации, влияющие на формирование жизнестойкости:
Стрессы
Воспитание уверенности
Подбадривание со стороны близких
Любовь
Забота
Отсутствие внимания
Вовлеченность в жизнь ребенка
Материальные трудности
Развод родителей
Частые переезды
Равнодушие
Частые ссоры
Неуспеваемость
Неналаженное взаимоотношения со сверстниками
Одиночество
Выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений могут повлиять: стрессы в раннем детстве (материальные трудности, развод родителей, частые переезды), воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов. Негативное влияние – недостаток поддержки, подбадривания близкими; недостаток вовлечённости в различные мероприятия, школьную жизнь, отчуждённость от значимых взрослых. В подростковом и юношеском возрасте наиболее типичным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизненная активность или пассивность формируется с детства на основе научения, воспитания. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
В конце хочется сказать: следуйте сами принципу и приучите детей следовать ему «В жизни нет проблем, есть только возможности»
Просмотр видеоролика.