Материал к проведению родительского собрания на тему:
«Роль семьи в развитии
речи ребёнка».
МДОУ д/с №6 «Малышок»
г. Ершова, Саратовской области
Воспитатель: Кузнецова М.Н.
2013г.
Цели: раскрыть родителям важные стороны речевого развития детей; формировать у родителей способности оказания помощи в развитии познавательно-речевых способностей ребенка;
Задачи: обогатить знания родителей о роли игры в развитии речи ребенка; дать практические советы по приобщению детей к игре в условиях семьи; укрепить и скорректировать дружественные отношения с родителями.
Проведение собрания. Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка.
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является средством человеческого общения. Слово отражает единство речи и мышления. Грамотность речи определяет степень успешности обучения в школе.
Речевое развитие ребенка
на втором году
Второй год жизни - самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, активизируется словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.
Понимание речи
В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов знакомый ему предмет, найти на картинке кошку, собачку и других животных. В это же время он может показать, где у него глазки, где носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.
Рост активного словаря
В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в первом полугодии происходит небольшой рост (от 3 слов в один год до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев - 118 слов, 2 года - 300 слов).
Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова "мама, стульчик, мячик" - такие же имена собственные, как Маша, Саша. Это нулевая степень обобщения. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень обобщения, то есть начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет, но и трогать его руками, двигать, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол - это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол.
Формирование грамматического строя речи
Грамматический строй языка формируется поэтапно. В возрасте от 1 года до 1 года 10 месяцев называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: "ба" - собака, "ко" - молоко, "пу" - капуста и т. д. Также много звукоподражаний: "би-би" - машина, "ав-ав"- собачка. Ребенок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Первые слова не только называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, то есть являются одновременно предложениями. Слово "би-би" обозначает не только "машинка", но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами "дай машинку!"
Слова в предложениях, состоящих из нескольких слов-корней не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: "бай-бай" - спать, "бах" - упал и т. д. Много глаголов повелительного наклонения ("дай", "неси"). Вот примеры таких предложений: "ляля бух" (маленькая девочка упала), "мама ам" (мама ест), "кука бай-бай" (кукла заснула) и др.
В возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных тиров простых и сложных предложений.
В это время фраза состоит уже из 3-4 слов. Себя дети называют в 3 лице по имени.
Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями. Но их речь еще остается очень несовершенной в силу несформировавшегося звукопроизношения.
Развитие произносительных навыков
Темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарем и грамматическим строем. Можно сказать, что ребенок в это время занят другим. Причины искаженного звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребенка еще не совершенен.
В начале второго года жизни ребенок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более легкими в произнесении. Причем большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствует и позже утрачивается. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка.
К полутора годам ребенок четко произносит гласные звуки А, И, О, У, Э, согласные Б, П, М, И, К, Г. Из гласных отсутствует звук Ы.
Возрастной нормой является также опускание звуков Р, Л : "ыба" вместо "рыба", "пахая" вместо "плохая", "тамвай" вместо "трамвай". Из твердых звуков начинают произноситься В, Ф, X, а у части детей и Т, Д, Н. Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.
Итоги второго года жизни
Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действий и предметы. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). После 1,5 лет начинают задавать вопросы: "Как это называется?", "Что это?" В активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам - 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов. В речи много глаголов в повелительном наклонении. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно. У многих детей слабый, тихий голос.
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, котороя нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.) особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок,посещает детский сад, будет подвергается насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках на детских утренниках такие дети не участвуют, стесняются. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом у него появятся дети которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Или же наоборот ребенок вырастет агрессивным и озлобленным на весь мир.
Роль игры в развитии речи
Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.
Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенка в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.
Использование именно такого принципа «Играя, развиваем речь» позволяет добиться эффективных результатов. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
Предложить родителям назвать свои любимые игры.
Сегодня существует множество интересных развивающих настольно-печатных и дидактических игр. Благодаря дидактическим играм дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра является эффективным методом обучения. Дидактическими играми можно занять ребенка и дома.
Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал я учитывала и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.
Вот некоторые рекомендации, «игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Игра 1: На пластмассовый поднос среднего размера желательно яркого цвета насыпать любую мелкую крупу. Предложите ребенку пальцем проводить по крупе: провести волнистые и кривые линии.
Игра 2: Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь Вам: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание
Игра 3: Создайте коробку с бусами, ленточками, веревочками. Предложите ребенку сделать бусы для друзей и родных.
Подведение итогов: Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов