СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 1 классе на тему «Как помочь ребенку стать внимательным?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности напрямую зависят от сформированности у них способности быть внимательными.Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 1 классе на тему «Как помочь ребенку стать внимательным?»»

Родительское собрание в 1 классе на тему

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?»


Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Одни справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности напрямую зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старался учитель использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий, и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно. 

Тем не менее ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Итак что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях, выделить важную , полезную, значимую в данный момент информацию. Именно эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Внимание имеет такие основные свойства, как концентрация, объем, устойчивость, распределение , переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито, — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания можно отнести игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Самое бесполезное, что может сделать взрослый , чтобы развить внимание ребенка – это ругать его за невнимательность и призывать быть внимательнее.

На самом деле невозможно ни взрослому, ни ребенку стать принципиально более внимательным, чем он есть. На короткое время, аврально под какую то задачу или в связи с опасностью внимание может мобилизоваться, но у авральной мобилизации очень короткий срок жизни. 

А чтобы стать более внимательным в принципе, нужно развивать специальную психическую функцию - внимание. НЕ ПРИЗЫВАТЬ, А РАЗВИВАТЬ.

Внимание, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно затребовано. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, то нужно постараться организовать специальные мероприятия, где его внимание активно бы работало.

Сразу скажу, что чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. Уже с детьми от 10 лет родители почти не могут воздействовать на уровень его внимания, так как ребенок уже захлопнул от родителей границы и взаимодействовать не хочет.

Важность развития внимания для воспитания ребенка невозможно переоценить. Внимание – огромная часть способности вообще ориентироваться в жизни. Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.

Нужно замечать кто где и кто в каком настроении, нужно подмечать нюансы ситуации и ее изменение. Чтобы обеспечить себе физическую безопасность, нужно быть внимательным к себе и к тому, что вокруг тебя стоит и движется.

В учебе внимание - это вообще одна из центральных необходимостей. Лучшие ученики часто далеко не самые умные, но часто очень внимательные дети. И какой ум без внимания, без способности подмечать детали, видеть их совокупность, уметь наблюдать…

В общем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов на успешную жизнь. Он не забывает записать задание, позвонить когда нужно родителям, у него не оказывается неожиданно гнилой банан в портфеле, он понимает, что вообще кругом него и перед ним происходит, он как бы заземлен в реальности, и это дает большие бонусы. Все свойства внимания обязательно нужно развить, в каком бы упадке они у вашего ребенка не были

Идеи для развития внимания.

Хорошая тренировка внимания происходит в жизни.

Идеи не должны реализовываться слишком серьезно, игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Это могут быть поручения в хозяйственных делах, сохраняя при этом позитивный настрой. Выполняя все хозяйственные поручения, ребенок должен понимать, что приносит пользу. Должен отчетливо себе представлять, в чем эта польза состоит и зачем его действие необходимо семье в целом. Работа по  хозяйству хорошо развивает внимательность.

Можно также просто задавать ребенку вопросы на внимание ,например:

- Кто стоял перед тобой в очереди?
- Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
- Какой мы проехали дом ? Цвет? Больше или меньше 3 этажей?
- Какого цвета были глаза у твоего собеседника?
- Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
- Какие знаки были на этой дороге?
- В какой шапке прошла женщина?

Вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания ребенка. Очень сложные или слишком простые вопросы разрушат игру, ребенок заскучает или будет раздражен, играть не захочет.


Более сложный вариант этой игры – описания объектов. Просите описывать более подробно места, предметы или людей, которые находились перед глазами достаточно длительное время. Например, попросите ребенка описать как можно подробнее остановку, на которой вы находились, научите замечать передвижение автобуса, название остановок, какую улицу проезжаем, куда сейчас поворачиваем, маршруты автобуса и т.д..или ,например,описать интерьер кафе, в котором только что были.

Понаблюдайте закономерности выкладки товаров в больших супермаркетах . Поручите ребенку смотреть сроки годности продукции или ее состав, и на этом основании нести или не нести продукты в семейную тележку в магазине.

Полезно и пояснить ребенку, зачем жвачки лежат именно на кассе, а не в начале вашего маршрута по торговому залу.

. Все задачи на ориентирование очень полезны, включают ребенка, тренируют внимание.

- Давайте ребенку сложные поручения. Например, попросите его купить хлеб.Но к сожалению многие не дают такого рода поручения детям (проще самим сделать), и в результате дети оторваны от жизненных реалий, но зато плотно связаны с виртуальной реальностью. Конечно, проще сделать всё самим, чем терпеть неудовлетворительный результат работы ребенка. Но воспитание идет только через организацию жизни, а не через родительские слова.

Ещё несколько идей для развития внимания.

Можно поручить ребенку сохранить семейные билеты и предъявить контролеру. Постарайтесь избавиться от позиции «давай сюда, а то потеряешь». Наоборот, доверьте ребенку важное и ответственное дело, только так развивается ответственность. Конечно, с билетов на самолет начинать не стоит, а вот билет в музей или кино можно доверить.

- Давайте поручения, требующие длительного внимания, например, поливать цветы. Настройтесь на то, что у ребенка поначалу не будет получаться, но умение регулярно за чем –то следить можно воспитывать.

Находясь в продуманных пространствах (музеях, метро, красивых интерьерах) обратите внимание ребенка на то, как сочетаются элементы целого. Как, например, форма светильника сочетается с узором на стенах, а цвет мебели подходит оттенку штор.Элементы целого можно искать в помещениях, архитектуре, на картинах .

.Можно ввести традицию белой скатерти раз в неделю. И не просто стелить эту скатерть на стол в завтрак,обед и в ужин , а стараться не оставлять на ней ни одного пятнышка.. Традиция белой скатерти не должна превратиться в домашний террор из-за пятен, она должна остаться позитивной. Во время ужина на белой скатерти дополнительно тренируется внимательность, так как аккуратная еда – дело для ребенка (и для взрослого) непростое!

Все предложенные практики объединяет одно – они требуют внимания и усилий ВЗРОСЛОГО. А вот регулярные нравоучения, насчет того, что нужно быть внимательнее, почти не требуют усилий, они импульсивны и привычны.

Можно услышать, ах, это все понятно, но это так сложно, а сил у меня так мало.

Однако, если вы хотите, чтобы ребенок поднапрягся и стал внимательнее, то напрягаться придется и вам, это необходимый элемент формулы успеха.